Автор: Васильева Евгения Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Улыбка" Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область Наименование материала: сценарий музыкального развлечения Тема: "Ложки деревянные, ложки музыкальные" Раздел: дошкольное образование
Васильева Е.А.
г.Ноябрьск 2016
Цель:
1
- В развлекательной форме закрепить знания детей о деревянной ложке.
Задачи:
-Вспомнить приёмы игры на ложках;
-Вызвать желание у детей выступать перед собравшимися;
-Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, через игры на
музыкальных инструментах.
Оборудование:
- проектор мультимедиа;
- Ложки деревянные;
- Шумовые инструменты;
-Материал для росписи ложки (белый ватман с контуром ложки и рисунком,
фломастеры цветные, два мольберта);
-Материалы для игры (10 клубней картошки, две корзинку и две кастрюльки);
-Подборка русских народных мелодий.
2
Действующие лица: девица (ведущая), домовой (взрослый), дети в русских
народных костюмах.
Зал оформлен в русском стиле. Под русскую музыку дети входят в зал (с
шумовыми инструментами) поют частушки зазывалки под русскую народную
музыку.
«Частушки»
1.
Кавалеры и подружки,
Заходите на частушки.
Вместе спляшем и споём,
Как мы весело живём!
2.
Дорогие, наши гости,
слушайте внимательно,
Мы частушки сочинили –
хлопать обязательно!
3.
Детский садик наш красив,
в нём огромный позитив,
Ведь недаром в нём собрался,
вот такой вот коллектив!
(поднять большой палец вверх).
4.
Не хотела я плясать,
Стояла и смеялась.
Как гармошка заиграла,
Я не удержалась.
5.
Кто поет частушки с нами,
Будет счастлив и здоров!
Гармонистка, тётя Женя,
Лечит всех без докторов!
6.
Мы частушки вам пропели,
Пятками протопали,
А теперь мы просим вас.
Чтоб вы нам похлопали.
(После исполнения садятся на стульчики).
Звучит народная мелодия. Выходит Девица. Кланяется.
Девица: Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим!
Будьте здоровы и счастливы.
А наша встреча пусть будет весёлой и радостной!
3
Сегодня мы с вами поговорим…, а впрочем, отгадайте сами.
(Показывает ложку)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай по шире рот (Ложка.)
Да, сегодня мы позовём в гости ложку. Узнаем, когда она появилась, как к ней
относились в старину. Познакомимся с пословицами, приметами, связанными с
ложкой. Вы узнаете много интересного про обычную нашу ложку, которой вы
пользуетесь каждый день. Встретим ложку весельем.
(Дети строятся парами на песню, в руках ложки деревянные).
Песня «Ложки хохломские »
Наши ложки хохломские -
Самый лучший сувенир.
С позолотой-не простые
Прогремели на весь мир.
Ах вы ложечки-кормёжечки мои,
Ложки русские, румяные.
Поварежки расхорошие мои,
Расписные, деревянные.
Богатырь ей без сомненья
Чашку счастья дал в момент.
И на празднике веселья
Ложка - лучший инструмент.
Ах вы ложечки-кормёжечки мои,
Ложки русские, румяные.
Поварежки расхорошие мои,
Расписные, деревянные.
Волга - Родина матрёшек
И красивых Жигулей.
И саратовских гармошек,
И веселых ложкарей.
Ах вы ложечки-кормёжечки мои,
Ложки русские, румяные.
Поварежки расхорошие мои,
Расписные, деревянные.
(после песни ребята садятся на свои места. За дверью слышно чихание)
4
Выходит Домовой: Здравствуйте ребятушки.… Ух, вы расшумелись…
веселитесь?
Девица: Да дедушка домовой, с ложкой забавляемся.
Домовой: А вы знаете, откуда у нас появилась деревянная ложка?
(Презентация 1)
Домовой: Запомнили, ребята?
(Дети рассказывают с места).
Ребёнок1: Наши предки её придумали, чтобы пищу удобнее брать было – черпак,
чувырка называли.
Ребёнок2: Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть
деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время
трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей (показывает).
(Дети садятся)
Домовой: Это проверено на практике - после деревянных ложек есть железными
очень тяжело. Я вот никак не привыкну…А вы знаете, что и по размеру и по
рисунку ложки разные бывают? Вот послушайте я вам сейчас расскажу
( Презентация 2 )
Девица: Конечно дедушка! Пользоваться деревянными изделиями не только
безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из
деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой
старости. Такую посуду, конечно, гостям не дашь - тут ложка у каждого своя.
Домовой: Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще?
А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не
печаль!
Девица: А если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, — смеялся,
разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Домовой (смеётся): Да вот так и было…Ложки, часто носили при себе в особых
футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ
создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим
обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит».
Ну что интересно?
Ребята, а вы знаете приметы про ложки? Кто расскажет?
(Выходят дети с ложкой в руках)
1. Если уронить ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
2. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
3. Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим
концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая
сила.
4. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за
стол нечистая сила.
5. Бочка мёду, ложка дёгтю - всё испортит.
6. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
7. Один с сошкой, семеро с ложкой.
8. Ложка не крошка, рот не поцарапает.
5
(Дети садятся на свои места).
Девица: Молодцы ребята, а ведь ложкой можно не только есть. Давайте мы
сейчас попробуем поиграть с помощью ложки. Мне нужно двое ребят (мальчик и
девочка). Я собралась обед готовить, а ребята будут помогать мне картошку
носить из ведра в кастрюлю ложкой. Вот мы сейчас посмотрим кто быстрее
управиться с этим заданием.
Игра «Быстрая ложка»
Домовой: Молодцы ребята, здорово играете, а песню спеть сможете? Может и
сказочные знаете?
(Ребята выстраиваются на песню)
Песня «Сказки гуляют по свету»
(После песни ребята садятся на свои места)
Девица: . Ребята, я знаю что вы используете деревянные ложки и как
превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают
удивительно чистый звук (показывает).
Домовой: Ещё мой дед танцевал и в ход пускал не только ложки, но и сковороды,
тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что
может издавать звук.
Девица: И сейчас наши ребята покажут, как они умеют играть на ложках.
(Звучит русская народная мелодия из калитки выходят девки и парни парами.
Проходят и усаживаются на скамейку. Начинают играть на ложках).
Оркестр «Удалые ложкари»
(После номера садятся на свои места).
Выходят дети
1.Ребёнок
Деревянные ложки-
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!
2 ребёнок
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Девица: Молодцы!…Как мы узнали, много умельцев в России, которые
изготавливают и расписывают ложки.
Домовой: Я ребятам предлагаю на время тоже поучаствовать в росписи своих
ложек. Для этого нужно прикреплённые на мольбертах ложки разрисовать.
Разукрашивать нужно только один элемент, затем передать эстафету следующему.
Ребята, встаём в две команды.
игра эстафета «Разрисуй ложку»
(после эстафеты дети садятся на свои места)
6
Домовой: Молодцы, ребята. Вот какие красивые ложки у вас получились!
(показывает зрителям)
Домовой: Ой засиделся я с вами…Где моя большая ложка? Обедать пора!
Скажу вам напоследок "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый
день. Чего и вам желаю!!! До свидания!
(Домовой уходит)
Девица: Ну, вот ребятушки, всё я вам про ложки рассказала – пришло
время прощаться. Всего вам самого доброго! На ложках играйте, да нас
вспоминайте!Время быстро пролетело.
Жаль мне, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям!
(Звучит русская плясовая. Все расходятся).
7