Напоминание

"Емелино счастье"


Автор: Клименкова Валентина Станиславовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: станица Азовская Северского района Краснодарского края
Наименование материала: урок-спектакль
Тема: "Емелино счастье"
Раздел: среднее образование





Назад




«ЕМЕЛИНО СЧАСТЬЕ» урок-спектакль по предмету Технология Разработала учитель МБОУ СОШ №1 ст. Азовской Северского района Краснодарского края Клименкова Валентина Станиславовна
Сценарий нестандартного урока- спектакля
«Емелино счастье»

Раздел:
«Культура дома. Ремонтные работы». Для учащихся 5 классов. Цели урока: 1. Обучающая – закрепить знания учащихся по ремонту одежды, пришиванию фурнитуры. 2. Развивающая – совершенствовать навыки аккуратной и точной ручной работы, а также закрепления навыка ремонтных работ на швейной машине. 3. Воспитательная - используя смех и юмор пропагандировать культуру внешнего вида.
Ход урока.
Сцена первая. На макетной печи сидит Емеля и весело играет на балалайке. Его мать метет пол и пританцовывает.
Мать.
Ох, сынок, постой, остановись. Уж ты меня потешил, повеселил. Слыхала я, что наш царь Парамон свою дочь замуж отдать хочет. Сегодня в полдень во дворце соберутся женихи. Кто царевну Настену развеселит, да царя потешит, за того он дочку свою единственную и выдаст. А в приданное пол царства!
Емеля.
А не попытать ли мне, матушка, счастья?
Мать.
Так отчего же не попытать? Можно! Ты у меня парень видный, веселый. Давай, слазь-ка с печи, да ступай во дворец. Может и найдет тебя твое счастье? (Емеля спрыгивает с печи, поправляет рубаху, приглаживает чуб. Рубаха у Емели порвана, штаны с оторванными латками. Мать его обходит, оглядывает.)
Мать.
Вот только, сынок, что-то выглядишь ты у меня не «Ах!». Сходил бы в мастерскую к девицам-рекодельницам, они и тебя и одежду бы твою в порядок привели, был бы ты первый парень на деревне!
Емеля.
Да-а-а. ( Смотрит на себя, чешет затылок.)Вид у меня точно не «Ах!». Спасибо, матушка, за совет. Пойду я и вправду к девицам- рукодельницам. (Кланяется матушке и убегает). Сцена вторая. Комната. На первом и втором столах стоят швейные машины. На третьем столе стоит зеркало, косметические средства по
уходу за волосами, лежат ножницы, расчески, щетки. В углу примерочная кабина. За столами сидят три девушки. Скучают без работы.
Первая девушка.
Ох, искучно мне без работы.
Вторая.
И мне.
Третья.
И мне.
Первая девушка.
Жалко, что наше, девушки, мастерство даром пропадает! (Входит Емеля.)
Емеля.
Здравствуйте, девицы-красавицы. Что-то вы приуныли. Иль здоровье подводит, иль еще чего?
Девушки.
Здравствуй, Емеля.
Третья девушка.
Со здоровьем у нас все хорошо, А вот только скучно нам без работы. Мы же не только красавицы мы еще и рукодельницы.
Емеля.
Вижу, что у вас работы нет. А все оттого, что народ к вам не идет. Надо вам объединиться - мастерскую сделать, прорекламировать себя хорошенько – народу побольше привлечь. Вот и будет всем хорошо!
Вторая девушка
. Да уж, прорекламировать. Мы ведь девушки скромные.
Третья девушка.
Емеля, а будь ты у нас генеральным директором
Емеля.
А что, могу. Я запросто. Я согласен.
Вторая девушка.
Ну а если, Емеля, ты наш директор, то мы сейчас над твоим имиджем и поработаем. Мы из тебя парня «Ах!» сделаем.
Емеля.
Поработайте, поработайте, девушки. Я ведь того, еще к царевне Настене свататься иду, счастье хочу найти и в личной жизни.
Первая девушка.
Мы уж постараемся. Я вот, лучше всех умею одежду ремонтировать. Рубаха или штаны прохудятся – давай мне! Я ведь и заштопать могу и заплатки поставить: и подкладную, и накладную, и декоративную. Вот посмотри (показывает Емеле образцы штопки, заплаток и демонстрирует, как их делать). Вот здесь я штопала при помощи переплетения нитей. Надо подрезать края разрыва ткани в форме прямоугольника и проложить несколько рядов прямых стежков вокруг отверстия нитками в цвет ткани. Потом проложить стежки на всю длину разрыва вдоль полотна, а потом, мне больше всего нравится это делать, я поворачиваю штаны или рубаху вот так (на 90 0 ) и заполняю это место стежками, переплетая нити между
собой. Ну как будто тку ткань, только надо аккуратно, чтобы не стянуть ниточки. А потом утюжком и красота-а-а! И вот эти заплатки я ставила. Это – подкладная заплатка, когда изношенное место не слишком велико и его можно отремонтировать с изнаночной стороны. Здесь тоже все не сложно, но постараться надо. Обрезать и заметать на изнаночную сторону поврежденный край. Заплатку, подходящую по цвету и вдвое больше нашего повреждения, наложить лицевой стороной на изнаночную сторону изделия. Только обязательно совмещать надо долевые нити. А потом надо заплатку приметать, чтоб в руках не шевелилась. У меня ведь помощница есть (показывает швейную машину, гладит ее). Я края этой заплатки перед работой швом «зигзаг» обработала. Потом по лицевой стороне мелкими косыми стежками или потайным швом пришить подогнутые края отверстия к заплатке, а потом и заплатку (по изнаночной стороне) к изделию пришить. Отутюжить и красот-а-а-а! А еще я умею делать вот такие накладные заплатки
.
(Демонстрирует образцы)До чего же они красивые, веселые! Это тоже не сложно. А помогает мне опять же моя помощница! Я готовлю красивую заплатку, приметываю ее на протертое место, и швом «зигзаг» на своей помощнице, по краешку заплатки прострачиваю. А когда уж очень большая дырка, то еще по изнаночной стороне ткань пришиваю. И вот опять – красота-а-а!
Емеля.
Мне понравилось. Тебе я доверю свою рубаху.
Вторая девушка.
Конечно. Как бы кто ни старался аккуратно работать, но одежда может по шву распороться, порваться или протереться. Даже пуговицы и те могут оторваться или поломаться! Ты, Емеля, оставь свои штаны. Я распоровшиеся швы, низ изделия восстановлю. Всю фурнитуру, чтобы ты в неловкое положение не попал, проверю. Я ведь тоже в своем деле мастерица. И помощница у меня тоже есть (показывает швейную машину). Вот посмотри образцы моей работы (показывает образцы соединения тканей стачным швом и виды обработки края изделия). Здесь я руками низ распоровшегося изделия потайными подшивочными стежками отремонтировала. Подобрала еще и ниточку в тон ткани – совсем ничего не заметно. Иногда можно и ручным швом «за иголку» стачную строчку выполнить, а обрезной край руками петельной строчкой обработать.
Емеля.
Ты, я вижу, тоже, девица, мастерица. Только вот я не все понял из твоих слов. Что означает слово-то заморское – фурнитура?

Вторая девушка.
А фурнитура, Емелюшка, не такое уж и страшное слово. Им называют все вспомогательные изделия, которые мы все используем при пошиве или ремонте одежды.
(Показывает образец с нашитыми

образцами одежной фурнитуры.)
В одежной фурнитуре используют пуговицы, кнопки, крючки с петлями, различные молнии, пряжки и всякое другое.
Емеля.
Да, красиво. Тебе я доверю свои штаны отремонтировать. (Подходит к столу третьей девушки.) А ты, красавица, что можешь делать?
Третья девушка.
А я могу с тебя такого красавца сделать, что в тебя влюбится не только наша царевна Настена, а и все соседние царевишны. И в этом мне помогут мои волшебные средства (показывает на стол). Вот это средство – шампунь. Он хорошо моет волосы, а это – бальзам для волос, он делает волосы блестящими и красивыми. Вот этот красивый аппарат (фен) – сушит их и укладывает в красивую прическу. А коль тебе захочется цвет волос изменить иль еще чего надумаешь, то я мигом твою выдумку исполню.
Емеля.
Вижу – мастерицы вы хорошие. Остаюсь я здесь! Над имиджем трудиться будем! Сцена третья. Царские покои. На входе (дверях) стоит стражник. На троне сидит царь Парамон рядом царевна Настена.
Царь.
(Махнул рукой)
Стражник у двери.
Пригласите следующего жениха! (Входит жених: согнутый, хромой, кланяется, но старается произвести на царевну впечатление. Царевна испуганно прижимается к креслу батюшки, что-то пытается беззвучно сказать, отмахивается руками, прячется за царский трон. Царь крепко держит дочь за сарафан).
Царь.
Да куда же ты убегаешь, доченька? Посмотри какой жених! Это же мой лучший друг – царь Никола. Мы с ним лет 30 назад ох как охотиться любили. Бывало…
Царевна.
(Выглядывает из-за трона) Батюшка, помилуй! Какой же он жених. Он ведь похож уже на того зайца, которого вы тридцать лет назад подстрелили и в поле бросили! Жених! (Остается за троном.)
Царь.
(Присматривается) Да, не молод, зато зрел! (Обходит жениха, с сожалением покачивает головой) Что ж , друг мой, ступай с Богом, доживай с миром. (Жених уходит.) А я вот дальше крест свой отцовский нести буду (садится на трон). Что мне с тобой делать? И тот жених – не жених, и этот жених тоже не жених.

Царевна.
Не обижайся, батюшка. Я ведь хочу мужа молодого, делового и чтобы с ним весело было жить.
Стражник у двери.
Царь – батюшка, еще один жених!
Царь.
Проси! (Входит Емеля. Одежда вся в красивых заплатках, пуговицах. Волосы уложены в модную прическу. В руках вместо балалайки держит гитару. Кланяется.)
Емеля.
Здравствуй, царь Парамон! Я пришел свататься к твоей дочке. Может мы вместе счастье найдем?!
Царь.
Здравствуй, Емеля. Посвататься можно. Она у меня хорошая, добрая и работы не боится. Вот только характер… Аты, смотрю, имидж поменял - красавец стал!
Емеля.
Я еще и деловой: у меня теперь мастерская «Чудесница», а я - генеральный директор! Под моим руководством три девицы – рукодельницы, которые все могут. И пришить, и застрочить и латку наложить, да и, вообще, над имиджем умеют поработать. (Демонстративно-рекламно показывает свою одежду, проходится перед царем и Настеной. Из-за трона выглядывает царевна, делает большие глаза, улыбается и смотрит на Емелю уже влюбленными глазами.)
Царь.
А что еще ты можешь делать?
Емеля.
А еще я могу душу потешить. (Начинает играть на гитаре и петь (песня из м/ф «Емеля» - «Любовь вот тема для искусства»). Пританцовывает охранник у дверей. Танцует царь. Из-за трона выскакивает царевна, сарафан которой тоже в накладных латках. Все весело танцуют.)
Царевна.
(В танце приближается к отцу.) Батюшка! Родимый! Вот за Емелю то я и пойду! Отдай меня за Емелю! Мы будем вместе трудиться, жить-поживать да добра наживать.
Царь.
Так тому и быть! (Царь берет Емелю и Настену за руки, кланяются).


В раздел образования