Особенности ИКТ-подготовки учителя-предметника для работы в системе дистанционного обучения
Автор: Кудрявцева Юлия Дмитриевна Должность: преподаватель отдельной дисциплины (английский язык) Учебное заведение: ФГКОУ "Пермское суворовское военное училище" Министерство Обороны РФ Населённый пункт: ЗАТО Звездный, Пермский край Наименование материала: статья Тема: Особенности ИКТ-подготовки учителя-предметника для работы в системе дистанционного обучения Раздел: среднее образование
Кудрявцева Ю.Д.
преподаватель отдельной дисциплины (английский язык)
ФКГОУ «Пермское суворовское военное училище»
Особенности ИКТ-подготовки учителя-предметника для работы в системе
дистанционного обучения
«Учителя никогда не будут вытеснены технологиями, но учителя,
которые не используют технологии, будут заменены теми, кто это делает».
(Sheryl Nussbaum-Beach)
Современное
обще ство
вступило
в
новый
этап
развития
-
информационный,
который
характеризуется
активным
внедрением
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области
жизнедеятельности социума, в том числе, в сферу образования.
Формирование
ИКТ-компетентности
учителей
в
современных
условиях
является
одной
из
наиболее
важных
задач
системы
профессионального
педагогического
образования.
Независимо
от
уровня
профессиональной
подготовки,
опыта
и
условий
работы
педагоги
должны
обладать
ИКТ-
компетентностью для успешной работы с учащимися в условиях современной
системы
образования.
Очевидно,
что
ИКТ-компетентность
является
частью
методической компетентности учителя, которая, в свою очередь, является одной
из компонентностных составляющих его профессиональной компетентности. Под
методической
компетентностью
учителя
понимается
« совокупность
методических
знаний,
операционно-методических
и
психолого-педагогических
умений,
формируемых
в
процессе
профессиональной
подготовки
учителя,
а
также технологической готовности профессионально использовать в учебном
процессе
современные
информационные
и
коммуникационные
технологии,
методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям» (П.В.
Сысоев). Представленное определение указывает на тот факт, что современный
учитель является методически, а значит и профессионально компетентным, если
он обладает знаниями в области ИКТ и умеет применять их на практике.
Глобальная компьютеризация, характерная для современного образования,
стала
первопричиной
того,
что
ИКТ
становятся
незаменимым
помощником
учителей-предметников средней общеобразовательной школы. Применение ИКТ в
обучении способно обеспечить эффективность данного процесса: ИКТ повышают
мотивацию к изучению; участвуют в передаче учебной тематической информации;
выполняют контрольно-оценочную функцию; позволяют организовать условия
для
самостоятельной
отработки
материала
и
т.д.
Это
лишь
несколько
возможностей ИКТ как действенного средства обучения, так как появляются их
новые дидактические функции и совершенствуются старые. Во многих регионах
России введены электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное
погружение
образовательного
процесса
в
информационную
среду.
А
такие
проекты
как
«Электронная
школа»
обеспечивают
более
полное
погружение,
предполагающее размещение в информационной среде основной информации
образовательного процесса.
Реализация дидактических возможностей мультимедийных средств создает
предпосылки
для
совершенствования
образовательного
процесса,
активизации
учебной
деятельности обучаемых и
улучшения
качества
усвоения
учебного
материала. Особенно актуальным это представляется для условий электронной
школы, когда обучение учащихся опосредовано компьютером.
Однако,
часто,
перечисленные
выше
уникальные
возможности
мультимедиа,
используются учителями эпизодически, бессистемно, без учета
дидактических принципов, либо в самом худшем случае вообще не используются.
Проблемой
является
недостаточно
сформированная,
а
в
некоторых
случаях
несформированная
ИКТ-компетентность педагогов. Именно это не позволяет
многим учителям видеть себя в качестве преподавателя в электронной школе.
Р е ш е н и е
з а д а ч и педагогически обо снованного
и с п ол ь зо ва н и я
мультимедийных средств на уроках может быть обеспечено созданием программы
ИКТ-подготовки учителей. Она позволит научиться применять эти средства на
различных занятиях для организации разных видов учебной деятельности.
Исходя из требований ФГОС Высшего профессионального образования по
направлению подготовки «Педагогическое образование» (приказ МО РФ №788 от
22.12.2009)
и
требований
«Профессионального
стандарта
педагога»
(приказ
Минтруда РФ №544н от 18.10.2013), можно в сжатом виде определить, что же
2
должен уметь учитель, в рамках ИКТ-компетенции для организации современного
урока и для работы в электронной школе.
Учитель должен уметь:
1)
создавать, редактировать и использовать цифровые аудиофайлы,
2)
создавать, редактировать и использовать цифровые изображения,
3)
создавать, редактировать и использовать видеофайлы,
4)
создавать, редактировать и использовать инфографику,
5)
создавать, редактировать и использовать обучающие презентации,
6)
создавать, редактировать и использовать скриншоты с экрана,
7)
создавать, редактировать и использовать онлайн опросы,
8)
создавать, редактировать и использовать квизы,
9)
использовать
сетевые
сервисы
для
обмена
ресурсами
с
учащимися
и
создания совместных продуктов,
10) использовать блоги и wiki-сервисы в работе с учащимися,
Данные
умения
должны
лечь
в
основу
ИКТ-подготовки
учителя
на
современном этапе (см. Приложение 1).
Приведенный лист самооценки будет
полезен любому современному педагогу, т.к. позволяет не просто оценить степень
владения ИКТ, но и составить программу саморазвития в данном направлении,
используя приведенные ресурсы.
Отмечу, что развитие ИКТ компетентности учителя будет эффективным в
контексте целенаправленно организованной образовательной среды, какой вне
всякого сомнения является электронная школа. Данная структура ИКТ-подготовки
учителя представлена лишь в самом общем виде. Она может быть детализирована
в
различных
направлениях.
Вместе
с
тем,
к
формированию
когнитивного
и
деятельностного
компонентов
ИКТ-компетентности
целесообразно
добавить
рефлексивный
компонент,
который
определяет
умения
учителя
объективно
оценивать, корректировать и прогнозировать применение ИКТ в обучении.
3
Приложение 1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ИКТ-компетентность учителя-предметника
умение
самооценка
Ресурсы
умею
не
уверен
не умею
Создание,
р е д а к т и р о в а н и е
и
использование
цифровых
изображений
Создание,
редактирование и
использование
цифровых
аудиофайлов
Создание,
редактирование и
использование
видеофайлов
Создание,
редактирование и
использование
инфографики
Создание,
редактирование и
использование
обучающих
презентаций
Создание,
р е д а к т и р о в а н и е
и
использование
скриншотов с экрана
Создание,
р е д а к т и р о в а н и е
и
использование
онлайн
опросов
Создание,
р е д а к т и р о в а н и е
и
использование квизов
Использование
сетевых сервисов для
обмена ресурсами с
учащимися и создания
совместных продуктов
Использование
блогов
и wiki-сервисов