Автор: Жидкова Людмила Львовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 100" Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородской области Наименование материала: Статья Тема: ИДЕОЛОГИЯ ИДЕЙ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ Раздел: дошкольное образование
в работе с семьей
В качестве перспектив работы с семьями воспитанников можно выделить два
направления.
1.Преодоление существующих противоречий, выраженных в виде:
- формализма (приверженности формам работы и поиску новых форм взаимодействия с
семьей);
- кризиса доверия (пустые «почты доверия» и «книги отзывов и предложений»).
К сожалению, сегодня типична позиция родителя, заявляющего: «Что она (воспитатель)
может сделать с 30 детьми, пока я на работе?»;
- внешней активизации работы с семьей, измеряемой количественными признаками
(сотрудничество, доверие, партнерство сегодня декларируются как способы преодолению
существующего кризиса);
- несовпадения позиций (позиции «мы» — детский сад и «они» — родители непродуктивны,
поскольку не несут общего смысла, отражающего совместную цель — воспитание детей).
2. Формирование новой философии работы с семьей, направленной на перестройку
позиций, когда несоответствия между потребностями и возможностями полярны в детском саду
и семье:
- детский сад призван взаимодействовать с семьей для полноценной реализации уставных
задач, но в силу обстоятельств не всегда способен к полноценному взаимодействию;
- семья всегда способна (исходя из своих функций) к взаимодействию с детским садом, но не
всегда реализует свое право на это.
Образовательные тренды в работе с семьей описывают основные траектории
взаимодействия всех субъектов воспитания. Для их принятия необходимо включить
ребенка в субъектный состав воспитательных сил и рассматривать как полноценного
участника педагогического взаимодействия:
а) воздействие на семьи воспитанников (через ребенка, коллектив педагогов, другие
семьи, социум в целом);
ребенок
родители и педагоги
б) воздействие на ребенка (через отдельную семью, семьи воспитанников, коллектив
педагогов, сообщество сверстников, социум);
ребенок
родители и педагоги
в) позиция взаимной ответственности и обязательств родителей и педагогов в
отношении ребенка (соблюдение и гарантия его прав, свобод и т.д.).
ребенок
родители и педагоги
Гуманизация образования и обогащение его управленческими концепциями обеспечивают
особый контекст взаимодействия ДОУ и семьи. Девизом подобного взаимодействия может
выступать следующее утверждение: «Мы воздействуем на семью через ребенка и для
ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи».
Характерный пример смены идеологии во взаимодействии ДОУ и семьи и иллюстрацией
указанных моделей — памятки родителю, написанные от лица ребенка.
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно предоставлять
мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет
определить свое место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться
нужно только с силой.
Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я ненавижу вас». Я не имею это в
виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что огорчили меня.
Не заставляйте чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за
это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать
использовать вас в качестве прислуги.
Не делайте мне замечаний в присутствии посторонних людей. Я приму к сведению все, что
вы скажете мне спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется
в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы пого-
ворим об этом немного позднее.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как
великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смерт ный грех. Я должен научиться
делать ошибки, не ощущая при этом, что ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете делать это, то я вынужден
буду защищаться, притворяясь глухим.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение
тщетности попыток сравняться с вами.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как
мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще
больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзь ям. Тогда я тоже стану вашим
другом.
Я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро
превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому,
пожалуйста, смеритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться
получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на
них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать
информацию на стороне.
Приведенные основания служат ориентирами в организации и оценке деятельности ДОУ в
работе с семьей по следующим критериям:
- активность субъектов взаимодействия, предполагающая интерес, желание участвовать в
совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать;
- способность реализовывать учреждением и семьей полноценную субъектную позицию:
предоставление свободы выбора и действий, ответственность и самостоятельность;
- возможность занимать объектную позицию: быть ДОУ, семье объектом воздействия со
стороны субъекта воздействия (семьи, ДОУ);
Для изменения отношения педагогов к родителям следует отметить те утверждения, с
которыми педагог согласен, затем определить процентное выражение собственных
заблуждений относительно родителей: количество своих согласий нужно разделить на 10 и
умножить на 100. Затем привести аргументы, разрушающие собственные заблуждения.
Например: если вы согласны с утверждением «пассивная семья», контраргументируйте это тем,
что родитель — это человек, любящий ребенка и никогда на свете не допускающий свою
апатию и не любовь к нему.
Чтобы уравновесить позиции, следует привести и противоположный портрет (педагогов в
глазах родителей):
- строгие;
- требовательные;
- необязательные;
- любящие детей;
- не любящие детей;
- жесткие;
- мягкие;
- неопытные;
- опытные;
- раздражительные.
Родителям, как и педагогам, следует бороться с заблуждениями.
Дополнение указанных позиций, их согласованность определяются теми канонами,
которые гласно и/или негласно сложились во взаимодействии педагогов и родителей.
Ниже представлен ряд запрещенных высказываний, позволяющий, с одной стороны,
снять существующее напряжение в общении родителя и воспитателя, с другой — призван
способствовать профилактике конфликтности.
О родителях:
никогд а не говори «некогда».
О педагогах:
«Что она может?», «Она не грамотная», «Не профессионал!» и т.д.
О других родителях:
«Они не уделяют времени ребенку. Они его совсем не воспитывают».
О детях:
«Он плохой!», «Он хуже моего ребенка!», «Не играй (не общайся) с ним!»
Данные установки позволяют продуктивно взаимодействовать педагогам и родителям в
образовании и являются ориентирами для перестройки существующих отношений.