Напоминание

"Роль экспериментов и наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"


Автор: Ламеко Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка" № 21
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль экспериментов и наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Роль экспериментов и наблюдений в экологическом воспитании дошкольников » МБДОУ №21 , воспитатель Ламеко Н.А. Люди, научившиеся…….. наблюдения и опытам, приобретают способность самостоятельно ставить вопросы получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев Одна из основных целей экологического воспитания это формирование начал экологической культуры дошкольников. А одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н.Поддъякова. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Наш детский сад работает по программе «Детства», наряду с ней использую экологическую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая, на мой взгляд, отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Но аспект опытов и экспериментов в познавательной деятельности с явлениями и объектами природы в данном источнике был практически не раскрыт. Поэтому наряду с ней частично использую программы «Природа наш дом» Н.А.Рыжовой, " Семицветик ", В. И. и С. Г. Ашиковых "Паутинка" Ж. Л. Васякиной- Новиковой.
Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработала комплексно - тематический план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования. Познавательно - исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания: - чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты; - познавательно - исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельно сть, продолжающая тему (рисование, а п п л и к а ц и я , конструирование, лепка); - познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени») В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие. Содержание своей работы реализую в следующих блоках педагогического процесса:  совместная деятельность педагога с детьми;  свободная самостоятельная деятельность детей. Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры – путешествия, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое. Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская мини - лаборатория» В неё помещена картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание и вывод. При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию
разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке: песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений. Работу с детьми в «Детской лаборатории» начала со знакомства с хозяином – «Профессором Знайкой», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает опыты и ставит перед детьми проблемную ситуацию-вопрос: «Почему змейка вертится», «Почему не тонут корабли», «Как появляются вулканы», «Почему поет платина» и др. После поставленного вопроса сказочного персонажа я не тороплюсь с ответом, а предлагаю детям самим найти ответ, способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет – намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. В своей работе использую как традиционные методы, так и инновационные.  Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе).  Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).  Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).  Использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.  приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.  метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.  Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Я привлекаю родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предложила родителям понаблюдать дома вместе с ребёнком за растениями, птицами, природой. Если в доме есть аквариум, предлагаю понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, предлагаю понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в
различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стало оформление замечательной книги «Мой домашний любимец». В неё вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе. Экологическая газета «Родничок», которая выходит один раз в два месяца, просвещает родителей в вопросах экологического воспитания, помогает детям, обучатся через игру, литературу, наблюдения, способствует сплочению детей и родителей вокруг общего дела. В нашей группе создан специальный фонд м ат е р и а л о в , обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Сюда относится цикл домашних наблюдений за растениями и животными, картотека проведения опытов в домашних условиях, библиотечка книг о природе для семейного чтения, дидактические игры экологического содержания, природный материал для изготовления поделок в домашних условиях. Родители с удовольствием пользуются созданным фондом, что способствует воспитанию экологической культуры у детей. Считаю, что такие формы работы сближают родителей и детей, способствуют установлению тесных контактов между ними и являются одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры. Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:  у ребят повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;  заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;  в ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности. Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Природе.


В раздел образования