Напоминание

ИДЕОЛОГИЯ ИДЕЙ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ


Автор: Жидкова Людмила Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: ИДЕОЛОГИЯ ИДЕЙ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИДЕОЛОГИЯ ИДЕЙ

В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Генезис новой философии

в работе с семьей
В качестве перспектив работы с семьями воспитанников можно выделить два направления. 1.Преодоление существующих противоречий, выраженных в виде: - формализма (приверженности формам работы и поиску новых форм взаимодействия с семьей); - кризиса доверия (пустые «почты доверия» и «книги отзывов и предложений»). К сожалению, сегодня типична позиция родителя, заявляющего: «Что она (воспитатель) может сделать с 30 детьми, пока я на работе?»; - внешней активизации работы с семьей, измеряемой количественными признаками (сотрудничество, доверие, партнерство сегодня декларируются как способы преодолению существующего кризиса); - несовпадения позиций (позиции «мы» — детский сад и «они» — родители непродуктивны, поскольку не несут общего смысла, отражающего совместную цель — воспитание детей). 2. Формирование новой философии работы с семьей, направленной на перестройку позиций, когда несоответствия между потребностями и возможностями полярны в детском саду и семье: - детский сад призван взаимодействовать с семьей для полноценной реализации уставных задач, но в силу обстоятельств не всегда способен к полноценному взаимодействию; - семья всегда способна (исходя из своих функций) к взаимодействию с детским садом, но не всегда реализует свое право на это. Образовательные тренды в работе с семьей описывают основные траектории взаимодействия всех субъектов воспитания. Для их принятия необходимо включить ребенка в субъектный состав воспитательных сил и рассматривать как полноценного участника педагогического взаимодействия: а) воздействие на семьи воспитанников (через ребенка, коллектив педагогов, другие семьи, социум в целом);
ребенок

родители и педагоги
б) воздействие на ребенка (через отдельную семью, семьи воспитанников, коллектив педагогов, сообщество сверстников, социум);
ребенок

родители и педагоги
в) позиция взаимной ответственности и обязательств родителей и педагогов в отношении ребенка (соблюдение и гарантия его прав, свобод и т.д.).

ребенок

родители и педагоги
Гуманизация образования и обогащение его управленческими концепциями обеспечивают особый контекст взаимодействия ДОУ и семьи. Девизом подобного взаимодействия может выступать следующее утверждение:
«Мы воздействуем на семью через ребенка и для

ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи».
Характерный пример смены идеологии во взаимодействии ДОУ и семьи и иллюстрацией указанных моделей — памятки родителю, написанные от лица ребенка.
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я
хорошо знаю,
что
не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю.
Я
просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной.
Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной.
Это
приучит
меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить.
Это ослабит мою веру в вас.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я ненавижу вас».
Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что огорчили меня.
Не заставляйте чувствовать себя младше, чем я есть на самом
деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не делайте мне замечаний в присутствии посторонних людей.
Я приму к сведению все, что вы скажете мне спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта.
Мой слух притупляется в это время, и у
меня остается
мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы
пого-
ворим об этом немного позднее.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы
будете
удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смерт ный грех. Я
должен научиться делать ошибки, не
ощущая при
этом, что ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.
Если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться,
притворяясь
глухим.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы.
Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзь ям.
Тогда я тоже стану вашим другом.
Я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать.
Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок.
Я учусь на собственном опыте.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне. Приведенные основания служат ориентирами в организации и оценке деятельности ДОУ в работе с семьей по следующим критериям: - активность субъектов взаимодействия, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать; - способность реализовывать учреждением и семьей полноценную субъектную позицию: предоставление свободы выбора и действий, ответственность и самостоятельность; - возможность занимать объектную позицию: быть ДОУ, семье объектом воздействия со стороны субъекта воздействия (семьи, ДОУ); Для изменения отношения педагогов к родителям следует отметить те утверждения, с которыми педагог согласен, затем определить процентное выражение собственных заблуждений относительно родителей: количество своих согласий нужно разделить на 10 и умножить на 100. Затем привести аргументы, разрушающие собственные заблуждения. Например: если вы согласны с утверждением «пассивная семья», контраргументируйте это тем, что родитель — это человек, любящий ребенка и никогда на свете не допускающий свою апатию и не любовь к нему. Чтобы уравновесить позиции, следует привести и противоположный портрет (педагогов в глазах родителей): - строгие; - требовательные; - необязательные; - любящие детей; - не любящие детей; - жесткие; - мягкие; - неопытные; - опытные; - раздражительные. Родителям, как и педагогам, следует бороться с заблуждениями. Дополнение указанных позиций, их согласованность определяются теми канонами, которые гласно и/или негласно сложились во взаимодействии педагогов и родителей. Ниже представлен ряд запрещенных высказываний, позволяющий, с одной стороны, снять существующее напряжение в общении родителя и воспитателя, с другой — призван способствовать профилактике конфликтности.
О родителях:

никогд
а не говори
«некогда».

О педагогах:
«Что она может?», «Она не грамотная», «Не профессионал!» и т.д.
О других родителях:
«Они не уделяют времени ребенку. Они его совсем не воспитывают».
О детях:
«Он плохой!», «Он хуже моего ребенка!», «Не играй (не общайся) с ним!» Данные установки позволяют продуктивно взаимодействовать педагогам и родителям в образовании и являются ориентирами для перестройки существующих отношений.


В раздел образования