Социализации дошкольников через театрализованные игры.
Автор: Ризванова Елена Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №57 города Белово Населённый пункт: пгт.Грамотеино Наименование материала: статья Тема: Социализации дошкольников через театрализованные игры. Раздел: дошкольное образование
Тема: Социализации дошкольников через театрализованные игры.
Автор: Ризванова Е.А..
Кемеровская область, город Белово, пгт. Грамотеино, улица Лесная ,
дом 1Г, 652614
МБДОУ детский сад №57 города Белово
Социализация
—
понятие,
широко
использующееся
в
современной
психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно.
Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития
человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В.
Мудрик).
Социализация детей дошкольного возраста включает в себя не только
овладение ребенком определенными навыками (еда, туалет и т.д.), но и
развитие межперсонального поведения, эмоциональных связей, общения в
малых
и
больших
группах
людей
окружающих
ребенка.
Поскольку
социализация является интерактивным процессом, который обязательно
вовлекает в общение не только самого ребенка, но и других людей.
Поэтому
понятие социализации включает и процесс возрастающей интерактивности
детей
по
отношению
к
другим
людям,
а
также
требования,
которые
окружающие предъявляют к детям.
В
сложившейся
ныне
ситуации
острейшего
дефицита
культуры
общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности
в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей,
как
грубость,
эмоциональная
глухота,
враждебность
и
т.п.
Родители
и
педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы
ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым
и успешным, любознательным, интеллектуально-развитым. В этом сложном
процессе
становления
человека
немало
зависит
от
того,
как
ребенок
адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и
реализовать собственный потенциал.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования
характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания
детей.
При
этом
в
качестве
приоритетного
используется
деятельностный
подход к личности ребенка. Дошкольное детство - короткий, но важный
период
становления
личности.
В
эти
годы
ребенок
приобретает
первоначальные
знания
об
окружающей
жизни,
у
него
начинает
формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются
навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают
агенты
социализации,
то
есть
лица,
с
которыми
у
ребенка
происходит
непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
-
семья
(родители
или
лица,
постоянно
заботящиеся
и
общающиеся
с
ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
По
своей
роли
в
процессе
социализации
агенты
различаются
в
зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается
взаимодействие
с
ними,
в
каком
направлении
и
какими
средствами
они
оказывают
свое
влияние.
Важным
фактором
в
воспитании
и
развитии
ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из
институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает
первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему
одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного
социального сотрудничества в триаде « педагог-дети-родители». Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
нового
отношения
к
семье
и
новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна
таких
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия
указывать,
контролировать,
оценивать.
Родители
активные
участники
образовательного
процесса,
однако,
у
родителей
отсутствует
программа воспитания, в основном оно стихийно. Неправильное отношение
родителей
к
воспитанию
детей
приводит
к
серьёзным
проблемам
в
формировании
личности
ребёнка,
нарушениям
социальной
адаптации.
В
соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с
с е м ь е й .
Каждое
дошкольное
образовательное
учреждение
не
только
воспитывает
ребенка,
но
и
консультирует
родителей
по
вопросам
современного
воспитания
детей.
Педагог
дошкольного
учреждения
–
не
только воспитатель детей, но и партнер по их воспитанию.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для
детей
видов
деятельности,
она
позволяет
решать
актуальные
проблемы
педагогики
и
психологии,
связанные
с
художественным
и
нравственным
воспитанием,
развитием
коммуникативных
качеств
личности,
развитием
памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Задача
воспитателя не только организовать детский коллектив в деятельности, но и
подключить, обучить родителей правильно играть.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями
героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются,
самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски,
звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и
свойств
личности
–
воображения,
самостоятельности,
инициативности,
эмоциональной отзывчивости.
Театрализованную игру делит на две группы: игры-драматизации и
режиссёрские.
В
играх-драматизациях
ребёнок
самостоятельно
создаёт
образ
с
помощью
комплекса
средств
выразительности
(интонация,
мимика,
пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет
какой либо сюжет с заранее существующим сценарием.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
-
игры-импровизации
с
разыгрыванием
сюжета
без
предварительной
подготовки.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием
театров
(настольный,
плоскостной,
бибабо,
пальчиковый,
марионеток,
теневой, на фланелеграфе и др.)
Всестороннее
развитие
дошкольников
средствами
театрализованной
игры будет эффективно при условии:
- систематического использования театрализованных игр в образовательном
процессе;
-
учета
возрастных
и
психологических
особенностей
детей
дошкольного
возраста;
- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления
гармонично-развитой подрастающей личности.
-подготовленная предметно - развивающая среда в группах, будет создать
образ
того
или
иного
процесса,
настраивать
на
эмоциональный
лад,
обеспечивает
гармоничное
отношение
между
ребенком
и
окружающим
миром,
предоставляет
ребенку
свободу,
оказывает
влияние
на
мироощущение,
самочувствие,
здоровье.
Все
компоненты
предметно-
развивающей
среды
связаны
между
собой
по
содержанию,
масштабу,
художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада
включает
в
себя
разнообразие
предметов,
объектов
социальной
действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что
выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет
несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством
передачи социального опыта.
Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно
реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.