Напоминание

Внешняя политика СССР в 50-60-е годы. Начало холодной войны


Автор: Николаева Марина Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ"СОШ№5"
Населённый пункт: Башкортостан город Стерлитамак
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Внешняя политика СССР в 50-60-е годы. Начало холодной войны
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока

Учитель
: Николаева Марина Алексеевна
Класс
: 11
Тема урока
: Внешняя политика СССР в 50-60-е годы. Начало холодной войны.
Продолжительность урока
: 45 минут
Тип урока :
По основной дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока:
- выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики; - развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки, анализировать исторические события, аргументировано доказывать свою точку зрения; - развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица) ; устанавливать причинно-следственные связи; -отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи; -формировать логичность мышления, развития навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность)
Оборудование:
мультимедийное оборудование, раздаточный материал (подборка документов), карта. Ход урока:
Цели этапов урока

Деятельность

Средства

Приемы, методы и

формы работы

Историческая

компетентность
Организационный момент. Постановка проблемы. Почему началась холодная война? -Какие будут версии, предположения? Эвристическая беседа Коммуникативная Эвристическая деятельность -для того, чтобы это понять нам необходимо выяснить истоки противостояния США и СССР, которое в исторической науке получило название «холодной войны». Какие задачи должны перед собой поставить? (что такое «холодная война», ее участники, Записи на доске, карточки Фронтальная работа с классом Коммуникативная.
причины, степень вины в ее разжигании, будущие взаимоотношения между Россией и США) Работа с документами Актуализация ЗУНов. -проследите, как меняется отношение к СССР в мире? -как вы думаете, с чем это связано? (освободительный подход СССР, признание авторитета СССР, распространение коммунистического режима) -проанализируйте речь У.Черчиля Подборка цитат и высказываний политических деятелей Повторение необходимого теоретического материала: работа с теоретическими понятиями, проблемными ситуациями. Аналитическая Способность анализировать, делать выводы Анализ ситуации, Фултоне в 1946 году. Какие цели поставили перед собой западные страны? (остановить расширение сферы влияния СССР, ослабление страны и уничтожение всей социалистической системы) Деятельность; работа в парах Выдвижение гипотезы, нахождение множества вариантов, пытливость ума Работа с учебником -США привлекает другие страны экономической Учебник Фронтальная работа Работа с текстом учебника. Коммуникативная компетентность; Слушать, слышать,
помощью. Прочитайте материал в учебнике, на стр.262. какие могли быть последствия для этих стран во взаимоотношениях с США? (распространение влияния США на Западе). анализировать информацию. Учебно- познавательная компетентность АктуализацияЗУНов -этой помощью воспользовались не только страны Западной Европы, но и страна , являвшаяся виновницей в разжигании II мировой войны. Вспомните условия Потсдамского мирного договора? -какова была сумма репараций, которую должен был получить СССР? (10млрд.$) -а каков был ущерб, нанесенный Германией? (128млрд. $) -на сколько зон была разделена Германия по условию. Потсдамского Повторение необходимого
теоретического
материала: работа с проблемными ситуациями. Решение проблемной ситуации Учебно- познавательная: способность классифицировать, выявлять признаки. Мирного договора ? (на 4 зоны влияния между Великобританией,
США, Францией и СССР) -мог ли возникнуть конфликт между западными союзниками и СССР о помощи Германии? Стимулирование мыслительной деятельности. Прочитайте историческую справку в учебнике на стр.265 и прокомментируйте высказывание. «когда объединяются два народа, они объединяются против третьего» . учебник Эвристическая беседа Анализ ситуации, выдвижение гипотезы, нахождение множества вариантов, пытливость ума. Работа с историческим источником -в конечном итоге конфликт привел к разделу Германии -назовите причины раскола Германии? -какие из названных событий сыграли в этом решающую роль? Кинофотодокумент «Берлинский кризис» фотоколлаж по теме Частично-поисковый метод Коммуникативная компетентность: слушать, слышать, анализировать информацию. Учебно- познавательная компетентность -в августе 1964 года за однуночьбыла создана берлинская стена- небывалый феномен «разорванных надвое народов»-о чем свидетельствовало возведение стены в Берлине для мирового Устное выступление о возведении Берлинской стены Опережающее, работа с картой (аппликация)
сообщества в политическом аспекте? (раскол мира на два полюса, превращение войны из скрытой фазы в открытую) Показать на карте линию раздела. Работа с учебником, документом -в 1949 году США образовало военно- политический блок НАТО. -изучите устав НАТО, выявить цели организации. -зачем нужна такая миролюбивая организация, если есть ООН? Значит, есть другие цели? Какие? документ Работа в группах Частично-поисковый метод -СССР в 1949 году создает СЭВ , проводит испытание ядерного оружия. -а что происходило в кулуарах советского руководства? -уловите главную идею этого диалога и сделайте выводы? Разыгрывание исторической ситуации «диалог между В.Молотовым и И.Сталиным» Творческое опережающее задание Исследовательская деятельность с элементами творчества Работа с историческим -в 1949 году Кинофотодокумент Эвристическая беседа Анализ ситуации,
источником Проблемная ситуация коммунисты пришли к власти в Китае. Этой стране и Северной Корее оказывалась материальная поддержка СССР? -как на это реагировали США? -почему внутренний военный конфликт во второстепенной стране Юго-Восточной Азии, не играющей «Корейская война» выдвижение гипотезы, нахождение множества вариантов Существенной экономической и политической роли не международной арене вдруг стал объектом пристального внимания ООН, Китая, и что особенно удивительно, такой сверхдержавы как США? ( демонстрация военной силы в странах 3-гомира) -в 1955 году создание ОВД. Что это означало для мирового сообщества? (складывание биполярного мира) Записи на доске
Итоги урока, рефлексия, выставление оценок -что нового для вас сегодня было на уроке? Какие открытия сделали для себя? -что такое холодная война? Ее участники? -изменилось ли поведение США за 70 лет? Стала ли эта страна менее агрессивна? Приведите примеры. Эвристическая беседа, рефлексия рефлексия Домашнее задание Домашнее задание на выбор: 1 уровень: определить степень вины в развязывании войны ( в №1 стр. 267) 2 уровень: зад. 5 стр. 162 составить кластер по теме 3 уровень: изучить гл. 14, составить словарь новых терминов ЦОР Вариативное творческое задание Владение приемами решения учебных задач, анализ деятельности, исследовательская деятельность с элементами творчества.


В раздел образования