Автор: Кадргулова Лилия Ильдаровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДО МБОУ СОШ с.Ишлы "Детский сад с.Ишлы" Населённый пункт: с.Ишлы,Аургазинский район, Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: Гендерное воспитание Раздел: дошкольное образование
«Я – мальчик, я – девочка!»
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж.Ж. Руссо
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как
современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины
располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется,
чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы.
Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы до-
броту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отноше-
нию к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы про-
явить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, что-
бы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из
главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не пе-
рекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в
свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Дошкольный возраст – период формирования представлений о себе, сво-
ем
«Я».
Полоролевое
воспитание
в
детском
саду
обеспечивает
овладение
детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими
роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекват-
ную полу модель поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа «Я - мальчика»
(девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где
ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий,
ролевой и т.д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития
начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и деду-
шек, дома, в котором он живет.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятель-
ность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценност-
ных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или
иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверст-
ников.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения яв-
ляется воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая за-
висит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспита-
нии, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Разработчики проекта : Кадргулова Лилия Ильдаровна заведующая ДО
МБОУ СОШ с.Ишлы «Детский сад с.Ишлы», Мухамедьярова Раушания Фауха-
товна воспитатель филиала МБОУ СОШ с.Ишлы «НШ Детский сад д.Староку-
зяково».
Вид
проекта: Познавательно-творческий.,
долгосрочный
1
год
2016-
2017уч.год
Участники проекта: Дети старшей и подготовительной группы , родите-
ли, педагоги.
Цель проекта : Создание благоприятной обстановки для естественного
развития детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учрежде-
ние в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи проекта :
Создание с учетом интересов мальчиков и девочек предметно-разви-
вающей среды в группе;
Активизировать представление детей о различиях полов (физиче-
ских, поведенческих и нравственно ценных) через ролевые игры;
Развивать способы взаимодействий, свойственных для мужского и
женского типов поведения через знакомство фольклором и традициями в семей-
ном воспитании;
Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и де-
вочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
Повысить активность родителей в совместной деятельности по ген-
дерному воспитанию детей
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Девочки и мальчики» позволит объединить усилия
ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где до-
школьник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенче-
ский, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу,
к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного вос-
питания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
определение гендерной позиции по отношению к окружающему
миру и людям через игровую деятельность;
осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка
как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (жен-
ственности);
проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению
к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
желание отразить свои чувства в художественно-творческой дея-
тельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ,
в игровой и художественно-творческой деятельности;
проявление позиции активных участников воспитательно-образова-
тельного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
содействие
возрождению
культуры
русских
традиций
семейного
воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закрепле-
нию связей между членами семьи;
разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по
теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер
для мальчиков и девочек»;
разработка консультативно-практического материала для родителей.
Основные принципы:
1. Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материа-
ле основных закономерностей развития социальных объектов, возможности
усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщён-
ных представлений.
2. Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользовать-
ся любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что
бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3. Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, ин-
тересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет
отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях
мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
4. Принцип интеграции программного содержания: данный проект вы-
ступает как составная часть программы Детство», такая интеграция целесооб-
разна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.
5. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер по-
лоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социали-
зации и просвещения.
6. Принцип
непрерывности
(преемственности): половое
воспитание
должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.
7. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологи-
ческих, физиологических и психологических особенностей мальчиков и дево-
чек в разных видах деятельности.
8. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов
на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы , со-
держание зависит от возраста детей.
Этапы реализации проекта
Этапы
Цели этапа
Предполагае-
мый результат
Содержание
Вводный
1. Проживание с детьми
проблемной
ситуации:
«Каким
должен
быть
папа, какой должна быть
мама»
2.Изучение
методиче-
ской
литературы
по
проблеме
гендерного
воспитания
с
привлече-
нием родителей.
1. Подготовка к жизни
счастливого;
эмоцио-
нально-благополучного
ребенка.
2. Накопление и систе-
матизация информации
по проблеме.
1.Анкетирование
для
родителей
– «Умеем ли мы воспитывать
будущих
мужчин
(женщин),
уделяем
ли
внимание
своему
ребенку?»
–
« К а к и е
м а л ь ч и к и
и
девочки?»
2. Тест-опрос детей «Любимые
игры
мальчиков
(девочек)?»
3. Рисуночный тест для детей
« К е м
я
х о ч у
с т а т ь »
4.
Сбор
материала
тематиче-
ская
папка
(Взрослые
люди,
семья, ребенок и его сверстни-
ки, эмоции, о поведении, эти-
кет,
народная
культура,
худо-
жественная литература о маль-
чиках и девочках, материал о
защитниках
отечества
и
про-
фессиях, спорт, иллюстрации о
жизни
людей
в
других
стра-
н а х . )
п о
т е м е ;
5.
Сбор
фотографий
на
тему
« М о я
с е м ь я » ;
6.
Изучение
познавательной,
художественной
литературы,
русского
фольклора,
русские
народные
игры,
дидактиче-
ские,
подвижные
игры
для
м а л ьч и ко в
и
д е в о ч е к » ;
7.
Подготовка
консультаций
для
родителей
и
педагогов
«Воспитываем
мальчиков»,
«Какой мальчик не любит по-
играть, какая девочка не любит
поболтать!»,
«Пять
заповедей
отцовства»
8. Фотоконкурс «Мисс шляп-
ка»
Основ-
ной
1.
Проживание
системы взаимодействия
с
семьями
воспитанни-
ков, раскрытие потенци-
ала
каждого
ребенка
мальчика
( д е в оч к и ) ,
Активизация своего «я»
1.
Расширение
сведений
о
гендерном
развитии и формирова-
ния образа «я» в своей
жизни.
2. Пробуждение чувства
осмысления
себя,
как
1. Моделирование ситу-
аций «Я и моя семья», «Кто
живет
в
тво ем
с е р д ц е » .
2. Проведение занятий с ген-
дерной направленности: «Ма-
мочка
любимая»,
«Мой
папа
с а м ы й
л у ч ш и й » .
в
процессе
совместной
жизнедеятельности.
2.
Активизировать
свой
поиск
своего
места
в
мире.
по теме «Это – мужчина,
это
–
женщина».
Фор-
мирование у детей ген-
дерной устойчивости.
представителя
пола
и
как неповторимую лич-
ность , осмысление зна-
чимости каждого члена.
3. Оформление книги творче-
ских
детских
рассказов
«Се-
м е й н ы й
а л ь б о м » .
4. Цикл сюжетно-ролевых игр
на тему «Спящая красавица»,
« Р ы ц а р с к и й
т у р н и р » .
5.
Конкурс
чтецов
«О
маме
(папе)».
6. Выставка детских рисунков.
« М о й
п а п а ( м а м а ) » .
7.
Персональная
творческая
в ы с т а в к а
« К е м
б ы т ь »
8. Участие семей в мероприя-
т и я х
и
ко н к у р с а х
Д ОУ
9. Участие семей в конкурсе
поделок из природного матери-
ала «Мама, папа, я – умелая
семья»; в районном конкурсе,
посвященном
«Год
космонав-
тики»,
«пожарная
ярмарка».
10.
Оформление
творческой
р а б о т ы
« Мод а » ,
« Н а ш и
прически», «Мой любимый ге-
рой».
Итого-
вый
Презентация
проекта.
Подведение ито-
гов
1. Круглый стол для де-
тей и родителей «Мальчики и
девочки»
2 .Создание альбомов «Я как
мама (я как папа)», «Мой са-
м ы й
сч а с тл и в ы й
д е н ь » .
3. Праздник «Маленькая кра-
савица».
4. Презентация творческих ри-
сунков детей «Папин портрет»,
«Галстук для папы», «Кружка
для
папы»,
«Милой
мамочки
портрет», «Весенний букет»
Реализация содержания проекта.
Реализация проекта «Я – мальчик, я – девочка» начинается с изучения ма-
териала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что
формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосозна-
ния ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного воз-
раста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая
игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового
поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. Будет оформ-
лен консультативно-практический материал, « Я – мальчик (девочка)», направ-
ленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.
Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа,
какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам отве-
тов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я –
мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы
позволят детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противопо-
ложному полу, к семье.
Итогом реализации проекта может быть круглый стол для детей и членов
их семей «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Па-
пин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, кото-
рые бережно хранятся в семьях воспитанников. Также ярким получится «Ма-
мин праздник», который представит и раскроет в конкурсах творческий потен-
циал детей, их отношению друг к другу.
На наш взгляд, проект «Я – мальчик, я – девочка» является первым шагом
в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так
как
формирует
первоначальное
прочувствованное
восприятие
детьми
бли-
жайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол ,
его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание зна-
чимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания
своей роли в своей семье начинается понимание образа «я мальчика» и «я де-
вочки».