Особенности преподавания обществоведческих наук в системе СПО.
Автор: Мотыгуллина Татьяна Константиновна Должность: учитель Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Техникум "Автосервис" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Особенности преподавания обществоведческих наук в системе СПО. Раздел: среднее профессиональное
Мотыгуллина Т.К.
преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ Техникум «Автосервис»
Санкт-Петербург, 2016
Особенности преподавания обществоведческих наук в системе СПО.
В
условиях
модернизации
российского
образования
компетентносный
подход - важнейшая составляющая процесса обучения и воспитания молодого
поколения
нашей
страны.
Данные
понятия
(компетентностный
подход,
ключевые компетентности) получили распространение относительно недавно.
Использование
этих
понятий
связано
в
первую
очередь
с
теми
изменениями,
которые
происходят
в
системе
современного
российского
образования всвязи с общественными переменами и потребностями общества.
Главное
изменение
в
обществе
—
это
ускорение
темпов
развития.
Следовательно учебное заведение должно готовить своих учеников к жизни в
современном обществе во всех её проявлениях. С этой задачей связано понятие
« хороший сотрудник»- человек, который может работать в команде, может
принимать
самостоятельные
решения,
инициативный,
способный
к
инновациям. Понятие профессионала включает качества хорошего специалиста,
определённой
профессиональной
подготовленности.
Смысл
образования
заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать
проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования
социального опыта. Содержание образования представляет собой дидактически
а д ап т и р о ва н н ы й
с о ц и а л ь н ы й
о п ы т
р е ш е н и я
п о з н а в а т е л ь н ы х ,
мировозренческих,
нравственных,
политических
и
др
проблем.
Оценка
образовательных
результатов
основывается
на
анализе
уровней
образованности,
достигнутых
на
определённом
этапе
обучения.
Важным
условием жизни в современном обществе является процесс информатизации.
Создание
условий
для
неограниченного
доступа
к
информации
даёт
возможность находить и использовать информацию для решения различных
жизненных проблем.
Компетентностный
подход
к
процессу
обучения
даёт
возможность
согласовывать
действия
и
ожидания
преподавателей
и
обучающихся.
Преподаватель истории и обществознания должен подготовить своих учеников
овладевать большим объёмом исторической информации, знать понятийный
аппарат, научить критически анализировать исторические и научные источники,
выстраивать
историческую
и
общественную
вертикаль,
формулировать
собственное
суждение
о
важных
исторических
событиях,
изучать
историографию
вопроса.
В
содержание
обучения
включаются
те
знания,
которые
необходимы
для
формирования
умений.
Все
о стальные
рассматриваются как справочние, они хранятся в исторчниках и Интернет-
сайтах
и
т.д
Обучающиеся
должены
при
необходимасти
уметь
быстро
и
безошибочно воспользоваться этим источником информации для разрешения
тех или иных проблем. Внедрение компетентностного подхода в отечественную
систему
образования
позволит
реализовать
личностно
-
ориентированный,
деятельностный и практически-ориентированный подходы в образовательном
процессе.
Это
важный
инструмент
разгрузки
содержания,
отбора
соответствующих знаний и умений. По
мне нию
а вторит е т ных
у ч ё н ы х
Хуторского А.В и Иваного Д.А ключевые компетентности — это определённые
обществом,
самой
личностью
способности,
умения,
которые
помогают
человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной,
так и в профессиональной сферах. Но всё же важнейшей целью исторического и
обществоведческого образования является воспитание гражданина. В основе
формирования гражданской компетенции лежит определённая сумма знаний и
умений.
Таких
как
сформированная
система
демократических
ценностей,
готовность участвовать в общественной жизни. Гражданская компетентность —
способность
решать
сложные
задачи,
связанные
с
жизнью
в
условиях
демократии,
гражданского
общества
и
правового
государства.
К
данной
компетенции относятся три составляющие:
1.
ценностный
компанент
-
элимент
внутренней
структуры
личности
(гуманность, справедливость, патриотизм, ответственность за судьбу страны,
уважение прав и свобод человека, законов страны, свобода).
2.
Когнитивный
компанент
—
целенаправленное
педагогическое
воздействие на самосознание обучающихся путём передачи системы знаний -
основ
социальных
наук,
экономики,
права,
политологии,
культурных
достижений
народа,
механизмы
защиты
прав
человека,
обладать
умениями
получать и анализировать информацию на основе широкого круга источников,
формулировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, работать в группе,
проэктная
деятельность,
исследовательская
деятельность,
работа
с
первоисточниками, осуществлять выбор и принимать решения в конкретной
социальной ситуации, использовать исторический опыт в оценках событий
современности.
3.
Коммуникативная компетентность — способность взаимодействовать
с другими людьми, уметь слушать собеседника, вести диалог, цивилизованно
отстаивать свою точку зрения. Получать дальнейшее образование в постоянно
изменяющихся социальных условиях.
Необходимыми условиями гражданской компетентности являются:
•
гражданская компетентность и личные качества педагога
•
система в работе по гражданскому образованию
•
демократический уклад жизни учебного заведения
•
наличие разнообразных технологий обучения и воспитания
•
социальные практики
•
взаимодействие различных социальных институтов
Исходя
из
опыта
моей
работы
формирование
ключевых
компетенций
является основой педагогической деятельности. Как на уроках, так и во
внеурочной
работе
этот
процесс
целенаправленно
реализует
компетентностную
деятельность
обучающихся.
На
уроках
истории
и
обществознания
отрабатываются
навыки
анализа
явлений
и
событий
(работа с источниками, сравнение и оценка исторических фактов, поиск
информации и тд), интеллектуальные игры способствуют преобретению
навыков работы в группе, научно-практические конференции развивают
творческие способности обучающихся, вырабатывают навыки научной
работы.
Важнейшая
наша задача
получить разносторонне развитого
современного
человека
подготовленного
к
жизни
в
стремительно
меняющемся мире.
Список литературы.
1.
Захарова Е.Н.Дидактические материалы к курсу "Человек и общество".
Москва, 1999.
2.
Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для
учителя. Москва, 2007.
3.
Савельева
С.С, Профессиональная
компетентность
учителя
XXI
века.
Учебное пособие. Коломна, 2008.
4.
Хуторской
А.В. Компетентностный
подход
в
обучении: Научно-
методическое пособие. — Москва : Издательство «Эйдос»; Издательство
Института образования человека, 2013.
5.
Хуторской
А.В.
Дидактический
арсенал
учителя.
Москва.
Народное
образование. - 2013.