Напоминание

Социализации дошкольников через театрализованные игры.


Автор: Ризванова Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №57 города Белово
Населённый пункт: пгт.Грамотеино
Наименование материала: статья
Тема: Социализации дошкольников через театрализованные игры.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Социализации дошкольников через театрализованные игры. Автор: Ризванова Е.А.. Кемеровская область, город Белово, пгт. Грамотеино, улица Лесная , дом 1Г, 652614 МБДОУ детский сад №57 города Белово Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик). Социализация детей дошкольного возраста включает в себя не только овладение ребенком определенными навыками (еда, туалет и т.д.), но и развитие межперсонального поведения, эмоциональных связей, общения в малых и больших группах людей окружающих ребенка. Поскольку социализация является интерактивным процессом, который обязательно вовлекает в общение не только самого ребенка, но и других людей. Поэтому понятие социализации включает и процесс возрастающей интерактивности детей по отношению к другим людям, а также требования, которые окружающие предъявляют к детям. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, любознательным, интеллектуально-развитым. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок
адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться: - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); - детский сад (в первую очередь воспитатели); - общество (сверстники, друзья). По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде « педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна
таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, однако, у родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с с е м ь е й . Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам современного воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер по их воспитанию. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Задача воспитателя не только организовать детский коллектив в деятельности, но и подключить, обучить родителей правильно играть. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Театрализованную игру делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием. Виды драматизации: – игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: - систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе; - учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; - создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. -подготовленная предметно - развивающая среда в группах, будет создать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно- развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада
включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


В раздел образования