Звуковая культура речи как один аспектов интеллектуального развития дошкольников
Автор: Москович Ирина Станиславовна Должность: учитель логопед Учебное заведение: МАДОУ "детский сад №378" Населённый пункт: г.Челябинск Наименование материала: Статья Тема: Звуковая культура речи как один аспектов интеллектуального развития дошкольников Раздел: дошкольное образование
Учитель – логопед: Москович И.С
Звуковая
культура
речи
является
составной
частью
общей
речевой
культуры.
Она
охватывает
все
стороны
звукового
оформления
слов
и
звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и
скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение.
Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов,
наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия
своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В
дошкольные
годы
происходит
интенсивное
развитие
ребенка:
он
овладевает
речью,
знакомится
с
богатством
звукового,
лексического
и
грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления со
словом.
В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте
детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре,
о звучащем слове – единице языка. Овладение ребенком речью связано с его
повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова
очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в
звуковой
форме
речи
возникает
уже
в
преддошкольном
возрасте.
Учась
отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора
разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, ребенок производит большую
мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем ребенок
специально
учится
вслушиваться
в
звуки,
из
которых
состоят
слова,
различать слова, вычленять звуки, анализировать звуковой и слоговой состав,
слышать ударения.
Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый
ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии
ребенка,
этот
путь
не
должен
осуществляться
стихийно.
Взрослые
своевременно приходят на помощь малышу и целенаправленно руководят
развитием его речевой деятельности.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду
педагог решает следующие задачи:
— формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного
произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;
— развитие голосового аппарата;
—
выработка
умеренного
темпа
речи,
правильного
речевого
дыхания,
навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Реализация
задач
формирования
звуковой
культуры
речи
(ФЗК)
осуществляется по двум направлениям:
Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха), включая
его компоненты – фонематический, звуковысотный слух, восприятие темпа,
силы голоса, тембра речи.
Развитие речедвигательного аппарата ( артикуляционного, голосового,
речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи
( произношение звуков, четкой дикции ).
В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется
особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности.
Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон
языка и форм речи
Словарь
и
грамматический
строй
развиваются
и
совершенствуются
постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в
школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к
4-5
годам.
Поэтому
воспитание
правильного
произношения
всех
звуков
родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется
постепенно, вместе с развитием ребенка.
Большое значение имеет психофизическое состояние здоровья ребенка –
состояние
его
высшей
нервной
деятельности,
высших
психических
процессов
(внимания,
памяти,
воображения,
мышления,
а
также
его
физическое (соматическое) состояние. Все вышеперечисленные факторы в
значительной
степени
зависят
от
окружающей
среды.
Если
не
создана
обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его
физическое и психическое развитие.