Напоминание

Звуковая культура речи как один аспектов интеллектуального развития дошкольников


Автор: Москович Ирина Станиславовна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад №378"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Звуковая культура речи как один аспектов интеллектуального развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Звуковая культура речи как один аспектов

интеллектуального развития дошкольников

Консультация для родителей

Учитель – логопед: Москович И.С
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи. В дошкольные годы происходит интенсивное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления со словом. В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре, о звучащем слове – единице языка. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать слова, вычленять звуки, анализировать звуковой и слоговой состав, слышать ударения. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослые своевременно приходят на помощь малышу и целенаправленно руководят развитием его речевой деятельности. В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи:
— формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами; — развитие голосового аппарата; — выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности. Реализация задач формирования звуковой культуры речи (ФЗК) осуществляется по двум направлениям: Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха), включая его компоненты – фонематический, звуковысотный слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи. Развитие речедвигательного аппарата ( артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи ( произношение звуков, четкой дикции ). В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка и форм речи Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 4-5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Большое значение имеет психофизическое состояние здоровья ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, а также его физическое (соматическое) состояние. Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.


В раздел образования