Автор: Коннова Лилия Римовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Дошкольной группы МБОУ СОШ с. Баженово Населённый пункт: Бирского района Республики Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: "Роль семьи в воспитании ребёнка" Раздел: дошкольное образование
Коннова Лилия Римовна
воспитатель
МБОУ СОШ с. Баженово
муниципального района Бирский
район Республики Башкортостан
статья
«Роль семьи в воспитании ребёнка»
Известно, что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число
которых,
в
частности,
входят
стили
воспитания,
характер
отношений,
дисциплина и т. п. Рассматривая различные стили воспитания ребенка в семье,
их связь с формирующимся поведением ребенка и его образом жизни в целом,
Л.
Пулккинен
выделяет
«эгоистическое
обращение»
с
ребенком,
которое
приводит к формированию у детей слабого самоконтроля и являет собой, по
терминологии
автора,
«более
близорукий
стиль
воспитания:
родители
не
интересовались деятельностью детей, их мнениями, чувствами. Поведение
родителей было неустойчивым, несправедливым и зависело от их настроения.
Постепенно,
вопреки
даваемым
советам,
ребенок
"скатывался"
к
неправильному поведению».[3]
М. Раттер утверждает, что для детей с хроническими расстройствами
поведения
типичной
является
тяжелая
обстановка
в
семье,
для
которой
характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, мало-
эффективная либо исключительно суровая, либо слишком слабая дисциплина.
Как правило, это неполные или конфликтные семьи.[4]
П. Лич приводит наблюдения, дающие основания говорить о том, что,
если взрослый учит ребенка подчиняться силе, если сила выступает основным
аргументом
во
взаимоотношениях
взрослого
с
ребенком,
такой
ребенок
начинает проявлять агрессивность к другим детям преднамеренно.[2]
Личностные особенности взрослых и стиль воспитания выступают как
один
из
наиболее
существенных
факторов,
оказывающих
влияние
на
формирование агрессии у детей. Известно, что в тех случаях, когда ребенок
испытывает
хроническое
негативное
психогенное
воздействие,
в
первую
очередь
со
стороны
взрослых
в
семье,
значительно
возрастает
риск
возникновения нарушений развития. Одним из вариантов нарушенного разви-
тия
личности
является
психопатия.
В
качестве
причин
приобретенных
психопатий называются:
• неправильное воспитание;
• условия жизни ребенка в семье;
• психогенные воздействия, в первую очередь со стороны взрослых в
семье.
Можно выделить три пути, по которым осуществляется влияние семьи
на формирование личности:
1) фиксация определенного поведения путем прямого подражания тому,
что ребенок видит в семье;
2) закрепление негативистических реакций ребенка (например, в
условиях деспотического воспитания сначала возникают реакции угнетения, а
затем, через борьбу с этим состоянием, — изменения характера);
3) прямое культивирование, подкрепление со стороны окружающих
психопатических реакций ребенка.
В каждом типе неправильного воспитания совмещаются перечисленные
механизмы
или
одновременно,
или
последовательно.
Каждый
и з
перечисленных
выше
механизмов
влияния
семьи
на
формирующуюся
личность особенно значим на определенных этапах развития ребенка.
Специалисты
отмечают
наличие
связи
между
тем
или
иным
типом
воспитания и появлением у ребенка конкретных особенностей характера. В.
А. Гурьева, В. Я. Гиндикин выделяют ряд типов неправильного воспитания,
наиболее характерными из которых являются: [1]
• «кумир семьи» (ребенка обожают, исполняют любую его прихоть,
захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают от
всех тягот);
• гиперопека (родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, стараются
сделать из него «вундеркинда» или «праведника», для этого навязывают ему
свое мнение, подавляют всякую самостоятельность, лишают его возможности
быть с другими детьми, диктуют каждый шаг);
• гипоопека(явно недостаточное внимание к ребенку со стороны
родителей, он большую часть времени предоставлен сам себе, его
воспитанием никто не занимается);
• безнадзорность (более высокая степень гипоопеки: ребенок полностью
предоставлен сам себе, никому нет до него дела);
• «золушка» (ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, его
систематически унижают, оскорбляют, лишают удовольствий, держат в страхе,
противопоставляют другим детям);
• «ежовые рукавицы» (систематические угрозы и избиения ребенка,
исключительно диктаторское отношение к нему, отсутствие ласки, тепла,
поощрений). Этот тип неправильного воспитания обычно сочетается с гипер
- или гипоопекой. [1]
Полученные данными авторами результаты в исследовании психопатий
показали, что наиболее частыми типами неправильного воспитания явились
гипоопека (40 %) и «ежовые рукавицы» в сочетании с гипоопекой (24 %).
Выявленные статистические зависимости позволяют говорить о том, что
существует зависимость формирования ядерных психопатий от гиперопеки,
краевых
(приобретенных)
—
от
безнадзорности
и
«ежовых
рукавиц»
в
сочетании с гипоопекой, органических — от воспитания по типу «ежовых
рукавиц»
в
условиях
гиперопеки.
Условия
«кумира
семьи»
определенно
способствовали становлению истерической личности. В остальных случаях
можно говорить о предпочтительности: так, возбудимым и неустойчивым
детям более свойственнагипоопека в семье, психоастеникам — воспитание
по типу «ежовых рукавиц» в условиях гипоопеки и безнадзорности и т. д.[1]
Таким образом, некоторые личностные особенности родителей, их подход
к воспитанию ребенка способны выступить, с одной стороны, в качестве
хронически действующего психотравмирующего фактора. С другой стороны,
они могут стать фоном, усиливающим, отягчающим вес других патогенных
факторов развития ребенка.
Данные о влиянии состава семьи и количества детей в семье на уровень
агрессивности
детей
очень
противоречивы.
С
одной
стороны,
существует
мнение М. Раттера, что дети с нарушениями поведения в основном происходят
из семей, имеющих, по крайней мере 4 или 5 детей. Автор связывает это с тем,
что
при
воспитании
сразу
нескольких
детей
происходит
значительное
усложнение проблем, вторую причину он видит в том, что в большой семье
выше вероятность разногласий. Можно предположить, что в большой семье
существенно
возрастает
значение
личностных
особенностей
родителей
и
принятых способов воспитания — увеличение количества детей в семье на
фоне других проблем ее функционирования (материальных, жилищных и т. д.)
может
создавать
условия
для
многократного
транслирования
в
детях
асоциальных склонностей и способов поведения, если таковые наблюдаются у
родителей. В других исследованиях, напротив, обнаружено, что чем больше
количество взрослых в семье, тем менее агрессивны дети, при этом дети
проявляют умение сочувствовать другому (в то же время отмечается, что при
этом страдают организаторские проявления ребенка, его самостоятельность и
настойчивость).
Однако
механизмы
формирования
такой
зависимости
на
данный момент не исследованы, хотя и представляют большой теоретический
и практический интерес.[4]
Список литературы:
1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., 1980.
2. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет.- М.,1992.
3. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста
/Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
4. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.