Автор: Алтунина Марина Александровна Должность: заместитель заведующего по увр Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 60 "Крепышок" Населённый пункт: г.Ставрополь Наименование материала: статья Тема: "Общаемся на равных!" Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательной активности детей посредством проектной
деятельности»
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с
проблемами в обучении, нам приходится искать вспомогательные средства,
облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми
нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизвести существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работы с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить
абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.
Это особенно важно для дошкольного, поскольку мыслительные задачи у них
решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваиваемый лучше вербального. ( Т.В.Егорова 1973г; А.Н.Леонтьев 1981 г.).
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Во
время проведения непосредственно образовательной деятельности в детском саду в
основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Использование метода наглядного моделирования – это попытка
задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную,
ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные
модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая
доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо, Хализева Л.М. и др.).
Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей
развивает умственные способности дошкольника.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования
в работе с дошкольниками состоит в том, что,
во-первых, ребёнок – дошкольник очень пластичен и лёгко обучением, но для
детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает
решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогичные облегчает и ускоряет
процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с
памятью. Ведь одно из правил укрепления память гласит; «Когда учишь –
записывай, рисуй схема, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,
систематизировать полученные знания.
Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и
воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение
ребёнком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря,
управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путём. Л. А.
Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др.
доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями
замещения и наглядного моделирования
Моделирование состоит из следующих этапов:
усвоение и анализ сенсорного материала;
перевод его на знаково – символический язык;
работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в
определённой последовательности с постоянным повышением доли
самостоятельного участия дошкольников.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие
дидактические задачи :
o
знакомство с графическим способом представления информации;
o
развитие умения дешифровки модели;
o
формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирования выступает как определённый
метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых
явлений.
Использование приёма наглядного моделирования даёт возможность:
самостоятельные анализы ситуации или объекта;
развития децентрации (умения менять точку отсчёта);
развития замыслов – идей будущего продукта.
В ходе использования приёма наглядного моделирования, дети знакомятся с
графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве
условных заместителей (элементов модели) могу выступать символы
разнообразного характера:
графические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения,
силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие
другие.
Методические рекомендации по использованию метода моделирования работе с
дошкольниками.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и
детей по построению моделей.
Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об
окружающих объектах и предметах, их структуре, связях и отношениях,
существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов,
объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель даёт
возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от
несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа
замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становятся
возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к
самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию следует осуществлять в такой последовательности.
Воспитатель:
предлагает детям описать новые объекты с помощью готовой
модели;
организует сравнение двух объектов между собой, учит
выделению признаков различия и сходства;
постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до
трёх-четырёх;
обучает детей моделированию существенных или значимых для
деятельности признаков;
руководит созданием моделей элементарных понятий.
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать различные
дидактические игры.
Требования к моделям:
модель должна отображать обобщённый образ и подходить к
группе объектов.
раскрывать существенное в объекте.
замысел по созданию модели надо обсуждать с детьми, чтобы она
была им понятна.
Приём наглядного моделирования может быть использован в работе по всем
направлениям коррекционной программы :
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематического слуха;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов;
- формирование представлений о структурах единицах языковой системы;
- оптимизация темпо – ритмической организации речи;
- обогащение эмоциональной лексики;
- формирование лексика – грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению грамоте.
Используемый в коррекционно – развивающем обучении наглядные модели
помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их
активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и
совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции
предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Первое, где мы начинаем использовать модели – это артикуляционная
гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки
– символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со
всеми упражнениями, можно показать при помощи картинок - символов, над
какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показываем взрослый
самостоятельно, а затем привлекает детей.
Начиная работу над звуками, мы также используем модели – символы,
которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент
произнесение звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного
произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это даёт возможность легко их
запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – это один из этапов
коррекционно – образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие
трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого – либо
звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или
в слове. Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный
– для гласных, синий – для твердых согласных, зелёный – для мягких согласных.
Сначала ведётся работа над гласными звуками, а когда дети хорошо
выделяют и различают гласные, переходит к согласным звукам. Все звуки у нас
живут в замках: красном, синем, зелёном. Но сначала мы используем картинные
символы, а затем цветовые: феи звуков, звуковички.
Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по
фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации
звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень
мыслительных операций. Знания, заложенных в моделях, ребёнок сможет
воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной
наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют
различных операций теоретического мышления.
Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует
закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий,
развитию понимания логико – грамматических конструкций и целостного речевого
высказывания. При этом используем, модели могут включать стилизованные
изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи
(«стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях
предложений и др.).
В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется
воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушенной речью.
Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению
детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. Набор
пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно от
исходного коренного слова. Схемы употребляются для формирования навыков
правильного применения предложно – падежных конструкций, при работе над
составлением притяжательных и относительных прилагательных , согласовании
различных частей речи и т.д.
Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей
при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.
На первом этапе работы в данном направлении, возможно обучение детей
конструировать отдельных словосочетаний по наглядной модели (гриб – корзина).
Затем целесообразно использование наглядные модели, максимального
конкретизирующие структуру предложения (например, составления простого
предложения с прямым дополнением к игре «Кто из домашних животных, какую
пользу приносит?»).
На первых занятиях, посвящённых составлению простых предложений, дети
составляют однотипные предложения по одной модели. В процессе последующих
занятиях, посвящённых составлению простых предложения по двум – трём, а затем
и большему числу моделей.
Знакомя детей с приставками и предлогами, мы так же используем карточки
– схемы, карточки – символы. Детям показывают карточки – символы предлога, они
должны найти картинку, соответствующую данной карточки. Или на доске
вывешивается модель, а детям раздаются картинки – карточки и они должны
составить предложение, используя нужный предлог. Ёще мы учим составлять
рассказы по графическим схемам, используя предлоги и приставки по какой – либо
теме, например «Как я гулял», « Путешествие на машине» и т.д.
Работая над формированием и совершенствованием монологической речи,
мы так же используем модели, так как монологическая речь детей, имеющих
нарушения речи характеризуются пропуском смысловых звеньев, нарушением
последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок
в построение предложений. Известно, что С. Рубенштейн, А. Леушина,
Д. Эльконин, Л. Выготский считали рассматривание картин, иллюстраций, схем
способствуют стремлению детей называть характерные признаки представленных на
них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на
схеме, рисунке и т. д. были расположены для развёрнутого высказывания
последовательности. Поэтому, в процессе работы над умением детей составлять
рассказы по опорной сюжетной линии можно использовать модели, включающие
опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа.
Называние предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых
«ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению
последовательности высказывания.
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутые
рассказы с опорой на модели, состоящие из 6-8 наглядных опор, самостоятельно
осуществляют выбор моделей, а также овладевают умениями придумывать рассказы
по предложенной взрослым наглядной модели. Применение наглядных моделей в
работе над монологической речью с детьми, имеющих нарушения речи, позволяет в
дальнейшем более успешно обучать детей составлению связного речевого
высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу. Таким образом, различные
приёмы наглядного моделирования используются нами при работе над развитием
всех видов монологического высказывания:
- пересказ: опорные сигналы, заместители – геометрические фигуры,
символы – буквы, идеограммы и т. д.
- описательный рассказ: схемы – загадки, детальные схемы, сенсорные
схемы, схемы Ткаченко и Волковой, модифицированные схемы Потаниной;
- рассказы по картине: шаговая система описания картины по ТРИЗ, метод
фрагментарного деления;
- творческие рассказы: карты Проппа, цветные рассказы и т. д.
Метод наглядного моделирования используется на занятиях по всем разделам
коррекционной программы и формирует умение анализировать языковой материал и
синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он
позволяет детям осознать звучание слова, поупражняться в употреблении
грамматических форм, также способствует расширению словарного запаса,
формированию языкового чутья.
Использование наглядного моделирования в коррекционно – образовательной
работе с детьми, имеющих нарушения речи, эффективно влияет на развитие у
дошкольников памяти, воображения, логического мышления; служат
дополнительной основой для исправления звукопроизношения. Развития связной
речи.
Список литературы:
1.
Агаева Е. Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о
логических отношениях на основе наглядного пространственного
моделирования», Москва. 1984 - с.14-16
2.
Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры
ребёнка от рождения до 6 лет», Москва, 1988 – с. 9-10
3.
Ветрова Н. М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста
способности к абстракции приемами моделирования». (Вопросы умственного
воспитания детей дошкольного возраста), Иркутск,1972 – с. 24
4.
Выготский Л. С. « Развитие высших психических функций», Москва, 1960.
5.
Венгер Л.А. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у
детей дошкольного возраста», Москва « Просвещение», 1989 – с. 4
6.
Волкова Л. С. « Логопедия», Москва, 1989 – с. 57
7.
Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием», Москва «Аркти», 2004 - с.12
8.
Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников», Москва
«Просвещение», 1985 - с.21
9.
Жукова Н. С. «Формирование устной речи»,Москва , 1994 – с. 16
10.Леон Лоренсо С., Хализеева Л. М. «Роль овладения наглядным
моделированием в умственном развитии ребёнка - дошкольника». (Психолого-
педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском
саду), Москва, 1979 – с.33
11. Леонтьев А. А. «Теория речевой деятельности», Москва, 1968 - с. 12
12. Леонтьев А. А. «Слово в речевой деятельности», Москва, 1965 - с. 7
13.Леонтьев А. А. «Психолингвистические единицы и порождение речевого
высказывания», Москва, 1969 - с. 20
14.Малетина Н., Пономарева Л. « Моделирование в описательной речи детей с
ОНР», журнал «Дошкольное развитие», №6 2004 - с.23
15. Правдина О. В. «Логопедия»,Москва, 1969 - с.61
16. Роговенко Т. «Речевые тренажёры? Да!», журнал «Дошкольное воспитание»,
№10 2004 - с.15
17.Рудакова Н. «Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным
конструкциям», журнал «Дошкольное воспитание», №11 2004 - с.10
18.Сековец Л. С. «Коррекция нарушения речи у дошкольников», Нижний
Новгород, 1999 - с.21
19.Ткаченко Т. А. «В первый класс без дефектов речи», С-П «Детство - пресс»,
1999 - с.5
20.Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит», С-П «Детство - пресс»,
2000- с.15
21.Ткаченко Т. А. «Формирование лексико – грамматических представлений»,
(логопедическая тетрадь) С-П «Детство - пресс», 1999 - с.3
22.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. « Коррекционное обучение и воспитание детей
5- летнего возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991 – с.12