Автор: Цыдыпова Ирина Дамбаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 7 "Солнышко" Населённый пункт: г. Кяхта республика Бурятия Наименование материала: проектная деятельность Тема: Дедушка Байкал Раздел: дошкольное образование
МАДОУ детский сад № 7 «Солнышко»
Проект
Тема:
«ДЕДУШКА БАЙКАЛ»
Разработчик: воспитатель Цыдыпова И.Д.
Участники: воспитатель Ешкина И.А., дети, родители.
Проверил и утвердил: старший воспитатель Жарникова Т.В.
Кяхта, 2014 г.
Проект для средней группы «Дедушка Байкал»
Пояснительная записка.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание
природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде
всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет
развивать
в
детях
умение
созерцать,
наслаждаться
ею,
вглядываться
в
неё
и
вслушиваться». Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах
природы недостаточно полны, а практические и трудовые умения только начинают
формироваться,
необходимо
систематически
и
целенаправленно
знакомить
дошкольников
с
природой
родного
края,
прививая
любовь
к
родному
краю,
воспитывая
бережное
отношение
к
природе
через
осознание
причинно-
следственных
связей.
Реализации
регионально-национального
компонента
способствует
организация
проектной
деятельности
«».
Она
даёт
возможность
целенаправленно
и
эффективно
выстраивать
педагогическую
работу,
так
как
проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдение, труд,
игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, задания творческого
характера.
Информационная карта проекта.
1.
Полное название проекта: «Дедушка Байкал»
2.
Разработчик проекта: воспитатель Цыдыпова И.Д.
3.
Участники проекта: воспитатель Ешкина И.А., дети средней группы № 3
«Умничка», родители.
4.
В и д ,
т и п
п р о е к т а : групповой,
краткосрочный
(1
ме сяц),
исследовательско-творческий.
5.
Цель,
направление
деятельности
проекта:
исследовательская
деятельность по изучению природы родного края, а также творческое
выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.
Краткое содержание проекта.
Накопление
информационной
базы
по
изучаемой
проблеме
во
время
просмотра видеослайдов.
Анализ поведения человека в природе.
Отражение
знаний,
полученных
опытным
путём,
в
различных
видах
деятельности
(игровой,
продуктивной,
коммуникативной,
познавательно-
исследовательской).
Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных
моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Обогащение
стимулирующим
и
активизирующим
дидактическим
материалом.
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
1)
осуществление
в
группе
образовательного
процесса
по
обозначенной
проблеме;
2)
развитие
исследовательской
деятельности
дошкольников
в
ходе
совместной практической деятельности с воспитателем;
3)
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных
механизмов;
4)
вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс
группы,
укрепление
заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
2-ой этап разработки творческого проекта: для развития экологического
сознания, существующих в природе, и роли человека в них, была проведена
сюжетно-ролевая игра «На пляже», беседа на тему «Экологический десант».
План-схема осуществления проекта «»
(средняя группа)
Образовательные
области программы
Виды детской деятельности
Познание.
Просмотр видеослайдов «Озеро Байкал».
Описание Байкала в различные времена года.
Презентация «Байкал».
Беседа на тему: «Что такое заповедник?»
Коммуникация
Рассматривание сюжетных картин.
Составление описательных рассказов: «Озеро Байкал»,
«Заповедник».
Творческое рассказывание детей по теме «Мой отдых на
Байкале».
Беседа на тему «Экологический десант».
Чтение
художественной
литературы
Чтение стихотворений о Байкале.
Чтение
стихотворения
про
нерпу
с
заслушиванием
музыкальной композиции «Звуки Байкала».
Художественное
творчество
Лепка
«Рыбки»
(из
солёного
теста
с
последующим
разукрашиванием)
Рисование «Чайка»
Социализация, труд
Д/и «Животные и птицы Байкала».
П/и «Море волнуется», «Волна»
Сюжетно-ролевая игра «На пляже».
3-ий,
практический,
этап
– реализация
комплексного
проекта
«»
с
участниками проекта. В работе с детьми использовались разнообразные методы
обучения:
наблюдение,
познавательное
чтение,
продуктивная
деятельность,
рассматривание картин и видеослайдов, занятия-беседы, экологические задачи.
Были
проведены
беседы
о
Байкале,
показаны
видеослайды
о
природе
Байкала, презентация «Байкал» с заслушиванием музыкальной композиции «Звуки
Байкала. Ребята проявили интерес к занятиям о Байкале, о его природе, животном
мире. Некоторые дети уже были на Байкале со своими родителями, братьями,
сёстрами. Им было очень интересно просматривать видеослайды и презентацию о
Байкале,
видеть
знакомые
места.
Они
очень
живо
рассказывали
о
своём
пребывании на Байкале.
Рассказывая
о
значимости
Байкала,
заповедниках,
формировали
экологическое сознание детей, правильное поведение во время отдыха на природе,
бережное отношение к ней, воспитывали любовь к родине и чувство гордости за
неё. Были проведены разнообразные игры: дидактическая «Животные и птицы
Байкала», подвижные «Море волнуется», «Волна», сюжетно-ролевая «На пляже».
Совместно
с
родителями
была
оформлена
мини-выставка
«Байкал».
Это
позволило
объединить
образовательное
учреждение
и
семью,
приобщить
родителей
к
воспитательно-образовательному
процессу,
создать
единую
среду
развития
ребёнка,
обеспечило
психологический
климат
между
детьми,
лучше
узнать своих детей.
4-ый,
аналитический,
этап:
анализ
эффективности
работы
по
проекту,
обобщение опыта, оформление мини-выставки «Байкал».
Внедрение
проекта
в
воспитательно-образовательный
процесс
помогло
обогатить
его
содержание.
Обеспечило
развитие
у
детей
любознательности,
формирование бережного отношения к природе, экологического сознания у детей.
Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений о
родной
природе,
фактических
знаний,
которые
являются
материалом
для
последующего их осознания, обогащения, приведения их в систему, раскрытия
причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети познакомились с природой
Байкала, его растительным и животным миром, заповедниками Байкала. Работа по
проекту
помогла
развить
у
детей
художественный
вкус,
эстетическую
восприимчивость. Все свои новые знания и впечатления ребята передавали в
рисунках и поделках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных
способностей,
психологических
этюдов
дали
возможность
развивать
связную
устную речь, мимику, движения. У детей продолжается развитие мелкой моторики
рук,
они
получили
возможность
почувствовать
себя
свободными,
раскрепощёнными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить,
фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом
включаются
в
различные
виды
деятельности,
могут
самостоятельно
решать
проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других.
Реализуя
проект,
мы
ставили
перед
собой
цель
–
сделать
жизнь
своиз
воспитанников
интересной
и
содержательной,
наполнить
её
яркими
впечатлениями,
интересными
делами,
радостью
творчества.
Мы
думаем,
что
поставленная цель была нами достигнута.
Список использованной литературы:
1.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство – Пресс,
2002 г.
2.
Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет/ Под ред. В.Гербовой – М.:
Просвещение, 1987 г.
3.
Овсянник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. – Минск: Аверсэв, 2003
г.