Напоминание

природа Якутии


Автор: Белоконева Ирина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Сангарская гимназия"
Населённый пункт: посёлок Сангар, Кобяйский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: план конспект учебного занятия
Тема: природа Якутии
Раздел: среднее образование





Назад





План-конспект учебного занятия на тему

«Природа Якутии».

1.

Краткое описание урока.
Тема: Природа Якутии. Тип урока: урок сообщения новых знаний. Образовательные задачи: 1. научить самостоятельно определять цель и задачи своего обучения 2. сформировать знания об особенностях географического положения республики 3. продолжить формирование читательской грамотности учащихся посредством работы с текстом и источниками географических знаний 4. научить работать в группах и индивидуально Планируемый результат: 1. учащиеся должны уметь определять цель и задачи своего обучения 2. знать особенности географического положения республики 3. уметь работать с текстом и другими источниками географических знаний, находить ответы на вопросы разной сложности 4. уметь работать в группах и индивидуально Познавательная деятельность учащихся: - вид деятельности учащихся – групповая работа, индивидуальная работа с текстом, учебником и атласом, ответы на вопросы - источники информации – учебник 8 класса, атлас «География Республики Саха (Якутия)», учебник «География Якутии» Содержание урока:
I.
Орг. момент. Добрый день. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (на каждой парте находятся учебники и атласы по географии Якутии, поэтому учащиеся без проблем определяют тему урока). Зачем вам нужны знания о своем крае? Какие именно знания нужны? Как их можно получить? (предполагаемые ответы: знать положение Якутии, крайние точки, природные зоны, рельеф, климат и т.д.; использовать можно учебник, атлас)
II.
Выполнение практического задания (используется атлас по географии Якутии): Определение географического положения Якутии. Выполняется в группах (по рядам). 1-й ряд определяет материк, часть света и крайние точки республики; 2-й ряд определяет положение относительно экватора, 0˚ меридиана, тропиков и полярных кругов; 3-й ряд определяет выход в моря (океаны) и соседей Якутии. На выполнение задания дается 5-7 мин., затем озвучивается результат работы и учащиеся записывают необходимую информацию в тетрадь. И на основании данных делают вывод – каковы особенности географического положения данного субъекта.
III.
Индивидуальная работа с текстом.
Природа Якутии.
«Природа Якутии отличается суровостью. На территории республики находятся лишь две природные зоны: тундра и тайга. Якутия знает лишь два сезона года – долгую, длящуюся почти семь месяцев зиму и короткое лето. Основная часть территории расположена в пределах жёсткой Сибирской платформы, покоящейся на докембрийском фундаменте. Докембрийские породы выходят на поверхность на северо-западе, образуя Анабарский кристаллический щит. В верхней части бассейна Вилюя располагается обширная область
траппов
– выходов изверженных пород на поверхность. В центральной части Якутии расположена Лено-Вилюйская впадина – пологий прогиб платформы, заполненный морскими отложениями. Якутия – сокровищница различного минерального сырья. Здесь есть уголь и железная руда, золото и алмазы, залежи цветных металлов и слюды. Климат республики резко континентальный. Здесь почти не бывает «утепляющих» вторжений циклонов, несущих океанические массы воздуха вглубь материка. Область наиболее низких
температур примерно совпадает с треугольником Якутск – низовья Лены – низовья Колымы. На востоке этого треугольника лежит
«полюс холода»
Северного полушария – Оймякон. Зимой здесь обычны температуры -50…-55С при абсолютном минимуме около -72С. Зато зима – единственное время года, когда просёлочные лесные дороги становятся проезжими для автомашин, поскольку земля скована морозом. Небольшие речки зимой промерзают до дна и не имеют стока. На более крупных, особенно на Индигирке, образуются
наледи – тарыны
, когда поступающая вода, сдавливаемая льдом в русле, прорывается сквозь трещины у берегов и, разливаясь, сразу же замерзает. Якутия очень богата озёрами. Большинство из них имеет термокарстовое происхождение. Нередко озёра вытягиваются в цепочки, соединённые понижениями, по которым талые воды образуют весной сквозное течение. Такие цепочки превращаются в
отуряхи
(травяные речки), летом и зимой совсем не имеющие воды и становящиеся водотоками только в случае дождей. Заросшие травами отуряхи – хорошие лесные сенокосы. Якутия – классический пример многолетней мерзлоты. Летнего тепла хватает только для оттаивания верхнего почвенного слоя на глубину 1-2 м., а иногда и меньше. На глубине 10-15 м. даже в самые жаркие дни господствуют отрицательные температуры. Многолетняя мерзлота очень осложняет водоснабжение поселков, стоящих в стороне от незамерзающих водных источников. При строительстве зданий разработана специальная технология, позволяющая «консервировать» мерзлоту, превращая её в надёжное основание при строительстве. Приходится принимать меры и против вспучивания грунта, происходящего в результате попеременного оттаивания и замерзания верхнего слоя. Иногда под напором грунтовых вод, замерзающих близко к поверхности, образуются
булгунняхи
– своеобразные бугры с ледяным ядром внутри. Такие бугры могут испортить пахотное поле.»
Вопросы (устно):

1 уровень читательских умений
1. На какой платформе расположена Якутия? 2. Что такое траппы? 3. Дайте характеристику умеренного резко континентального климата. 4. Назовите условия образования тарынов.
2 уровень читательских умений
5. Почему отуряхи являются хорошими сенокосами? 6. Как образуются булгунняхи? Как их называют по-другому? 7. Какое влияние на погоду Якутии оказывают циклоны?
3 уровень читательских умений
8. Почему именно Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария? 9. Как образуются термокарстовые озера? 10. Что такое щит? Какие полезные ископаемые можно встретить в его пределах? 11. Почему на территории республики встречаются только две природные зоны?
IV.
Рефлексия учащихся. Ответы письменно на следующие вопросы: 1. Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2. Что вам понравилось? 3. Что не понравилось? 4. Как вы думаете, зачем нужно изучать природу своего родного края? Домашнее задание: составить кроссворд на тему «уникальные природные объекты Якутии»

2. Анализ урока.
Данный урок проводится после изучения природных районов России, и может считаться скорее комбинированным уроком. Но т.к. тема урока предполагает более углубленное изучение материала, чем это представлено в учебнике географии 8 класса, я посчитала его как урок изучения нового материала. В целом получилось на уроке достичь поставленных задач. Учащиеся определили цель и основные задачи урока, справились с практическим заданием. Здесь пришлось лишь напомнить принципы определения географического положения объекта относительно экватора и 0˚ меридиана. Поэтому данная работа заняла около 10 мин, вместо 5-7 запланированных. При работе с текстом не возникло особых затруднений с ответами на вопросы первого и второго уровня сложности. Учащиеся достаточно быстро находили ответы в тексте. Затруднения были при ответах третьего уровня сложности, поэтому пришлось помогать, задавая наводящие вопросы. В результате, на два последних вопроса не успели ответить из-за недостатка времени. Ученики активно использовали на уроке материал учебника и атласа для получения необходимой информации по теме урока. Творческое домашнее задание позволяет учащимся самостоятельно находить интересный материал, и оформить его в произвольной форме (т.е., это может быть классический кроссворд, сканворд, и др.).


В раздел образования