Автор: Тукеева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Новоленинский детский сад Населённый пункт: Иркутская область, с.Новоленино Наименование материала: проект Тема: Педагогический проект "Пожар" Раздел: дошкольное образование
«Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор
формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель МКДОУ Новоленинский детский сад
Тукеева Т.Н.
Актуальность проекта:
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей
дошкольного
возраста
осознанного
отношения
к
себе
как
к
активному
субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с
тем,
что
у
детей
этого
возраста
отсутствует
защитная
психологическая
реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-
то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
Подсчитано:
на
тысячу
пожаров
сто
вспыхивает
по
вине
детей,
которые
становятся
жертвами
своего
незнания,
легкомыслия
и
шалости
детей
с
огнём. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это
не
может
не
вызвать
тревогу.
Родители
подходят
к
этой
проблеме
не
достаточно
серьезно.
Детям
разрешают
играть
пожароопасными
предметами,
в
доступном
месте
хранятся
спички,
у
многих
зажигалка
является
обычной
игрушкой.
И
мы
пришли
к
выводу,
что
необходимо
изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить
усилия
ДОУ
и
родителей
для
того,
чтобы
уберечь
детей
от
возможной
трагедии,
ведь
детский
возраст
является
самым
благоприятным
для
формирования
правил
пожарной
безопасности.
В
группе
накоплен
достаточный
наглядный,
методический
материал
по
ознакомлению
дошкольников
с
правилами
противопожарной
безопасности.
Проект
позволит
на
основе
интегрированного
подхода
реализовать
идею
формирования
у
детей
осознанного
отношения
к
себе
как
субъекту
противопожарной безопасности.
Цель проекта:
Оптимальное педагогическое сопровождение процесса формирования у
дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи:
- расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций
(стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме,
природе;
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной
безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести
диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
-способствовать овладению приемами элементарного практического
взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно
потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение
к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
- формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь
детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические
навыки поведения детей при возникновении пожара;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих
силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
- показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе
реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Вид проекта: краткосрочный, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители и воспитатели.
Ожидаемые результаты:
- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и
разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование
устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного
поведения;
- создание необходимых условий для организации деятельности по
пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
- координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между
родителями и сотрудниками ДОУ;
- изменение отношения родителей к данной проблеме.
Продукт проектной деятельности
Изготовление совместно с родителями поделок «Что мы знаем про огонь»;
Продуктивная деятельность рисование рисунков «Пожар»;
Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности.
Презентация проекта
Интеллектуальная занимательная игра «Большие буквы»
Игра для родителей «Сто к одному» с участием детей.
Работа над проектом проводится в несколько этапов.
Подготовительныйэтап (2 дня)
- Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной
пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную
литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и
театрализованной деятельности по противопожарной тематике.
- Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной
безопасности дошкольников.
- Провести опрос детей.
1. Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
2. Как вызвать службу спасения?
3. Перечисли правила обращения с бытовыми приборами (дидактическая
игра «Наши помощники»).
4.Назови пожароопасные предметы.
5. Отчего может возникнуть пожар?
6. Перечисли правила поведения при пожаре.
7. Назови правила пожарной безопасности.
8. Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
9. Перечисли правила поведения дома (решение проблемных ситуаций
«Когда дети остаются дома одни»).
Основной этап (2 недели)
- Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.
Заключительный этап (1 неделя)
- Представить результаты и итоги проекта общественности.
- Обобщить и распространить опыт работы по проекту.
Проводятся разнообразные формы работы по направлению
противопожарной безопасности. Обучение осуществляется через совместную
и индивидуальную деятельность с детьми и родителями. Задачи этого
образовательного направления планомерно решаются через все виды
деятельности детей, что не создаёт нагрузки для детей.
Схема реализации проекта
Образоват
ельные
области
Формы организации
образовательного процесса
Построен
ие
предмет
но-
развива
ющей
Участие
родителей
НОД
ОдвРМ
среды
Физическа
я культура
Социализа
ция
Труд
Коммуник
ация
Познание
Чтение
художеств
енной
литератур
ы
Художеств
енное
творчеств
о
Музыка
Здоровье
Безопасно
сть
Познавате
льное
развитие
«Ни
ночью, ни
днем не
балуйся с
огнем».
«Осторожн
о,
Колобок».
-
Интеллект
уальная
занимател
ьная игра
«Большие
буквы»
Развитие
речи
-
Составлен
ие
рассказов
по
схематичес
ким
моделям
«Мальчик
– спички –
пожар -
пожарная
Подвижные игры : « Кто
быстрее соберётся на
пожар»,«Пожарные на
учении», «Весёлые
старты», «Тушение
пожара»- метание
мешочков, «Спасание
пострадавшего» - бег
парами в обруче.
Игра-эстафета
«Отважные пожарные».
Пальчиковая игра
«Пожарные»
Сюжетно-ролевая игра:
«Пожарная часть»,
«Дом»
Д/игра:
«Последовательные
картинки», «Слушай
внимательно», «Если
возник пожар», «Это я,
это я, это все мои
друзья», «Доскажи
словечко», игра-загадка
«Слушай внимательно»,
«Найди ответ», игра-
аукцион «Одежда
пожарного раньше и
сейчас» , «Это следует
запомнить», «Кто
быстрее отберет
картинки с
изображением
Информац
ионно-
познавател
ьный
уголок
безопасно
сти.
Макет
«Пожарная
часть»
Настольна
я игра
«Служба
спасения»
Дидактиче
ские игры.
Тематическ
ий
книжный
уголок.
Атрибуты и
декорации
для театра
игрушек
«Кошкин
Организа
ция
экскурсии
в
пожарную
часть и
участие в
ней.
Изготовле
ние
совместно
с
родителя
ми
поделок
«Что мы
знаем про
огонь».
Папки-
передвиж
ки для
детей и
родителе
й по
пожарной
безопасно
сти
«Осторож
но огонь»,
«Спички
детям не
игрушка»,
«Как
правильн
машина».
-
Творчески
й рассказ
типа:
«Измени
рассказ,
чтобы у
него был
хороший
конец».
Ознакомл
ение с
художеств
енной
литератур
ой
- Чтение
С.Я.Марша
к «Кошкин
дом».
– Чтение
С.Я.Марша
к
«Пожар».
предметов,
необходимых для
тушения пожара»,
«Разложи по порядку»,
«Домино», «Лото», «Как
делать нельзя».
Экскурсия по детскому
саду (познакомить с
уголком пожарной
безопасности).
Экскурсия в музей
пожарной части.
Работа с книгой в
книжном уголке:
Заучивание
стихотворения
«Тревога» М.Лазарева.
ЧтениеЛ.Н.Толстой
«Пожар», «Пожарные
собаки».
Чтение сказки «Как
Тимоша царевну спас».
Отгадывание загадок об
огне. Пословицы и
поговорки о пожаре и
огне.
Составление рассказов
со словами: утюг, ткань,
штора, пламя, дым,
вода.
Диспуты: «Огонь –
важное открытие
древнего человека»,
«Как человек огонь
приучил», «Огонь –
мастер на все руки».
дом».
Видеофиль
мы «Игры
с огнём»
(смешарик
и);
презентац
ии
« Правила
поведения
», «Если
случился
пожар».
о
установит
ь ёлку»,
«Пожарна
я
безопасно
сть»,
«Средства
пожароту
шения в
доме»,
«Возможн
ые
причины
возникно
вения
пожаров».
«Ребёнок
и
безопасно
сть»
газета для
заботлив
ых
родителе
й и
талантлив
ых детей
«Пожары
большая
беда для
человека»
.
Помощь в
изготовле
Рассматривание
иллюстраций к
произведениям С.
Маршака «Кошкин
дом», Л Толстого
«Пожар».
Исследовательская
деятельность:
« Предметы, из какого
материала подвержены
наиболее быстрому
возгоранию?», «Почему
во время пожара часто
происходит взрыв»,
«Огонь дышит», «Водой
масло не затушишь»,
«Пожары загрязняют
воздух», «Опасная
свеча»
Художественно-
продуктивная
деятельность
«Коробка
с чудесами»:
Рисование по
стихотворению
С.Я.Маршака «Пожар».
Оформление альбома
«Всё о пожарной
безопасности»
Театральная
деятельность по
произведению
С.Я.Маршака «Кошкин
дом».
нии
атрибутов
и
декораци
й для
театра
игрушек
«Кошкин
дом»,
занимате
льной
игры
«Большие
буквы»
и игры
для
родителе
й «Сто к
одному».
Участие в
оформлен
ии
информац
ионно-
познавате
льного
уголка
безопасно
сти для
детей.
Помощь в
подборе
детской
художеств
енной
Моделирование
ситуаций, связанных с
пожарной тематикой:
дым в квартире, зажгли
бенгальские огни,
наряди ёлку, сестра
обожгла палец, найди
дома огнеопасные
предметы.
Практическая
тренировки по
эвакуации:
- Из имеющейся ткани
делаем повязку.
Смачиваем водой,
дышим через повязку.
- Очень сильный дым,
стараемся сидеть как
можно ниже, там
меньше дыма.
- В комнате начался
пожар, открыты дверь и
форточка. Как себя
нужно вести?
Просмотр и
обсуждение
видеофильмов «Игры с
огнём» (смешарики);
презентаций « Правила
поведения», «Если
случился пожар».
Встреча с интересными
людьми «Пожарник»
литератур
ы для
оформлен
ия
тематичес
кого
книжного
уголка.
Консульта
ции:
«Опасные
предметы
в доме»,
«Новогод
ние
забавы»,
«Знакоми
м детей
со
службой
01»,
«Ребёнок
один
дома»,
«Безопасн
ость
наших
детей- в
наших
руках».
Проведённая работа дала положительные результаты. У детей
активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания
об окружающей действительности и работе пожарных, выработались
практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет
детям сохранить их жизнь и здоровье.