Напоминание

Особенности преподавания обществоведческих наук в системе СПО.


Автор: Мотыгуллина Татьяна Константиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Техникум "Автосервис"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания обществоведческих наук в системе СПО.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Мотыгуллина Т.К.
преподаватель истории и обществознания ГБПОУ Техникум «Автосервис» Санкт-Петербург, 2016
Особенности преподавания обществоведческих наук в системе СПО.
В условиях модернизации российского образования компетентносный подход - важнейшая составляющая процесса обучения и воспитания молодого поколения нашей страны. Данные понятия (компетентностный подход, ключевые компетентности) получили распространение относительно недавно. Использование этих понятий связано в первую очередь с теми изменениями, которые происходят в системе современного российского образования всвязи с общественными переменами и потребностями общества. Главное изменение в обществе — это ускорение темпов развития. Следовательно учебное заведение должно готовить своих учеников к жизни в современном обществе во всех её проявлениях. С этой задачей связано понятие « хороший сотрудник»- человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям. Понятие профессионала включает качества хорошего специалиста, определённой профессиональной подготовленности. Смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта. Содержание образования представляет собой дидактически а д ап т и р о ва н н ы й с о ц и а л ь н ы й о п ы т р е ш е н и я п о з н а в а т е л ь н ы х , мировозренческих, нравственных, политических и др проблем. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых на определённом этапе обучения. Важным условием жизни в современном обществе является процесс информатизации. Создание условий для неограниченного доступа к информации даёт
возможность находить и использовать информацию для решения различных жизненных проблем. Компетентностный подход к процессу обучения даёт возможность согласовывать действия и ожидания преподавателей и обучающихся. Преподаватель истории и обществознания должен подготовить своих учеников овладевать большим объёмом исторической информации, знать понятийный аппарат, научить критически анализировать исторические и научные источники, выстраивать историческую и общественную вертикаль, формулировать собственное суждение о важных исторических событиях, изучать историографию вопроса. В содержание обучения включаются те знания, которые необходимы для формирования умений. Все о стальные рассматриваются как справочние, они хранятся в исторчниках и Интернет- сайтах и т.д Обучающиеся должены при необходимасти уметь быстро и безошибочно воспользоваться этим источником информации для разрешения тех или иных проблем. Внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит реализовать личностно - ориентированный, деятельностный и практически-ориентированный подходы в образовательном процессе. Это важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений. По мне нию а вторит е т ных у ч ё н ы х Хуторского А.В и Иваного Д.А ключевые компетентности — это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах. Но всё же важнейшей целью исторического и обществоведческого образования является воспитание гражданина. В основе формирования гражданской компетенции лежит определённая сумма знаний и умений. Таких как сформированная система демократических ценностей, готовность участвовать в общественной жизни. Гражданская компетентность — способность решать сложные задачи, связанные с жизнью в условиях демократии, гражданского общества и правового государства. К данной компетенции относятся три составляющие:
1. ценностный компанент - элимент внутренней структуры личности (гуманность, справедливость, патриотизм, ответственность за судьбу страны, уважение прав и свобод человека, законов страны, свобода). 2. Когнитивный компанент — целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание обучающихся путём передачи системы знаний - основ социальных наук, экономики, права, политологии, культурных достижений народа, механизмы защиты прав человека, обладать умениями получать и анализировать информацию на основе широкого круга источников, формулировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, работать в группе, проэктная деятельность, исследовательская деятельность, работа с первоисточниками, осуществлять выбор и принимать решения в конкретной социальной ситуации, использовать исторический опыт в оценках событий современности. 3. Коммуникативная компетентность — способность взаимодействовать с другими людьми, уметь слушать собеседника, вести диалог, цивилизованно отстаивать свою точку зрения. Получать дальнейшее образование в постоянно изменяющихся социальных условиях. Необходимыми условиями гражданской компетентности являются: • гражданская компетентность и личные качества педагога • система в работе по гражданскому образованию • демократический уклад жизни учебного заведения • наличие разнообразных технологий обучения и воспитания • социальные практики • взаимодействие различных социальных институтов Исходя из опыта моей работы формирование ключевых компетенций является основой педагогической деятельности. Как на уроках, так и во внеурочной работе этот процесс целенаправленно реализует компетентностную деятельность обучающихся. На уроках истории и обществознания отрабатываются навыки анализа явлений и событий (работа с источниками, сравнение и оценка исторических фактов, поиск
информации и тд), интеллектуальные игры способствуют преобретению навыков работы в группе, научно-практические конференции развивают творческие способности обучающихся, вырабатывают навыки научной работы. Важнейшая наша задача получить разносторонне развитого современного человека подготовленного к жизни в стремительно меняющемся мире. Список литературы. 1. Захарова Е.Н.Дидактические материалы к курсу "Человек и общество". Москва, 1999. 2. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя. Москва, 2007. 3. Савельева С.С, Профессиональная компетентность учителя XXI века. Учебное пособие. Коломна, 2008. 4. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно- методическое пособие. — Москва : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 5. Хуторской А.В. Дидактический арсенал учителя. Москва. Народное образование. - 2013.


В раздел образования