Напоминание

Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по ОО "Речевое развитие" Тема "Домашние животные" (старший дошкольный возраст)


Автор: Костромитина Татьяна Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 439 комбинированного типа
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по ОО "Речевое развитие" Тема "Домашние животные" (старший дошкольный возраст)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема «Домашние животные» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
ОО «Речевое развитие»  Активизировать словарь по теме: «Домашние животные».  Закреплять умение делить слова на слоги.  Упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах с предлогами –в-у-.  Продолжать учить детей описывать объекты совместно с педагогом. ОО «Социально-коммуникативное развитие»  Воспитывать нравственные нормы правил совместной деятельность.  Развивать способность договориться; вести диалог; выполнять анализ и самоанализ.
Используемые технологии:
«Соты», «Аквариум», Кейс - иллюстрации.
Содержание занятия
: - Ребята, посмотрите, кто сегодня у нас просит помощи. Вы узнали его? (Это пёс Шарик из деревни Простоквашино) - Чтобы ему помочь нам понадобится много сил и знаний, давайте настроимся: (
самомассаж
- Ушки, ушки слышат всё-3 раза; глазки, глазки видят всё – 3 раза; я дышу, дышу, дышу).
Технология «Соты», Цель:
закреплять умение детей дифференцировать домашних и диких животных. Развивать способность работать в парах. В центре ячеек сот - портрет Шарика из Простоквашино.(Приложение №1)

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный
Организует предъявление ситуации, вовлекающей детей в совместную деятельность. - Решил Шарик обзавестись домашним хозяйством, а каких животных ему выбрать не знает. Ваша задача - посмотреть внимательно, выбрать одного животного и объяснить свой выбор. Принимают предложенную ситуацию.
II. Организационный
Помогает детям распределиться на пары по желанию. -Договоритесь кто с кем будет выполнять задание в паре. Уточняет правила и нормы сотрудничества (взаимодействия) -Вспомните правила работы в паре. Распределяются на пары. Осознают нормы и правила сотрудничества (взаимодействия). (Внимательно выслушать товарища, не перебивать говорящего; если что-то непонятно – задать вопрос; договориться, кто о чём будет рассказывать; сообщить общее решение).
III. Деятельностный
Активизирует необходимые знания детей. - Ребята, давайте подумаем, каких животных лучше завести Шарику? А каких животных мы называем домашними? Побуждает к конструктивному взаимодействию. - Каждая пара возьмёт конвертик с картинками животных сделает свой выбор и объяснит.(Приложение №2) Поощряет детей за активность, творчество при выполнении задания, соблюдения правил сотрудничества. -Молодцы! Ваша пара соблюдает правила сотрудничества! -Договоритесь, как вы будете отвечать: по одному или парой (один начнёт другой продолжит). Активизируют необходимые знания. (Нужно взять домашних животных, потому что они приносят пользу и они ручные и за ними можно ухаживать) Активно взаимодействуют в парах. Выполняют задание. Проявляют активность, интерес в ходе выполнения задания. Договариваются об ответе, приходят к соглашению относительно ответа.
IV.Заключительный
Помогает соотнести результаты деятельности с поставленными задачами, обобщить результаты и сформулировать выводы. - Чья пара готова сделать выбор и объяснить? Организует рефлексию, дает общую оценку деятельности детей. - Проанализируйте ответы товарищей. Как вы думаете, получилось ли у нас помочь Шарику отобрать животных? Кто ещё хочет, что- то добавить? Легко ли Выставляют свою карточку в ячейку сот. Пары представляют свой ответ. (Нужно взять корову, потому что она даёт молоко. Нужно взять собаку, потому что она охраняет дом. Нужно взять свинью, потому что она даёт мясо. и т.д.)
вам работалось в парах? Соотносят полученные Обеспечивает возможность результаты с поставленными использования полученных знаний в задачами и формулируют повседневной жизни выводы на основе умозаключений. Проводят анализ работы в парах (взаимо – и самоанализ) Присваивают новые знания и умения. - Для животных Шарик построил жилище, а расселить животных просит вас. Кто где живёт?
Д/И «Кто где живёт»
(Приложение №3) (Корова живёт в коровнике. Свинья живёт в свинарнике. Лошадь живёт в конюшне. Собака живёт в конуре. Коза живёт в сарае. Кошка в доме.)
-
Какое маленькое слово встречается в ваших предложениях? (Маленькое слово –в-)
-
За животными надо ухаживать, давайте мы с вами расскажем Шарику что делать?
Подбирайте

слова-действия.
(Мыть, кормить, стричь, чесать, чистить, подковывать и т.д.) - Вы всё правильно сказали, только так много животных, что Шарик не знает, кого чем кормить? Подскажите ему
. Д/И «Кого чем угостим»
(Приложение №4) (Корову – травой, сеном. Собаку – мясом, косточкой. Кошку – рыбой, молоком. Свинью – овощами, отходами. Козу травой, сеном. Лошадь овсом.) - Мы уже во многом помогли Шарику разобраться, что пора нам уже отдохнуть и поиграть в любимую игру: «Я и мы».
Физ.минутка.
(Один ребёнок в кругу показывает действия и говорит: я – шагаю, дети отвечают: и мы – шагаем и т.д.)
Технология «Аквариум». Цель:
закреплять умение детей делить слова на слоги; называть детёнышей животных. Развивать способность детей во время оказывать помощь товарищу.
Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Создает
игровую или проблемную ситуацию для постановки цели. - Ой, пока мы с вами играли, детёныши наших животных разбежались, ловить их будем, называя, сколько слогов в слове. Нужно Осознают поставленную цель. Принимают предложенную ситуацию.
поставить рядом с нужной цифрой. А потом отведём к мамам и скажем у кого кто. (Приложение №5)
II. Организационный
Помогает детям распределиться на тройки. -Обратите внимание на свои значки и найдите одинаковые. Это и будет ваша группа. Уточняет правила и нормы сотрудничества (взаимодействия). -Вспомните правила работы в тройке. Распределяются на малые группы. Осознают нормы и правила сотрудничества (взаимодействия) (Внимательно выслушать товарища, не перебивать говорящего; если что-то непонятно – задать вопрос; договориться, кто что будет делать).
III. Деятельностный
Активизирует необходимые знания детей. - Ребята, чтобы определить сколько слогов в слове, что нужно сделать? Побуждает к конструктивному взаимодействию. - Присаживайтесь первая группа, посмотрите, подумайте, договоритесь и приступайте к заданию. А ребята наблюдатели внимательно смотрите, правильно ли выполняет задания первая (вторая) группа. - Меняйтесь местами и вторая группа найдет, каждому детёнышу маму. - Правильно ли выполнили задание? Все животные нашли своих деток? Косвенно управляет процессом достижения цели (поддерживает мотивацию, вносит корректировки) Активизируют необходимые знания. (-Проговариваем слово (пропеваем), прохлопываем и находим нужную цифру). Активно взаимодействуют в малых группах. Выполняют задание Вырабатывают новые знания и умения
IV.Заключительный
Помогает соотнести результаты деятельности с поставленными задачами, обобщить результаты и сформулировать выводы. - Все ли справились с заданием? Всё ли у вас получилось? Организует рефлексию, дает общую оценку деятельности детей. - Молодцы! А как вы думаете, почему у нас всё получилось и правильно? Обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни Соотносят полученные результаты с поставленными задачами и формулируют выводы на основе умозаключений. Проводят анализ работы в малых группах (взаимо – и самоанализ) (- Мы работали дружно, вместе, помогали друг другу. Мы старательно применяли все знания). Присваивают новые знания и умения.
Психологическая разрядка.


Технология кейс-иллюстрация.

Этап

Деятельность

взрослого

Деятельность

детей

I этап

Мотивационный
Привлекает внимание дошкольников к предстоящей деятельности. Пробуждает интерес. Создаёт мотивацию к предстоящей деятельности. - А вы знаете, что сегодня день рождения у козлика, Шарик снял всё день рождение на фотоаппарат и вот что получилось. Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.
II этап

Ознакомительно -

аналитический
Знакомит с ситуацией или заданием; фиксирует внимание на её осмыслении. Формулирует суть проблемы. Побуждает детей к выделению главной идеи, необходимости разобраться в коллизии Определяет цель предстоящей деятельности. (Воспитатель показывает первую картинку).Приложение №6 И зачитывает текст: «У козы родился козлёнок. У козлёнка наступил день рождение. На день рождение козлёнок пригласил животных: корову, лошадь, свинью, собаку, кошку. Для животных козлёнок приготовил угощение: корове – косточку; свинье – молоко; собаке – овёс.; кошке – траву; лошади –рыбу…» -Ребята, подумайте и скажите, что же чувствовали гости? Знакомятся с ситуацией, заданием. Присваивают проблему. -Приглашённым гостям очень неприятно, что их угощают тем, что они не любят. Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют). Концентрируются на поиске цели предстоящей деятельности.
III этап

Организационно -

поисковый
Организует детей в группы. Фиксирует внимание детей на правилах сотрудничества. - Объединитесь в тройки так, с кем бы вы хотели пойти на день рождение. -Вспомните, как мы с вами работаем в группе. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска вариантов решения ситуации или задания. - Как вы думаете, что сделали приглашённые гости? Побуждает детей к выработке решения предложенной ситуации. - Чтобы сделали вы на месте гостей? Объединяются в группы. Вспоминают и уточняют правила сотрудничества. (Внимательно выслушать товарища, не перебивать говорящего; если что- то непонятно – задать вопрос; договориться, кто что будет делать). Участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют. -Животные решили помочь разобраться с угощением, так как он ещё маленький. -Чтобы не обидеть именинника, гости сделали вид, что всё хорошо. Находят общее для всей группы решение.
IV этап

Презентационный
Организует презентацию решения. Активизирует детей к выступлению. - Договоритесь в группах и решите, кто будет говорить, а кто будет помогать, если это будет нужно. Помогает проанализировать принятое решение. Представляют вариант решения и обосновывают его.

V этап

Итоговый
Побуждает детей к обсуждению правильного решения. -А что на самом деле произошло, послушайте и посмотрите. Приложение №7 Зачитывает конец истории: «Гости обиделись и ушли» Просит дошкольников найти аналогию в собственном опыте, проанализировать и сделать вывод о важности правильного решения. -А что нужно было сделать козлёнку, чтобы такого не произошло? -Расскажите, а как вы готовитесь к встрече гостей? Обсуждают окончательный вариант решения. -Нужно было заранее узнать вкусы гостей. Накрыть шведский стол. Накрыть стол, а гости сами бы сели куда выбрали. Приводят примеры аналогичных ситуаций из собственного опыта, размышляют о важности правильного решения в подобных ситуациях.


В раздел образования