Напоминание

Гендерное воспитание


Автор: Кадргулова Лилия Ильдаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДО МБОУ СОШ с.Ишлы "Детский сад с.Ишлы"
Населённый пункт: с.Ишлы,Аургазинский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гендерное воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Я – мальчик, я – девочка!»
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж.Ж. Руссо Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы до- броту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отноше- нию к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы про- явить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность. Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, что- бы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не пе- рекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола. Дошкольный возраст – период формирования представлений о себе, сво- ем «Я». Полоролевое воспитание в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекват- ную полу модель поведения. Как известно в детстве происходит становление образа «Я - мальчика» (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и деду- шек, дома, в котором он живет. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятель- ность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценност- ных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или
иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверст- ников. Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения яв- ляется воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая за- висит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспита- нии, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Разработчики проекта
: Кадргулова Лилия Ильдаровна заведующая ДО МБОУ СОШ с.Ишлы «Детский сад с.Ишлы», Мухамедьярова Раушания Фауха- товна воспитатель филиала МБОУ СОШ с.Ишлы «НШ Детский сад д.Староку- зяково».
Вид

проекта:
Познавательно-творческий., долгосрочный 1 год 2016- 2017уч.год
Участники проекта:
Дети старшей и подготовительной группы , родите- ли, педагоги.
Цель проекта
: Создание благоприятной обстановки для естественного развития детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учрежде- ние в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи проекта
:  Создание с учетом интересов мальчиков и девочек предметно-разви- вающей среды в группе;  Активизировать представление детей о различиях полов (физиче- ских, поведенческих и нравственно ценных) через ролевые игры;  Развивать способы взаимодействий, свойственных для мужского и женского типов поведения через знакомство фольклором и традициями в семей- ном воспитании;  Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и де- вочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;  Повысить активность родителей в совместной деятельности по ген- дерному воспитанию детей
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Девочки и мальчики» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где до- школьник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенче- ский, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу,
к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного вос- питания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей  определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;  осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (жен- ственности);  проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;  желание отразить свои чувства в художественно-творческой дея- тельности, так как рисунок – своеобразная детская речь. У родителей  активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;  проявление позиции активных участников воспитательно-образова- тельного процесса, выход на позиции партнеров. У педагогов  содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закрепле- нию связей между членами семьи;  разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;  разработка консультативно-практического материала для родителей.
Основные принципы:

1. Принцип научности
предлагает отражение в предъявляемом материа- ле основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщён- ных представлений. 2.
Принцип активности
не ждать возникновение проблем, а пользовать- ся любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3.
Принцип учета личностной ориентации:
соответствие возрасту, ин- тересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками. 4.
Принцип интеграции программного содержания:
данный проект вы- ступает как составная часть программы Детство», такая интеграция целесооб- разна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром. 5.
Принцип комплексности:
планирование и оценка конкретных мер по- лоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социали- зации и просвещения. 6.
Принцип

непрерывности

(преемственности):
половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом. 7.
Принцип дифференциации педагогического процесса:
учет биологи- ческих, физиологических и психологических особенностей мальчиков и дево- чек в разных видах деятельности. 8.
Принцип единого подхода родителей и педагогов:
общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы , со- держание зависит от возраста детей.
Этапы реализации проекта

Этапы

Цели этапа

Предполагае-

мый результат

Содержание
Вводный 1. Проживание с детьми проблемной ситуации: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» 2.Изучение методиче- ской литературы по проблеме гендерного воспитания с привлече- нием родителей. 1. Подготовка к жизни счастливого; эмоцио- нально-благополучного ребенка. 2. Накопление и систе- матизация информации по проблеме. 1.Анкетирование для родителей – «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?» – « К а к и е м а л ь ч и к и и девочки?» 2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?» 3. Рисуночный тест для детей « К е м я х о ч у с т а т ь »
4. Сбор материала тематиче- ская папка (Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстни- ки, эмоции, о поведении, эти- кет, народная культура, худо- жественная литература о маль- чиках и девочках, материал о защитниках отечества и про- фессиях, спорт, иллюстрации о жизни людей в других стра- н а х . ) п о т е м е ; 5. Сбор фотографий на тему « М о я с е м ь я » ; 6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактиче- ские, подвижные игры для м а л ьч и ко в и д е в о ч е к » ; 7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит по- играть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства» 8. Фотоконкурс «Мисс шляп- ка» Основ- ной 1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанни- ков, раскрытие потенци- ала каждого ребенка мальчика ( д е в оч к и ) , Активизация своего «я» 1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирова- ния образа «я» в своей жизни. 2. Пробуждение чувства осмысления себя, как 1. Моделирование ситу- аций «Я и моя семья», «Кто живет в тво ем с е р д ц е » . 2. Проведение занятий с ген- дерной направленности: «Ма- мочка любимая», «Мой папа с а м ы й л у ч ш и й » .
в процессе совместной жизнедеятельности. 2. Активизировать свой поиск своего места в мире. по теме «Это – мужчина, это – женщина». Фор- мирование у детей ген- дерной устойчивости. представителя пола и как неповторимую лич- ность , осмысление зна- чимости каждого члена. 3. Оформление книги творче- ских детских рассказов «Се- м е й н ы й а л ь б о м » . 4. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», « Р ы ц а р с к и й т у р н и р » . 5. Конкурс чтецов «О маме (папе)». 6. Выставка детских рисунков. « М о й п а п а ( м а м а ) » . 7. Персональная творческая в ы с т а в к а « К е м б ы т ь » 8. Участие семей в мероприя- т и я х и ко н к у р с а х Д ОУ 9. Участие семей в конкурсе поделок из природного матери- ала «Мама, папа, я – умелая семья»; в районном конкурсе, посвященном «Год космонав- тики», «пожарная ярмарка». 10. Оформление творческой р а б о т ы « Мод а » , « Н а ш и прически», «Мой любимый ге- рой». Итого- вый Презентация проекта. Подведение ито- гов 1. Круглый стол для де- тей и родителей «Мальчики и девочки» 2 .Создание альбомов «Я как мама (я как папа)», «Мой са- м ы й сч а с тл и в ы й д е н ь » . 3. Праздник «Маленькая кра- савица». 4. Презентация творческих ри- сунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка
для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»
Реализация содержания проекта.
Реализация проекта «Я – мальчик, я – девочка» начинается с изучения ма- териала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосозна- ния ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного воз- раста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. Будет оформ- лен консультативно-практический материал, « Я – мальчик (девочка)», направ- ленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду. Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам отве- тов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволят детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противопо- ложному полу, к семье. Итогом реализации проекта может быть круглый стол для детей и членов их семей «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Па- пин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, кото- рые бережно хранятся в семьях воспитанников. Также ярким получится «Ма- мин праздник», который представит и раскроет в конкурсах творческий потен- циал детей, их отношению друг к другу. На наш взгляд, проект «Я – мальчик, я – девочка» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми бли- жайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол , его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание зна- чимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа «я мальчика» и «я де- вочки».


В раздел образования