Автор: Николаева Мария Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Выровский детский сад "Колосок" Населённый пункт: ст.Выры Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по духовно–нравственному воспитанию Тема: "Волшебный колосок Добра" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Выровский детский сад «Колосок»
Конспект интегрированного занятия
по духовно–нравственному воспитанию
(итоговое за первый учебный год
по программе «Добрый мир»)
«Волшебный колосок Добра»
Разработка воспитателя
старшей разновозрастной группы
МДОУ Выровский детский сад «Колосок»
Николаевой Марии Валентиновны
ст.Выры
2015
Цель:
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом
качестве человека, представления о важности и необходимости просить
прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать
товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять
доброжелательность), навыки культурного общения со сверстниками,
следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих
ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Задачи:
1.Формировать понятия добра, заботы, уважения.
2. Обогатить словарный запас детей понятиями духовно-нравственной
культуры: добро, зло, послушание, совесть, родители, любовь , желание
жить по законам Божьим и т. д.
3. Высказывать свои суждения о содержании иллюстраций и смысле
текстов стихотворений , содержания занятия.
4. Творческое развитие (Лепка «Творения Божьи»).
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, СД-диск «Добрый мир» ,пластилин , картонные
ные листы, стеки;
Свеча, игрушки, книга, чашка.
Методическое пособие « Добрый мир», хрестоматии «Добрый мир» .
Компьютер, проектор.
подбор песен №31 «Дорога добра» Энтин, Минков
№41 « Родной дом» Рыжов, Рыбкин
№42 «Песня о маме» автор неизвестен
Предварительная работа:
Анкетирование родителей,
Наблюдение за взаимоотношениями между детьми и взрослыми,
Знакомство с Детской Библией, со Священной историей,
Рассматривание иллюстраций, заучивание заповедей, пословиц о добре.
Сюжетно-ролевые игры
Прослушивание CD-диска « Добрый мир»
Рисование на темы: семья, дом, мама и др.; Лепка на тему «Творения
Божьи»
Связь с образовательными областями:
«Познание»,
«Музыка»,
«Художественное творчество»,
« Коммуникация»,
«Социализация»,
«Физкультура»,
«Чтение художественной литературы».
Ход занятия:
(Дети заходят в зал под музыку, на экране изображение солнышка с улыбкой.)
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра
дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
-Солнцу красному...
Дети: - Привет!
В: Небу ясному...
Д: -Привет!
В: Люди взрослые и малыши...
Д: -Вам привет от всей души!
В: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы
настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за
руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что
живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в
ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и
дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших
сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг
другу доброго утра и радостного настроения.
В: Всем , всем, всем…
Дети : Доброе утро!
В: Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет
разговор о доброте.
Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое
доброта?
Ответы детей (…)
Воспитатель:
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово- доброта .
В давние времена, как рассказывают добрые книги, это слово произносили
мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте
и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
( Ответы детей:
О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.)
В-: Добрый человек, добрый, значит он еще какой?
Д: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
В: А если человек недобрый, он какой?
Д: Злой, грубый, жадный.
В: Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Д: Нет.
В: Ребята, доброту можно увидеть,- увидеть в поступках, чувствах человека.
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы –рассказы детей.
В: Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу Раниса
прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью
стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?
(Ранис рассказывает стихотворение)
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
В: Прекрасное стихотворение!
Скажите, пожалуйста, кто самый первый научил вас доброте?
Кто всю жизнь добрее всех к Вам? Всегда поддержит..
Д: Мама.
В : Да.Только мама-самый добрый на свете человек. Всегда поддержит, даже,
если вы обидите её. И вы всегда любИте её и берегите! как в стихотворении,
которое прочтёт нам Настя Купцова.
(Настя Купцова рассказывает моё стихотворение)
-Самая красивая на свете
Милая,любимая, родная,
Добрая,весёлая, как дети,
Вечно молодая-моя Мама!
Нежные и ласковые руки…
Хрупкие,выносливые плечи..
Нет дороже и верней подруги:
С нею поделись ,- и станет легче!
С мамой жизнь становится прекрасней,
Солнце светит ярче и светлее.
Ничего не скажет понапрасну,
Ведь на свете нет её мудрее!
Мамин голос, словно голос мая,
Словно вешний ручеек журчит…
Нежность, доброта, любовь большая-
Целый мир в её словах звучит!
За тепло и доброту без края
Я тебе дарю любовь свою!
Всем тебе обязана, родная,
И за всё тебя благодарю!
В: Молодец ! Всегда благодарите Маму! А ответьте , пожалуйста, какая у
всех детей есть общая Мама, которая всех вас оберегает?
Д : Божья Матерь. Богородица. Ангел хранитель каждого из нас.
В : Правильно. Из какой доброй книги мы о ней узнали?
Д : «Добрый мир».
В : Верно. В течение всего учебного года мы совершали наши добрые
прогулки по этой книге (показ книги). Слушали песенки добрые .
(показ диска)
Поэтому сейчас я предлагаю вам вспомнить добрую песенку, которую мы
выучили в этом году.
ПЕСНЯ «Вот проснётся вся земля…»
(дети садятся)
Конечно, мы и раньше делали доброе. Но теперь узнали ещё больше нового и
интересного. Стали сами добрее и отзывчивее. А ещё узнали много пословиц
о доброте. Давайте-ка их вспомним.
(Дети вспоминают пословицы:)
Ранис: За доброе дело стой смело.
Соня: Зло забывай, а дружбу помни.
Вова: Жизнь дана на добрые дела.
Ксюша: С кем поведешься, от того и наберёшься.
Матвей: Храни себя от бед, пока их ещё нет.
Настя: Не хвались серебром, хвались добром.
Вика: Кто добро творит, того Бог благодарит.
Егор: Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
В: -А вспомните мою пословицу:
За добрые дела…(всегда-похвала!)
В: Молодцы! А вы сами творите добрые дела? (да)
Тогда вы легко справитесь со следующим заданием .
-Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок ,
сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый
поступок можно совершить с их помощью,глядя на эти предметы?
Д: ( Примерные ответы-« Зернышками накормить птичек, цветок подарить,
игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть».)
Игра «Пло
хо
рошо»
В: Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое
имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Д: «Спасибо», « пожалуйста», « извините», «простите», « добрый день/
утро» и т.д.
В: Ребята, а за что нужно извиняться?
Д: За плохой поступок, за обидные грубые слова.
В: Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили,
не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем
игру « Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
(Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем
вместе текст и движения к нему.)
-Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
(дети остаются в кругу)
В: Здорово! Авот есть у меня к вам такой вопрос:
Можно ли обзываться словом «тварь»?
(ответы детей-«нет»и объсняют, почему)
-Какие вы умницы!
Послушайте стихотворение
(Чтение стихотворения «Ангел по небу летел»
с.175 Сборника Добрый мир. Методические разработки занятий-М.,2015 )
-
А сейчас я предлагаю вам закончить аппликацию под названием
«Творения Божьи», которую мы начали на предыдущем занятии по
художественному творчеству.
Возьмите , пожалуйста, стульчики и пройдите к рабочим местам.
Изготовление аппликации
Выставка, анализ работ.
В: Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном
человеческом качестве-доброте.
Молодцы, ребятки!
Я кое-что хочу сказать вам по секрету!
(пожать ручки по 3 раза-это наш секретный жест, обозначающий «Я тебя
люблю»)
Предлагаю вам свои работы оформить на магнитной доске и олюбоваться
ими.
Чудесная выставка! Просто добрая сказка!!!
Давайте и нашим гостям пожелаем добра и сказочного настроения!
(Вова Васин читает моё стихотворение «Никогда , друзья, не унывайте»)
Никогда, друзья, неунывайте!
Грусти в жизни повод не давайте!
Помогайте тем, кто в помощи нуждается,-
Ведь добро к вам непременно возвращается!
Песня «Добрые сказки»
И с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо»,
до следующей встречи!
(Дети покидают аудиторию.)
Стихотворение гостям:
Обнимайте малышей
Под любым предлогом,
Ведь от маленьких детей
Ещё пахнет Богом!