Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Автор: Мухина Лена Викторовна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: Нижний Куранах Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ на уроках истории и обществознания Раздел: среднее образование
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача:
подготовить
подрастающее
поколение
к
жизни
в
быстро
меняющемся
информационном
обществе,
в
мире,
в
котором
ускоряется
процесс
появления
новых
знаний,
постоянно
возникает
потребность
в
новых
профессиях,
в
непрерывном
повышении
квалификации.
При
переходе
к
информационному
обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения
неизбежно затрагивают всю систему образования. В условиях широкого развития
средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в
распространении
знаний
утрачена.
Чтобы
школа
смогла
выиграть
в
этом
соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо
строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а
приобретались
учениками
в
ходе
творческой
и
мотивированной
деятельности.
Использование
ИКТ
открывает
новые
возможности
для
построения
системы
работы учителя по организации учебного процесса,
как на уроке, так и во
внеурочное время.
Что же такое ИКТ?
Любая
педагогическая
технология
-
это
информационная
технология,
так
как
основу
технологического
процесса
обучения
составляет
получение
и
преобразование информации.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс
подготовки
и
передачи
информации
обучаемому,
средством
осуществления
которых является компьютер.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
1.Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и
мультимедийного проектора;
2.Электронные энциклопедии и справочники;
3.Тренажеры и программы тестирования;
4.Образовательные ресурсы Интернета;
5.DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
6.Видео и аудиотехника;
7.Иинтерактивные конференции и конкурсы;
8.Материалы для дистанционного обучения;
9.Научно-исследовательские работы и проекты;
10.Дистанционное обучение.
ИКТ в учебном процессе.
В
современных
условиях
главной
задачей
образования
является
не
только
получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них
умений
и
навыков
самостоятельного
приобретения
знаний.
Опыт
работы
показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется
более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться в
бурном потоке информации, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Поэтому
использование
ИКТ
в
учебном
процессе
очень
актуально.
Это
способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и
развивает мышление, восприятие и память. На уроках истории и обществознания
я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр
применения
данных
программ
в
учебном
процессе
достаточно
велик.
Они
используются
для
создания
наглядности,
контролирующих
тестов,
творческих
образовательных
продуктов
учащимися
и
пр.
Программа
PowerPoint,
обладает
большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического
прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или
использую готовые, находя их в Интернете. Помимо этого программа PowerPoint
дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как
тексты,
слайды,
видео-
и
аудиофрагменты,
диаграммы,
таблицы.
Используя
программу PowerPoint, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации
по заданным темам. Текстовый редактор Word использую для создания простых
дидактических материалов, которые предлагает учащимся для самостоятельной
работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями,
схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами.
Учащиеся с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный
продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. При подготовке к урокам
велико
значение
использования
возможностей
Интернета.
Интернет
можно
рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды,
которая
содержит
богатейший
информационный
потенциал.
Образовательные
ресурсы
Интернета
помогают
в
поиске
исторических
источников,
текстов
монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и
журнальных статей, рефератов и др. Однако, при использовании ИКТ на уроках, не
следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические
технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а
помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты
учителя,
чтобы
учебный
процесс
стал
более
эффективным.
Применение
информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только
облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности
для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии
призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и
наиболее творческой работе.
Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:
1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ
в
качестве
иллюстративного
материала
(включая
в
работу
текст,
аудио-
и
видеоматериалы);
2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием
ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями,
представленными в рамках мультимедиа презентации;
3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления
с использованием ИКТ);
4) защита рефератов и проектных работ учащимися.
5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при
подготовки учащихся к ЕГЭ.
Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий
EГЭ
на
уроках
повторения
и
обобщения
знаний,
представленных
в
рамках
мультимедиа презентации;
6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line
режиме
(приближенному
к
экзаменационному)
позволяет
оценить
уровень
подготовленности учащихся.
Формы и направления использования ИКТ.
• Оптимизация труда учителя
• Неограниченные возможности изготовления КИМов, раздаточных материалов,
тестов
• Возможность использовать готовые ЭОР
• Создание собственных ЭОР
• Использование ресурсов Internet.
Использование компьютерных технологий помогает
1.Активизировать познавательный интерес учащихся;
2.Приблизить
урок
к
мировосприятию
ребёнка,
который
больше
слушает
и
смотрит, чем читает и говорит;
3.Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
4.Делать занятия более наглядными и интенсивными;
5.Формировать информационную культуру у учащихся;
6. Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в
обучении;
7.Дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
8.
Снять
такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»; 9.Активизировать
мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Применение компьютерных презентаций в PowerPoint:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности урока
3. Установление метапредметных связей
4. Возможность организации проектной деятельности учащихся
5. Улучшение взаимоотношения учителя с учениками
6. Изменение отношения к ПК.
«Предмет во много раз понятней, коль на компьютере занятие.»
На экран можно вывести любой текст, иллюстрацию, цитату, таблицу, диаграмму,
анимированную карту не тратя время на доске или ведя поиск в учебнике. (Слайд
12-19)
В результате использования информационных технологий на уроках истории и
обществознания у учащихся наблюдается:
1.Повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
2. Более полное усвоение теоретического материала;
3.
Овладение
учащимися
умения
добывать
информацию
из
разнообразных
источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
4. Умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
5. Индивидуализация обучения;
6. Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
7. Рост объема выполненных на уроке заданий;
8.
Расширение
информационных
потоков
при
использовании
Internet;
9.
Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм
работы.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:
1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время
самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех
школах.
2.
У
учителей
недостаточно
времени
для
подготовки
к
уроку,
на
котором
используются компьютеры.
3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4. Отсутствие контакта с учителем информатики.
5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей
Интернет.
6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7. Не хватает компьютерного времени на всех.
8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на
уроках.
9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются. на игры,
музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель
перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Полезные советы.
1. Не перегружайте презентацию, за урок в ней не используйте более 15 слайдов.
2. Устанавливайте подходящий фон для слайдов с контрастом цвета фона и текста.
3. Презентация должна быть выполнена в едином стиле.
4. Слайд, на котором только текст, малоинтересен.
5.
Не
увлекайтесь
анимациями.
Это
очень
интересно,
но
сильно
отвлекает
учащихся и увеличивает объем презентации.
6. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что
это
УРОК,
а
значит
составляет
план
урока
исходя
из
его
целей,
при
отборе
учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы:
систематичности
и
последовательности,
доступности,
дифференцированного
подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только
дополняет его.
Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя дают необозримые возможности в
деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества