"Роль экспериментов и наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"
Автор: Ламеко Надежда Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка" № 21 Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: Статья Тема: "Роль экспериментов и наблюдений в экологическом воспитании дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«
Роль
экспериментов
и
наблюдений
в
экологическом
воспитании
дошкольников
»
МБДОУ №21 , воспитатель Ламеко Н.А.
Люди, научившиеся…….. наблюдения и
опытам, приобретают способность
самостоятельно ставить вопросы получать
на них фактические ответы, оказываясь на
более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой
школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Одна из основных целей экологического воспитания это формирование
начал экологической культуры дошкольников.
А одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является
организация детского экспериментирования, проведение опытов.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования
в
дошкольных
учреждениях
осуществляет
творческий
коллектив
специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой
педагогики и Российской академии образования Н.Н.Поддъякова.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том,
что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно -
образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод,
соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом
познания мира.
В
экологическом
воспитании
экспериментирование
можно
рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из
книг,
а
добытые
самостоятельно,
всегда
являются
осознанными
и
более
прочными.
За
использование
этого
метода
обучения
выступали
такие
классики
педагогики,
как
Я.А.Коменский,
И.Г.Песталоцци,
Ж.-Ж.
Руссо,
К.Д.Ушинский и многие другие.
Наш
детский
сад
работает
по
программе
«Детства»,
наряду
с
ней
использую
экологическую
программу
С.Н.
Николаевой
«Юный
эколог»,
которая, на мой взгляд, отражает основные положения и идеи современного
экологического
образования
дошкольников.
Но
аспект
опытов
и
экспериментов в
познавательной
деятельности
с
явлениями и объектами
природы в данном источнике был практически не раскрыт. Поэтому наряду с
ней частично использую программы «Природа наш дом» Н.А.Рыжовой, "
Семицветик
",
В.
И.
и
С.
Г.
Ашиковых
"Паутинка" Ж.
Л.
Васякиной-
Новиковой.
Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом
порядке, разработала комплексно - тематический план по экспериментальной
деятельности
для
старшей
и
подготовительной
группы.
Учитывая
приоритетное
направление
метода
экспериментирования
в
экологическом
воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же
самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.
Познавательно - исследовательская деятельность как стержневая может
быть
«обрамлена»
другими
видами
деятельности.
Возможны
следующие
сочетания:
-
чтение
небольшого
художественного
произведения,
вводящего
в
конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;
-
познавательно
-
исследовательская
деятельность,
затем
продуктивная
деятельно сть,
продолжающая
тему
(рисование,
а п п л и к а ц и я ,
конструирование, лепка);
- познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по
мотивам путешествий по карте или «реке времени») В играх развивается
умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между
предметами и их особенностями.
Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей
к
самостоятельному
поиску
причин,
способов
действий,
проявлению
творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в
коробке?»,
«Когда
это
бывает?»,
«Волшебные
лучи»,
«Мы
фокусники»,
«Коробка с секретом», и другие.
Содержание своей работы реализую в следующих блоках педагогического
процесса:
совместная деятельность педагога с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Блок
совместной
деятельности
взрослого
с
детьми
является,
на
мой
взгляд,
основным
в
формировании
у
детей
опытно-исследовательских
навыков.
К
этому
блоку
относятся
опыты
и
эксперименты,
игры
–
путешествия, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому
блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная
содержательная
деятельность
взрослого
и
ребенка
является
своего
рода
школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на
все живое.
Планирование
свободной
самостоятельной
деятельности
детей
предполагает в
первую
очередь
создание
педагогом
условий,
которые
способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе
организована
«Детская
мини
-
лаборатория»
В
неё
помещена
картотека
опытов,
конспекты
опытов
по
освоению
детьми
окружающего
мира.
Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание
и вывод.
При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют
возможность
проводить
простейшие
опыты
с
водой,
воздухом,
песком,
глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию
разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке:
песком,
глиной,
почвой,
камнями,
веточками,
корой
разных
деревьев,
гербариями листьев и цветов, семенами растений.
Работу
с
детьми
в
«Детской
лаборатории»
начала
со
знакомства
с
хозяином
–
«Профессором
Знайкой»,
который
познакомил
детей
с
оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает
опыты и
ставит
перед
детьми
проблемную
ситуацию-вопрос:
«Почему
змейка вертится», «Почему не тонут корабли», «Как появляются вулканы»,
«Почему
поет
платина»
и
др. После
поставленного
вопроса
сказочного
персонажа я не тороплюсь с ответом, а предлагаю детям самим найти ответ,
способствую
тому,
чтобы
дети
нашли
его
самостоятельно,
для
удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может
прислать
в
группу
какую-нибудь
подсказку
книгу,
предмет
–
намек
на
отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем
детям.
В
своей
работе
использую
как
традиционные
методы,
так
и
инновационные.
Наглядные
(наблюдения,
экскурсии,
иллюстрации,
просмотр
диафильмов о природе).
Словесные
(беседы,
чтение
художественной
литературы
о
природе, использование фольклорных материалов).
Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).
Использование
элементов
ТРИЗ,
например
таких
приемов,
как
системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с
разными
агрегатными
состояниями
воды
мы
используем
прием
«маленькие
человечки»
для
обозначения
жидкого,
твердого
и
газообразного состояния воды.
приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.
метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в
совместной
деятельности
с
детьми
проблемных
ситуаций,
которые
стимулируют
познавательную
активность
детей
и
приучают
их
к
самостоятельному поиску решений проблемы.
Метод
наглядного
моделирования
разработан
на
основе
идей
известного
детского
психолога
Л.А.
Венгера,
который
путем
исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных
способностей
ребенка
лежит
овладение
действиями
замещения
и
наглядного моделирования
Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без
помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Я привлекаю
родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предложила
родителям понаблюдать дома вместе с ребёнком за растениями, птицами,
природой. Если в доме есть аквариум, предлагаю понаблюдать за рыбками,
если есть домашние питомцы: кошка или собака, предлагаю понаблюдать за
ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается
ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в
различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стало
оформление замечательной книги «Мой домашний любимец». В неё вошли
рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого
теперь в ответе.
Экологическая газета «Родничок», которая выходит один раз в два
месяца,
просвещает
родителей
в
вопросах
экологического
воспитания,
помогает детям, обучатся через игру, литературу, наблюдения, способствует
сплочению детей и родителей вокруг общего дела.
В
нашей
группе
создан
специальный
фонд
м ат е р и а л о в ,
обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Сюда
относится
цикл
домашних
наблюдений
за
растениями
и
животными,
картотека проведения опытов в домашних условиях, библиотечка книг о
природе
для
семейного
чтения,
дидактические
игры
экологического
содержания, природный материал для изготовления поделок в домашних
условиях. Родители с удовольствием пользуются созданным фондом, что
способствует воспитанию экологической культуры у детей.
Считаю,
что
такие
формы
работы
сближают
родителей
и
детей,
способствуют
установлению
тесных
контактов
между
ними
и
являются
одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры.
Использование
наблюдений
и
экспериментов
в
работе
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
приводит
к
следующим
результатам:
у
ребят
повысился
познавательный
интерес
к
природе,
повысилась потребность общения с ней;
заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство
из них могут оценить поведение человека в природе, высказать
своё суждение;
в ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят
стали
более
развиты
эстетические
и
этические
чувства,
что
способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней
отношению, духовному обогащению личности.
Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится
подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Природе.