Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка"
Автор: Рогова Екатерина Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ № 23 Населённый пункт: республика Башкортостан, город Белорецк Наименование материала: консультация для родителей Тема: Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида № 23 «Солнышко» г. Белорецк муниципального района
Белорецкий район республики Башкортостан
Согласовано
Старший воспитатель
МБ ДОУ № 23 г. Белорецк
______________
«Авторитет родителей и его влияние на развитие
личности ребёнка»
Консультация для родителей
Воспитатель
Рогова Е.Б.
Г. Белорецк
2014г.
Авторитет
–
одно
из
важных
условий
семейного
воспитания.
Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не
только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых
его
членов,
но
и
всем
образом
жизни.
Отношения
в
семейном
коллективе
требуют
взаимопонимания,
ответственности,
умения
организовать
отношения
на
принципах
равенства,
товарищества,
уважения.
Если
родители –
люди
добрые, отзывчивые, заботливые,
внимательные,
живут
широкими
общественными
интересами,
а семейный коллектив сплочён общими трудовыми обязанностями,
такая семья положительно влияет на воспитание детей.
Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать
детей, распространенной ошибкой семейного воспитания в последние
годы стало неумение воспитывать уважение к старшим. Обстановка
доверия
и
эмоционального
комфорта
без
поощрения
и
поддержки
взрослых, постоянного упражнения детей в положительных поступках
не воспитывает уважительного отношения к окружающим, в том числе
и к самим родителям.
В практике семейного воспитания распространена такая ошибка,
когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в
этом своим детям под предлогом “ не потерять авторитет ”. Дети
дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в
подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей,
что не проходит бесследно.
А.С.
Макаренко,
анализируя
семейное
воспитание,
вывел
несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются
и в современных семьях.
Самым распространенным видом Макаренко считал авторитет
любви. Родители в таких семьях захваливают ребёнка, демонстрируют
ему
свои
чувства,
оберегают
от
любых
трудностей.
Обстановка
изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения
наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери
создаёт в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у
которого формируется иждивенческая позиция.
Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты.
В семьях этого типа родители всё разрешают ребёнку. Малыш живёт в
атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза.
Дети
командуют
родителями,
капризничают,
упрямятся,
требуют
недозволенного.
В
результате
семья
вырастит
баловня,
предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего
обществу и семье, не признающего запретов.
Дети
этих
двух
видов
воспитания
трудно
входят
в
детский
коллектив.
Противоположным видом семейного воспитания, названным А.С.
Макаренко
ложным авторитетом подавления, является такой, при
котором
складывается
авторитарный
стиль
внутрисемейных
отношений, исходящий
главным образом от отца. В некоторых
семьях, живущих со своими родителями, такой тип воспитания часто
исходит
от
представителей
старшего
поколения.
Они
требуют
подчинения себе не только от детей, но и от остальных взрослых
членов
семьи,
не
дают
развернуться
детским
возможностям.
При
непослушании,
сопротивлении
отец
или
бабушка
раздражаются,
кричат. В такой семье часто наказывают ребёнка. Естественно, что
вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребёнок или, наоборот,
деспот.
Разновидностью
ложного
авторитета
подавления
является
названный
А.С.
Макаренко
ложный авторитет педантизма. В такой
семье
родители,
стремятся
сохранить
дистанцию
между
собой
и
ребёнком, разговаривают с ним подчёркнуто сухо, скучно, по любому
поводу читают длинные нотации, назидания. Обычно с ребёнком в
таких
семьях
не
считаются,
его
мнения
не
спрашивают.
В
такой
обстановке малыш либо подчиняется и выполняет все распоряжения
взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В
р е зул ьт ат е
в ы р а с т а е т
б е з в о л ь н ы й ,
б е з ы н и ц и а т и в н ы й ,
несамостоятельный человек с неуживчивым характером.
Весьма распространен в последние годы тип ложного авторитета,
названный А.С. Макаренко авторитетом чванства. Родители в такой
семье
чрезмерно
кичатся
своими
достижениями,
подчеркивают
их
окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что “умеют”, а тем,
что “имеют”. В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны
истинные
и
ложные
ценности.
В
обстановке
постоянного
подчёркивания
своих
преимуществ,
выражения
пренебрежения
к
окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным,
взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких
семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчётливыми дельцами
и бездельниками.
Другой
разновидностью
ложного
авторитета
является
тип
семейного
воспитания,
названный
А.С.
Макаренко
ложным
авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к
себе родители, сами того не замечая, “покупают” у ребёнка с помощью
подарков, бесконечных обещаний. “Будешь хорошо себя вести, тогда
куплю…” – часто слышат воспитатели разговоры матери с ребёнком. В
такой семье растёт ребёнок, который никогда не станет делать что – то
невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.
Памятка
для
родителей
на
тему:
“Авторитет
–
основа воспитания”
Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей.
У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их
общественные
дела,
поведение,
отношение
к
окружающим,
ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим.
Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье,
соблюдать педагогический такт в отношениях друг к другу, с детьми.
Благоприятная атмосфера семейных отношений создаётся только
тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей
и их друзьям.
Необходимо
по
возможности
чаще
проводить
интересные
семейные досуги где ребёнку с неожиданной стороны раскрываются
взрослые
члены
семьи:
отец
и
мать
предстают
веселыми
остроумными, интересными людьми.
Духовное
общение
с
детьми
–
одно
из
условий
поддержания
авторитета родителей.
Детей дошкольного возраста недаром называют “почемучками”.
Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов.
Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
Доверительные
отношения
между
взрослыми
и
детьми
устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в
своих ошибках.