Автор: Клименкова Валентина Станиславовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: станица Азовская Северского района Краснодарского края Наименование материала: урок-спектакль Тема: "Емелино счастье" Раздел: среднее образование
«ЕМЕЛИНО СЧАСТЬЕ»
урок-спектакль по предмету Технология
Разработала учитель
МБОУ СОШ №1
ст. Азовской
Северского района
Краснодарского края
Клименкова
Валентина Станиславовна
Сценарий нестандартного урока- спектакля «Емелино счастье»
Раздел: «Культура дома. Ремонтные работы».
Для учащихся 5 классов.
Цели урока:
1.
Обучающая – закрепить знания учащихся по ремонту одежды,
пришиванию фурнитуры.
2.
Развивающая – совершенствовать навыки аккуратной и точной
ручной работы, а также закрепления навыка ремонтных работ на
швейной машине.
3.
Воспитательная - используя смех и юмор пропагандировать культуру
внешнего вида.
Ход урока.
Сцена первая. На макетной печи сидит Емеля и весело играет на
балалайке. Его мать метет пол и пританцовывает.
Мать. Ох, сынок, постой, остановись. Уж ты меня потешил, повеселил.
Слыхала я, что наш царь Парамон свою дочь замуж отдать хочет. Сегодня
в полдень во дворце соберутся женихи. Кто царевну Настену развеселит,
да царя потешит, за того он дочку свою единственную и выдаст. А в
приданное пол царства!
Емеля. А не попытать ли мне, матушка, счастья?
Мать. Так отчего же не попытать? Можно! Ты у меня парень видный,
веселый. Давай, слазь-ка с печи, да ступай во дворец. Может и найдет
тебя твое счастье?
(Емеля спрыгивает с печи, поправляет рубаху, приглаживает чуб. Рубаха у
Емели порвана, штаны с оторванными латками. Мать его обходит,
оглядывает.)
Мать. Вот только, сынок, что-то выглядишь ты у меня не «Ах!». Сходил
бы в мастерскую к девицам-рекодельницам, они и тебя и одежду бы
твою в порядок привели, был бы ты первый парень на деревне!
Емеля. Да-а-а. ( Смотрит на себя, чешет затылок.)Вид у меня точно не
«Ах!». Спасибо, матушка, за совет. Пойду я и вправду к девицам-
рукодельницам. (Кланяется матушке и убегает).
Сцена вторая. Комната. На первом и втором столах стоят швейные
машины. На третьем столе стоит зеркало, косметические средства по
уходу за волосами, лежат ножницы, расчески, щетки. В углу примерочная
кабина. За столами сидят три девушки. Скучают без работы.
Первая девушка. Ох, искучно мне без работы.
Вторая. И мне.
Третья. И мне.
Первая девушка. Жалко, что наше, девушки, мастерство даром
пропадает!
(Входит Емеля.)
Емеля. Здравствуйте, девицы-красавицы. Что-то вы приуныли. Иль
здоровье подводит, иль еще чего?
Девушки. Здравствуй, Емеля.
Третья девушка. Со здоровьем у нас все хорошо, А вот только скучно
нам без работы. Мы же не только красавицы мы еще и рукодельницы.
Емеля. Вижу, что у вас работы нет. А все оттого, что народ к вам не идет.
Надо вам объединиться - мастерскую сделать, прорекламировать себя
хорошенько – народу побольше привлечь. Вот и будет всем хорошо!
Вторая девушка . Да уж, прорекламировать. Мы ведь девушки скромные.
Третья девушка. Емеля, а будь ты у нас генеральным директором
Емеля. А что, могу. Я запросто. Я согласен.
Вторая девушка. Ну а если, Емеля, ты наш директор, то мы сейчас над
твоим имиджем и поработаем. Мы из тебя парня «Ах!» сделаем.
Емеля. Поработайте, поработайте, девушки. Я ведь того, еще к царевне
Настене свататься иду, счастье хочу найти и в личной жизни.
Первая девушка. Мы уж постараемся. Я вот, лучше всех умею одежду
ремонтировать. Рубаха или штаны прохудятся – давай мне!
Я ведь и заштопать могу и заплатки поставить: и подкладную, и
накладную, и декоративную. Вот посмотри (показывает Емеле образцы
штопки, заплаток и демонстрирует, как их делать).
Вот здесь я штопала при помощи переплетения нитей. Надо подрезать
края разрыва ткани в форме прямоугольника и проложить несколько
рядов прямых стежков вокруг отверстия нитками в цвет ткани. Потом
проложить стежки на всю длину разрыва вдоль полотна, а потом, мне
больше всего нравится это делать, я поворачиваю штаны или рубаху вот
так (на 90
0
) и заполняю это место стежками, переплетая нити между
собой. Ну как будто тку ткань, только надо аккуратно, чтобы не стянуть
ниточки. А потом утюжком и красота-а-а!
И вот эти заплатки я ставила. Это – подкладная заплатка, когда
изношенное место не слишком велико и его можно отремонтировать с
изнаночной стороны.
Здесь тоже все не сложно, но постараться надо. Обрезать и заметать на
изнаночную сторону поврежденный край. Заплатку, подходящую по
цвету и вдвое больше нашего повреждения, наложить лицевой стороной
на изнаночную сторону изделия. Только обязательно совмещать надо
долевые нити. А потом надо заплатку приметать, чтоб в руках не
шевелилась.
У меня ведь помощница есть (показывает швейную машину, гладит ее). Я
края этой заплатки перед работой швом «зигзаг» обработала.
Потом по лицевой стороне мелкими косыми стежками или потайным
швом пришить подогнутые края отверстия к заплатке, а потом и заплатку
(по изнаночной стороне) к изделию пришить. Отутюжить и красот-а-а-а!
А еще я умею делать вот такие накладные заплатки . (Демонстрирует
образцы)До чего же они красивые, веселые! Это тоже не сложно. А
помогает мне опять же моя помощница! Я готовлю красивую заплатку,
приметываю ее на протертое место, и швом «зигзаг» на своей помощнице,
по краешку заплатки прострачиваю. А когда уж очень большая дырка, то
еще по изнаночной стороне ткань пришиваю. И вот опять – красота-а-а!
Емеля. Мне понравилось. Тебе я доверю свою рубаху.
Вторая девушка. Конечно. Как бы кто ни старался аккуратно работать,
но одежда может по шву распороться, порваться или протереться. Даже
пуговицы и те могут оторваться или поломаться!
Ты, Емеля, оставь свои штаны. Я распоровшиеся швы, низ изделия
восстановлю. Всю фурнитуру, чтобы ты в неловкое положение не попал,
проверю. Я ведь тоже в своем деле мастерица. И помощница у меня тоже
есть (показывает швейную машину). Вот посмотри образцы моей работы
(показывает образцы соединения тканей стачным швом и виды обработки
края изделия). Здесь я руками низ распоровшегося изделия потайными
подшивочными стежками отремонтировала. Подобрала еще и ниточку в
тон ткани – совсем ничего не заметно. Иногда можно и ручным швом «за
иголку» стачную строчку выполнить, а обрезной край руками петельной
строчкой обработать.
Емеля. Ты, я вижу, тоже, девица, мастерица. Только вот я не все понял из
твоих слов. Что означает слово-то заморское – фурнитура?
Вторая девушка. А фурнитура, Емелюшка, не такое уж и страшное слово.
Им называют все вспомогательные изделия, которые мы все используем
при пошиве или ремонте одежды. (Показывает образец с нашитыми
образцами одежной фурнитуры.) В одежной фурнитуре используют
пуговицы, кнопки, крючки с петлями, различные молнии, пряжки и
всякое другое.
Емеля. Да, красиво. Тебе я доверю свои штаны отремонтировать.
(Подходит к столу третьей девушки.) А ты, красавица, что можешь делать?
Третья девушка. А я могу с тебя такого красавца сделать, что в тебя
влюбится не только наша царевна Настена, а и все соседние царевишны.
И в этом мне помогут мои волшебные средства (показывает на стол). Вот
это средство – шампунь. Он хорошо моет волосы, а это – бальзам для
волос, он делает волосы блестящими и красивыми. Вот этот красивый
аппарат (фен) – сушит их и укладывает в красивую прическу. А коль тебе
захочется цвет волос изменить иль еще чего надумаешь, то я мигом твою
выдумку исполню.
Емеля. Вижу – мастерицы вы хорошие. Остаюсь я здесь! Над имиджем
трудиться будем!
Сцена третья. Царские покои. На входе (дверях) стоит стражник. На троне
сидит царь Парамон рядом царевна Настена.
Царь. (Махнул рукой)
Стражник у двери. Пригласите следующего жениха!
(Входит жених: согнутый, хромой, кланяется, но старается произвести на
царевну впечатление. Царевна испуганно прижимается к креслу батюшки,
что-то пытается беззвучно сказать, отмахивается руками, прячется за
царский трон. Царь крепко держит дочь за сарафан).
Царь. Да куда же ты убегаешь, доченька? Посмотри какой жених! Это же
мой лучший друг – царь Никола. Мы с ним лет 30 назад ох как охотиться
любили. Бывало…
Царевна. (Выглядывает из-за трона) Батюшка, помилуй! Какой же он
жених. Он ведь похож уже на того зайца, которого вы тридцать лет назад
подстрелили и в поле бросили! Жених! (Остается за троном.)
Царь. (Присматривается) Да, не молод, зато зрел! (Обходит жениха, с
сожалением покачивает головой) Что ж , друг мой, ступай с Богом,
доживай с миром. (Жених уходит.) А я вот дальше крест свой отцовский
нести буду (садится на трон). Что мне с тобой делать? И тот жених – не
жених, и этот жених тоже не жених.
Царевна. Не обижайся, батюшка. Я ведь хочу мужа молодого, делового и
чтобы с ним весело было жить.
Стражник у двери. Царь – батюшка, еще один жених!
Царь. Проси!
(Входит Емеля. Одежда вся в красивых заплатках, пуговицах. Волосы
уложены в модную прическу. В руках вместо балалайки держит гитару.
Кланяется.)
Емеля. Здравствуй, царь Парамон! Я пришел свататься к твоей дочке.
Может мы вместе счастье найдем?!
Царь. Здравствуй, Емеля. Посвататься можно. Она у меня хорошая,
добрая и работы не боится. Вот только характер…
Аты, смотрю, имидж поменял - красавец стал!
Емеля. Я еще и деловой: у меня теперь мастерская «Чудесница», а я -
генеральный директор! Под моим руководством три девицы –
рукодельницы, которые все могут. И пришить, и застрочить и латку
наложить, да и, вообще, над имиджем умеют поработать.
(Демонстративно-рекламно показывает свою одежду, проходится перед
царем и Настеной. Из-за трона выглядывает царевна, делает большие
глаза, улыбается и смотрит на Емелю уже влюбленными глазами.)
Царь. А что еще ты можешь делать?
Емеля. А еще я могу душу потешить.
(Начинает играть на гитаре и петь (песня из м/ф «Емеля» - «Любовь вот
тема для искусства»). Пританцовывает охранник у дверей. Танцует царь.
Из-за трона выскакивает царевна, сарафан которой тоже в накладных
латках. Все весело танцуют.)
Царевна. (В танце приближается к отцу.) Батюшка! Родимый! Вот за
Емелю то я и пойду! Отдай меня за Емелю! Мы будем вместе трудиться,
жить-поживать да добра наживать.
Царь. Так тому и быть!
(Царь берет Емелю и Настену за руки, кланяются).