Напоминание

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка"


Автор: Рогова Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ № 23
Населённый пункт: республика Башкортостан, город Белорецк
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 23 «Солнышко» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район республики Башкортостан Согласовано Старший воспитатель МБ ДОУ № 23 г. Белорецк ______________
«Авторитет родителей и его влияние на развитие

личности ребёнка»
Консультация для родителей Воспитатель Рогова Е.Б. Г. Белорецк 2014г.
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых его членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения. Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочён общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, распространенной ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к старшим. Обстановка доверия и эмоционального комфорта без поощрения и поддержки взрослых, постоянного упражнения детей в положительных поступках не воспитывает уважительного отношения к окружающим, в том числе и к самим родителям. В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом “ не потерять авторитет ”. Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей, что не проходит бесследно.
А.С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях. Самым распространенным видом Макаренко считал авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребёнка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создаёт в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция. Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители всё разрешают ребёнку. Малыш живёт в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов. Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив. Противоположным видом семейного воспитания, названным А.С. Макаренко ложным авторитетом подавления, является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. В некоторых семьях, живущих со своими родителями, такой тип воспитания часто исходит от представителей старшего поколения. Они требуют подчинения себе не только от детей, но и от остальных взрослых
членов семьи, не дают развернуться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении отец или бабушка раздражаются, кричат. В такой семье часто наказывают ребёнка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребёнок или, наоборот, деспот. Разновидностью ложного авторитета подавления является названный А.С. Макаренко ложный авторитет педантизма. В такой семье родители, стремятся сохранить дистанцию между собой и ребёнком, разговаривают с ним подчёркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Обычно с ребёнком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке малыш либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В р е зул ьт ат е в ы р а с т а е т б е з в о л ь н ы й , б е з ы н и ц и а т и в н ы й , несамостоятельный человек с неуживчивым характером. Весьма распространен в последние годы тип ложного авторитета, названный А.С. Макаренко авторитетом чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что “умеют”, а тем, что “имеют”. В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчёркивания своих преимуществ, выражения пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчётливыми дельцами и бездельниками.
Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А.С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, “покупают” у ребёнка с помощью подарков, бесконечных обещаний. “Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…” – часто слышат воспитатели разговоры матери с ребёнком. В такой семье растёт ребёнок, который никогда не станет делать что – то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.
Памятка

для

родителей

на

тему:
“Авторитет – основа воспитания”
Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом. Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг к другу, с детьми. Благоприятная атмосфера семейных отношений создаётся только тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям. Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги где ребёнку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми остроумными, интересными людьми. Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. Детей дошкольного возраста недаром называют “почемучками”. Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы. Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.


В раздел образования