Автор: Габделахатова Миляуша Ахатовна Должность: учитель Учебное заведение: Новокинерская коррекционная школа интернат Населённый пункт: РТ Арский район село Новый Кинер Наименование материала: рабочая программа Тема: Учебно-тематическое планирование Раздел: среднее профессиональное
Предмет: физическая культура
Класс: 6 б
Учитель: Габделахатова Миляуша Ахатовна
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа.
2
Пояснительная записка
Цели физического воспитания детей - способствовать социализации ученика в обществе,
формированию духовных способностей ребенка.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение основных задач
физического воспитания:
•
укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности
учащихся;
•
развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
•
приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
•
развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
•
формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в
движении;
•
усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по
физической культуре.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием
умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается
одной из важных и носит коррекционную направленность.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе, проводятся по специальной программе. Если учащиеся изъявляют желание и по
заключению врача могут заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под
особым контролем учителя, с определенными ограничениями. Осуществляя
индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных
способностей целесообразно делить класс на группы учащихся с учетом их двигательных
и интеллектуальных способностей.
Данная
рабочая
программа
составлена
в
соответствии
со
следующими
нормативными документами:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
2. ЗРТ «Об образовании» от № 68 от 22.07. 2013 г.
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства
РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г
5. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.
6. Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 10 апреля 2002 года №29/2065 и письма Министерства
образования Республики Татарстан № 1739 от 26.08.2002 г.
7. Учебный план ГБОУ «Ново-Кинерская школа-интернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья», утверждённый приказом по школе от 29 августа 2016 г. № 178.
3
Содержание программы
Основы знаний . Основные части тела. Как укреплять свои кости и мышцы. Отношение к
своим товарищам по классу, группе, команде. Правила безопасности при выполнении
физических упражнений.
Гимнастика.
Строевые упражнения.
Перестроение
из
одной
шеренги
в
две.
Размыкание
на
вытянутые
руки
на
месте
(повторение) и в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами
на интервал руки в стороны.
Выполнение
команд:
«Шире
шаг!»,
«Короче
шаг!».
Повороты
кругом.
Ходьба
по
диагонали.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
- упражнения на осанку
Упражнения с удержанием груза (150-200 г) на голове; лазание по гимнастической стенке
вверх и вниз; передвижение по гимнастической стенке влево- вправо.
- дыхательные упражнения;
Углубленное дыхание с движениями рук после скоростно - силовых упражнений.
- упражнения в расслаблении мышц;
Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения скоростно - силовых
упражнений. Маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны, в
ходьбе и беге.
- основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Сохранять правильное положение головы в быстрых переходах из одного и.п. в другое. С
фиксированным положением головы выполнять наклоны, повороты и круговые движения
туловища, руки за голову. Пружинистые наклоны вперед, в стороны. Сгибание и
разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке. Выпады в сторону, полуприседы с
различным положением рук. Из упора сзади прогнуться. Опуститься и встать без помощи
рук. Комбинации из различных движений. Перетягивание в колоннах захватом за пояс.
Одновременные разнонаправленные движения рук и ног (выполняемые в разных
плоскостях): правая рука в сторон, левая нога вперед и т.д. координация движений
конечностей в прыжковых упражнения: ноги врозь, хлопок в ладоши перед собой; ноги
вместе, хлопок в ладоши за спиной.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах.
С гимнастическими палками. Подбрасывание гимнастической палки и ловля ее после
хлопка двумя руками. Выполнение положений с палкой: с палкой вольно, палку за голову,
палку за спину, палку влево, вправо. Прыжки через палку, лежащую на полу: вперед-
назад, влево- вправо. Приседы с ранее изученными положениями палки. Круговые
движения туловищем с различными положениями палки. Ходьба с движениями палки
вперед, вверх, за голову, влево, вправо- 1 мин. Выполнить 3- 4 упражнения с
гимнастической палкой.
С большими обручами. Пролезание сквозь ряд обручей, катание обруча, пролезание в
катящийся обруч, набрасывание и снятие обруча со стойки, вращение обруча с
движениями (при ходьбе, беге). Подбрасывание и ловля обруча.
Со скакалками. Скакалка сложенная вчетверо. Повороты туловища вправо, влево,
растягивая скакалку руками. Скакалка сзади. Наклоны вперед (пружинистые), опустить
скакалку до середины голени. Повторить с отведением рук назад. Бег на месте с высоким
подниманием коленей и вращением скакалки вперед. Различные прыжки через скакалку на
двух ногах. Выполнение упражнений 3- 4 раза со скакалкой.
4
С набивными мячами. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой и за спиной.
Подбросить мяч вверх, поймать его. Из седа мяч удерживается ступнями ног, сед углом
согнув ноги, сед углом, перекаты назад, мяч вперед. Перебрасывание мяча в кругу, в
квадрате, в треугольнике. Перекатывание мяча на дальность стоя и сидя. Прыжки через
мяч влево, вправо, вперед, назад.
Упражнения на гимнастической скамейке наклоны и прогибание туловища в различном
положении (ограничить выполнение детям с нарушениями осанки- лордоз); движения
прямых и согнутых ног в положении сидя на скамейке; движения по скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке.
Прогибание туловища , стоя спиной к стенке, держась за рейку руками на высоте головы,
плеч. Взмахи ногой вперед- назад, держась руками за рейку на высоте груди, пояса
(индивидуально). Взмахи ногой вперед, назад, в сторону, стоя боком к стенке и держась за
рейку одной рукой.
Акробатические упражнения (элементы, связки).
Выполняются только после консультации врача.
Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Два последовательных кувырка
вперед (для сильных – назад). «Шпагат» с опорой руками о пол.
Простые и смешанные висы и упоры.
Мальчики махом одной и толчком другой выйти в упор (низкая перекладина); махом назад
– соскок. Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; вис
лежа, вис присев. Вис на канате.
Переноска груза и передача предметов.
Переноска 2-3 набивных мячей общим весом до 6-7 кг на расстояние 8- 10 м. Переноска
гимнастических
матов
(двух
матов
вчетвером
на
расстояние
до
15
м.
Переноска
гимнастического козла вдвоем на расстояние до 8-10 м. Передача по кругу, в колонне,
шеренге предметов весом до 4 кг. Переноска гимнастического бревна (8 учениками).
Передача флажков (6-8) друг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева на
право, и наоборот.
Танцевальные упражнения.
Ходьба под музыку, песню учащихся, ходьба с остановками в конце музыкальной фразы.
Танцевальный шаг на носках; шаг с подскоком; приставной шаг вперед. Сочетание
танцевальных шагов.
Лазание и перелезание.
Лазание по гимнастической стенке с чередованием различных способов. Лазание по
гимнастической стенке с с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом
руками. Лазание по гимнастической стенке с предметом в руке (мяч, гимнастическая
палка, флажок). Передвижение в висе на руках на гимнастической стенке вверх, вниз,
вправо, влево - для мальчиков, а для девочек смешанные висы спиной и боком к
гимнастической стенке. Лазание способом в три приема на высоту 5 м (мальчики), 4 м
(девочки). Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными
способами с включением бега, прыжков, равновесия.
Равновесие.
Равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке и на рейке
гимнастической скамейки. Равновесие на левой (правой) ноге на бревне (высота 70- 80 см)
ходьба по бревну с поворотами налево, направо с различными движениями рук, с
хлопками под ногой. Повороты в приседе, на носках. Ходьба по бревну с набивным мячом
в руках (мяч в различных и. п.) Соскоки с бревна с сохранением равновесия при
приземлении. Простейшие комбинации из ранее изученных упражнений. Прыжки на
одной ноге с продвижением вперед в границе коридора на полу. Расхождение вдвоем при
5
встрече: один переходит в положение сидя верхом или лежа, другой через него
перешагивает.
Опорный прыжок.
Прыжок в упор присев на козла, соскок с поворотом налево (направо). Прыжок ноги врозь
через козла поворотом на 90 градусов . Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком
боком с опорой на левую- правую руку (ногу).
Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров
движений.
Построение в две шеренги с определенным расстоянием между учащимися по заданным
ориентирам и без них. Ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира.
Прохождение расстояния до 5 м. от одного ориентира до другого за определенное
количество шагов с открытыми глазами и воспроизведение его за столько же шагов без
контроля зрения. Сочетание простейших исходных положений рук и ног по инструкции
учителя с контролем зрения и без контроля. Из и.п. лежа и сидя поднимание ног до
определенной высоты с контролем зрения и с закрытыми глазами. Ходьба по наклонной
гимнастической скамейке по ориентирам, изменяющим длину шага. Прыжок вправо,
влево, назад в обозначенное место без контроля зрения. Ходьба или бег на месте 5, 10, 15
с, не сообщая учащимся времени. Повторить задание и уточнить время его выполнения.
Произвольное выполнение общеразвивающих упражнений, исключающих положение
основной стойки, в течение 5- 10 с (например, рывки назад согнутыми и прямыми
руками). В конце упражнения принять основную стойку. Повторить упражнения, увеличив
время вдвое, и самостоятельно принять основную стойку. Отжимание в упоре лежа.
Легкая атлетика
Ходьба.
Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с
выполнением
движений
рук
на
координацию.
Ходьба
с
преодолением
препятствий.
Понятие о спортивной ходьбе. Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом. Переход с
ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя.
Бег.
Медленный бег c равномерной скоростью до 5 мин. Бег на 60 м с низкого старта.
Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30-50 с передачей эстафетной палочки.
Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30-40 см). Беговые упражнения.
Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60 м. Эстафетный бег (100 м) по кругу.
Бег с ускорением на отрезке 30 м , бег на 30 м (3-6 раз); бег на отрезке 60 м – 2 раза за
урок. Кроссовый бег 300-500 м.
Прыжки.
Прыжки на одной, двух ногах с поворотом направо, налево, с движением вперед. Прыжки
на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге. Прыжок в длину с разбега способом «согнув
ноги» с ограничением отталкивания в зоне до 80 см. Отработка отталкивания. Прыжок в
высоту с разбега способом «перешагивание», отработка отталкивания.
Метание.
Метание малого мяча в вертикальную цель шириной 2 м на высоте 2-3 м и в мишень
диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами (диаметр первого круга – 50 см,
второго- 75 см, третьего – 100 см) из различных исходных положений. Метание малого
мяча на дальность отскока от стены и пола. Метание малого мяча на дальность способом
6
из-за головы через плечо с 4- 6 шагов разбега. Толкание набивного мяча весом 2 кг с места
в сектор стоя боком.
Лыжная подготовка.
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, передвижение на скорость на
расстояние до 100 м; подъем по склону прямо ступающим шагом; спуск с пологих
склонов; повороты переступанием в движении; подъем «лесенкой» по пологому склону,
торможение «плугом», передвижение на лыжах в медленном темпе на расстояние до 1,5
км; игры: «Кто дальше», «Пятнашки простые», эстафеты. Преодолеть на лыжах 1,5 км
(девочки); 2 км (мальчики).
Спортивные и подвижные игры .
Пионербол
Передача мяча сверху двумя руками над собой и в парах сверху двумя руками. Подача,
нижняя прямая (подводящие упражнения). Игра «Мяч в воздухе». Дальнейшая отработка
ударов, розыгрыш мяча, ловля мяча. Учебная игра.
Волейбол.
Общие сведения о волейболе, расстановка игроков, перемещение по площадке. Стойки и
перемещение волейболистов.
Баскетбол.
Закрепление правил поведения при игре в баскетбол. Основные правила игры. Остановка
шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча
двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении
шагом. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места. Подвижные игры
с элементами баскетбола: «Не давай мяч водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».
Эстафеты с ведением мяча. Сочетание приемов: бег – ловля мяча - остановка шагом -
передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3-5 повторений за урок).
Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг. Прыжки со скакалкой до 1 мин.
Выпрыгивание вверх (до 8- 15 раз).
Подвижные игры и игровые упражнения
Коррекционные.
«Что так притягивает»; «Словесная карусель»; «Что изменилось в строю»; «Метатели».
С элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием,
акробатикой, равновесием.
«Все по местам»; «Запомни номер»; «Вот так поза»; «Выбери ведущего»; «Запомни
порядок»; «Так держать».
С бегом на скорость.
«Охрана пробежек»; «Вызов победителя»; «По кочкам и линиям»; эстафеты с бегом.
С прыжками в высоту, в длину.
«Дотянись»; «Проверь сам»; «Установи рекорд».
С метанием мяча на дальность и в цель.
«Сильный бросок»; «Попади в цель».
С элементами пионербола и волейбола.
«Мяч над верёвкой»; «Вот так подача»; «Не дай мяч соседу».
С элементами баскетбола.
«Перестрелки»; «Защита укреплений»; «Залетный мяч»; «Мяч в центре»; эстафеты.
Игры на снегу.
«Слушай сигнал»; «Воробьи и вороны»; «Смелей вперед».
Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и в системе
дополнительного физкультурного воспитания
7
Утренняя гигиеническая гимнастика до начала учебных занятий (5- 6 упражнений
общеразвивающего характера). Физкультминутки на уроках. Физкультпаузы на уроках
трудового обучения. Прогулки, подвижные игры.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Гимнастика
Знать: как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два;
как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка.
Уметь: подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать
дистанцию в движении; выполнять прыжок через козла способом «ноги врозь» с
усложнениями; сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне;
преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья; лазать по
канату способом в три приема.
Легкая атлетика
Знать: фазы прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»; правила передачи
эстафетной палочки во встречной эстафете.
Уметь: ходить спортивной ходьбой; пробежать в медленном равномерном темпе 5 мин;
правильно финишировать в беге на 60 м; правильно отталкиваться в прыжках в длину с
разбега способом «согнув ноги» и в прыжках в высоту способом «перешагивание»; метать
малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4- 6 шагов
разбега.
Лыжная подготовка
Знать: для чего и когда применяются лыжи; правила передачи эстафеты.
Уметь: координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе на
отрезке 40-60 м, пройти в быстром темпе 100-120 м любым ходом, преодолевать спуск с
крутизной склона 4-6* и длиной 50-60 м в низкой стойке, тормозить «плугом»,
преодолевать на лыжах 1,5 км (девочки), 2 км (мальчики).
Пионербол, волейбол.
Знать: правила перехода.
Уметь: перемещаться на площадке, разыгрывать мяч.
Баскетбол
Знать: правила поведения игроков во время игры.
Уметь: выполнять передачу от груди, вести мяч одной рукой (правой), попеременно
(правой – левой). Бросать в корзину двумя руками снизу с места.
8
Планирование основных разделов учебного материала
№
Основные темы, главы, разделы
Количество
часов
1
Гимнастика, акробатика
31
2
Легкая атлетика
18
3
Лыжи
12
4
Спортивные и подвижные игры
9
Итого
70
9
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество
часов
Дата проведения
план
факт
Строевые упражнения –6 часов
1.
Вводное занятие. Как укреплять свои кости и
мышцы
1
1.09
2
Перестроения из одной шеренги в две
1
5.09
3
Размыкание на вытянутые руки
1
8.09
4
Размыкание вправо, влево
1
15.09
5
Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче
шаг!»
1
15.09
6
Ходьба по диагоналям
1
19,09
Общеразвивающие и корригирующие упражнения - 9 часов
7
Упражнения с удержанием груза
1
22.09
8
Углубленное дыхание с движением рук после
скоростно-силовых упражнений
1
26.09
9
Упражнения для расслабления
мышц
1
29.09
10
Сохранение
заданного
положения
головы
при
выполнении наклонов
1
3.10
11
Упражнения с гимнастическими палками
1
6.10
12
Упражнения с мячами
1
10.10
13
Упражнения с обручами
1
13.10
14
Упражнения на гимнастической скамейке
1
17.10
15
Упражнения на гимнастической стенке
1
20.10
Акробатика – 4 часа
16
Стойка на лопатках перекатом назад из упора
присев
1
24.10
17
Кувырки вперед
1
27.10
18
«Шпагат» с опорой руками о пол
1
7.11
19
Игровой час
1
10.11
Упражнений на гимнастической стенке – 4 часа
20
Прогибание туловища, стоя спиной к стенке
1
14.11
21
Взмахи ногой вперед, назад
1
17.11
22
Взмахи ногой вперед, назад, в стороны
1
21.11
23
Подвижные игры с бегом
1
24.11
Висы – 3 часа
24
Висы лежа
1
28.11
25
Вис присев
1
1.12
26
Вис на канате
1
5.12
10
Лазанье и перелезание - 9 часов
27
Лазанье по гимнастической стенке с
чередованием различных способов
1
8.12
28
Лазанье по гимнастической стенке с
попеременной перестановкой ног
1
12.12
29
Лазанье по гимнастической стенке с предметом в
руке
1
15.12
30
Передвижение в висе на руках вверх, вниз
1
19.12
31
Передвижение в висе на руках вправо ,влево
1
22.12
3
2
Перелезание через 2-3 препятствия различными
способами
1
9.01
33
Лазание по канату произвольным способом
1
12.01
3
4
Подвижные игры с мячом
1
16.01
35
Разучивание комплекса упражнений
1
19.01
Лыжная подготовка - 12 часов
36
Передвижение на лыжах попеременным
двухшажным ходом,
1
23.01
37
Передвижение на скорость на расстояние до 100
м;
1
26.01
38
Подъем по склону прямо ступающим шагом
1
30.01
39
Спуск с пологих склонов;
1
2.02
40
Отработка подъема и спуска со склона
1
6.02
41
Повороты переступанием в движении
1
9.02
42
Отработка поворотов переступанием в движении
1
13.02
43
Подъем "лесенкой" по пологому склону
1
16.02
44
Торможение "плугом"
1
20.02
45
Передвижение на лыжах в медленном темпе на
расстояние до 1,5 м
1
27.02
4
6
Игры: "Кто дальше", "Пятнашки простые",
эстафеты.
1
27.02
47
Передвижение на лыжах изученными способами
преодолеть на лыжах 1,5 км (девочки); 2 км
(мальчики
1
2.03
Игра Баскетбол
48
Закрепление правил поведения при игре в
баскетбол.
1
6.03
49
Основные правила игры. Остановка шагом
1
9.03
50
Передача мяча двумя руками от груди с места и в
движении шагом
1
13.03
51
Ловля мяча двумя руками на месте на уровне
груди
1
16.03
52
Ведение мяча одной рукой на месте и в
движении шагом.
1
27.03
53
Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от
груди с места
1
30.04
54
Подвижные игры с элементами баскетбола: "Не
давай мяча водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за
мяч».
1
3.04
55
Эстафеты с ведением мяча
1
6.04
11
56
Сочетание приемов: бег- ловля мяча – остановка
шагом – передача двумя руками от груди.
1
10.04
57
Бег с ускорением до 10 м (3-5 повторений за
урок)
1
13.04
Гимнастика
58
Упражнения с набивными мячами
1
17.04
59
Упражнения на гимнастической скамейке
1
20.04
60
Акробатические упражнения
1
24.04
61
Акробатические упражнения
1
27.04
62
Упражнения на рейке, гимнастической скамейке
(бревне)
1
4.05
63
Упражнения со скакалками
1
4.05
Легкая атлетика
64
Бег на 60 м. с низкого старта
1
8.05
65
Кроссовый бег: 500 м. –девушки 1000 м.- юноши
1
11.05
66
Прыжки в длину с разбега - учет
1
15.05
67
Прыжки в длину с разбега, согнув ноги - учет
1
18.05
68
Метание на дальность (коридор 10 м.)
1
22.05
69
Метание малого мяча на дальность
1
25.05
70
Итоги года
1
29.05
12
Лист корректировки
Клас
с
Тема урока
Дата
по
план
у
Причина
внесения
изменения
Фактическое
время
проведения
13
Дополнительная литература
1.
Вавилова Е.Н. «Учите лазать, бегать, прыгать»
2.
Журналы «Физическое воспитание в школе».
3.
Ковалько В.И Поурочные разработки по физкультуре: - М.:ВАКО, 2006.-144с.-( В
помощь школьному учителю ).
4.
Ковалько В.И. Уроки физкультуры в начальной школе: Методические
рекомендации, практические материалы, поурочные планирование.- М.:ВАКО,
2003.-272с.- (Помощь школьному учителю)
5.
Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 кл.:
Метод. Пособие. – М.:Дрофа, 2003.-176с.-(Библиотека учителя)
6.
Настольная книга учителя физической культуры
Текст
:/ Под ред. Проф. Л.Б.
Кофмана; Авт-сост. Г.И.
Погадаев.- М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
7.
Электронные учебные пособия – Интернет- ресурсы.
14