Автор: Воронова Нина Александровна Должность: инструктор по физкультуре Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 47 Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: Методические рекомендации Тема: "Обучение плаванию детей с нарушением осанки" Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по обучению плаванию детей с
нарушением осанки
Осанка
–
привычная
поза
непринужденно
стоящего
человека,
принимаемая
без
активного
мышечного
напряжения,
или
привычное
положение тела в пространстве в покое и при движении, имеющее большое
эстетическое значение. Она также представляет собой важный комплексный
показатель состояния здоровья и гармоничного развития.
В настоящее время наиболее известна классификация нарушений осанки,
предложенная Л. П. Николаевым. Выделяют два основных типа нарушений
осанки: 1) в сагиттальной плоскости (вид
сбоку) и 2) во фронтальной
плоскости (вид сзади или спереди). В сагиттальной плоскости различают
следующие виды нарушений: круглая (сутулость), кругловогнутая, плоская,
плосковогнутая спина. Во фронтальной плоскости – ассиметричная осанка.
Основными причинами нарушений осанки являются:
- Дефекты внутриутробного развития.
-
Ослабление
организма
вследствие
перенесенных
детских
инфекций,
рахита, простудных заболеваний.
-
Длительная
перегрузка
определенных
мышц
односторонней
работой
(неправильное привычное положение тела в различных видах деятельности).
- Неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне
общей слабости мышечного тонуса.
- Усиление или уменьшение существующих физиологических
изгибов
позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает
ассиметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится
привычной.
- Отсутствие системы в физическом воспитании ребенка и, как следствие ,
проблемы в физическом развитии ( избыточная масса или дефицит массы
тела ребенка).
- Гиподинамия. Современные дети мало двигаются.
У дошкольников дефекты осанки выражены обычно нерезко и не
являются постоянными. При правильно подобранной системе коррекционных
мероприятий можно добиться устойчивой положительной динамики.
Плавание
является
наиболее
традиционной
формой
оздоровления
организма.
Его
лечебное
действие
на
функциональные
системы
человеческого
организма
известно
с
давних
времен.
В
комплексной
программе
физической
реабилитации
детей
с
нарушениями
осанки
оздоровительное плавание является максимально эффективным средством. В
условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела
в
воде
позвоночник
разгружается.
Равномерное
и
симметричное
распределение
нагрузки
на
все
группы
мышц
и
рабочая
поза
пловца
способствуют формированию мышечного корсета и правильной осанки.
Специальные задачи, которые решаются в оздоровительном плавании: 1)
исправление
дефектов
осанки,
формирование
и
закрепление
навыка
правильной
осанки;
2)
укрепление
мышечного
корсета;
3)
повышение
функциональных
возможностей
организма.
Большое
внимание
уделяется
длительным скольжениям и работе ног, постановке правильного дыхания.
Рекомендуемые способы плавания при основных видах нарушения
осанки:
Сутулость,
круглая
спина
–
брасс
на
спине
с
удлиненной
фазой
скольжения.
Кругловогнутая
спина
–
кроль
на
спине
с
гребком
двумя
руками
одновременно.
Плоская спина – баттерфляй без выноса рук из воды.
Плосковогнутая спина – брасс на груди с движением руками с узким
гребком, ноги – кролем.
Ассиметричная осанка – чередование брасса на спине с удлиненной фазой
скольжения и кролем на спине с гребком двумя руками одновременно.
Плоскостопие – плавание в ластах.
Воронкообразная грудная клетка, вдавленная грудная клетка – брасс на
спине.
Занятия проводятся два раза в неделю и состоят из подготовительной,
основной
и
заключительной
части.
Для
улучшения
эмоционального
состояния
детей,
снятия
усталости,
закрепления
и
совершенствования
плавательных
умений
и
навыков
применяются
различные
игры.
Для
достижения
наибольшего
эффекта
температура
воды
должна
быть
30
градусов.
Библиографический список:
1.
Булгакова
Н.
Ж.,
Морозов
С.
Н.,
Попов
О.
И.
Оздоровительное,
лечебное и адаптивное плавание. Москва, Академия 2005 г.
2.
Чернова
Н.
Л.
Профилактика
и
коррекция
нарушений
опорно-
двигательного аппарата у детей средствами физического воспитания в
детских дошкольных образовательных учреждениях. Ярославль 2003 г.