"Песочная игра" – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ
Автор: Губайдуллина Наталия Евгеньевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБУ детский сад № 200 "Волшебный башмачок" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: доклад Тема: "Песочная игра" – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ Раздел: дошкольное образование
«Песочная игра» – как метод
облегчения адаптации детей
к условиям ДОУ
Подготовил:
педагог-психолог
МБУ №177 «Гномик»
Губайдуллина Н.Е.
г.о. Тольятти, 2013 г.
«Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ
Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную
энергию и "активизирует возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике".
К.Г.Юнг
В последнее время значительно возрос интерес к проблеме адаптации детей к новым
условиям. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен был всегда, а в наше
время
он
стал
значительно
затруднен
дополнительными
стрессирующими
факторами.
Нестабильность и динамичность современной жизни требует быстрого и адекватного реагирования.
Однако
адаптационные
возможности
ребенка,
особенно
раннего
возраста,
ограничены,
поэтому
резкий,
неподготовленный
переход
его
в
новую
социальную
ситуацию
зачастую
приводит
к
эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких,
встреча с новыми
взрослыми и незнакомыми сверстниками
становятся
для ребенка серьезной
психической травмой. Из года в год, наблюдая за малышами, мы пришли
к выводу: сложность
процесса напрямую зависит от степени готовности ребенка к поступлению в детский сад. В период
адаптации происходит перестройка ранее сформированного динамического стереотипа, физиологии и
иммунной системы. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от
сна, еды, общения с окружающими. В связи с этим адаптационный период переходит в тяжелую
стадию,
которая
характеризуется
разнообразными
колебаниями
в
соматическом
состоянии
и
психическом
статусе,
что
приводит
к
снижению
веса,
частым
респираторным
заболеваниям,
нарушению
сна,
снижению
аппетита,
регрессу
в
речевом
развитии,
неврозам,
срывам
нервной
системы и т.п. Для правильной и эффективной организации процесса адаптации к условиям ДОУ,
прежде всего нам необходимо понять интересы, стремления каждого малыша, или говоря словами
В.А.Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка». Именно поэтому работу с родителями
мы начинаем с заполнения анкет развития ребёнка, бесед, консультаций и активного общения.
Различают три степени тяжести прохождения фазы адаптационного периода:
·
Легкая адаптация - к 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально
ест, не отказывается от контакта со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.
Прогноз возможностей степени адаптации ребёнка
Ребёнок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое
внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается,
вступает в контакт по инициативе, может обратиться с вопросом к другому человеку, попросить
помощи. Умеет занять себя сам, используют в игре предметы-заместители, способен длительное
время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или
спокойное,
пантомимика
выразительна,
эмоции
легко
распознаются.
Ребёнок
придерживается
установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после
них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
· Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания.
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями либо через включение
телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, малыш способен вступать в
контакт
по
своей
инициативе,
может
развернуть
игровые
действия.
Речь
развита
в
пределах
возрастной нормы, а возможно ниже или выше. На замечания и поощрения реагирует адекватно,
может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Со
специалистом они могут быть откровенны или держатся на дистанции. Как правило, рекомендации
принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
·
Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью (от двух и более месяцев) и
тяжестью всех проявлений
Контакт с ребенком удается установить только через родителей или не удаётся установить вовсе.
Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть
игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со
слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка или опекают его во всем.
Нередко в такой ситуации родители проявляют тревожность, воспринимая встречу со специалистом
как экзамен, стараются демонстрировать свою сверхкомпетентность по всем вопросам, в таком
случае они нуждаются в дополнительных консультациях.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых
порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Длительность периода адаптации
зависит от многих причин:
•
Возраст ребенка;
•
Особенности высшей нервной деятельности;
•
Состояние здоровья;
•
Уровень развития;
•
Умение общаться со сверстниками;
•
Уровень сформированности предметной и игровой деятельности;
•
Приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне
легкой адаптации. Для этого мы рекомендуем использовать метод «песочной терапии».
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё
плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё
становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая
картину
из
песка,
ребёнок
освобождается
от
напряжения
и
беспокойства.
Взрослые
получают
возможность
увидеть
внутренний
мир
ребёнка
в
данный
момент.
Через
игры
с
песком
легко
решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться,
как с взрослыми, так и со сверстниками.
Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к
игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой
песок из вашей ладони.
Метод «песочной терапии»:
Во-первых, усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать
самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного
интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные
функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно
актуально в работе с «особыми» детьми.
Данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.
Необходимое оборудование для занятий с песком:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик
Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким
образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо
2. Чистый, просеянный песок
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
В набор игрушек могут войти:
Человеческие персонажи
Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
Сказочные герои (злые и добрые)
Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
Правила игры в песочнице для малышей.
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем
младше дети, тем короче правила).
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это
взрослому,
и
он
поможет
им
вернуться
обратно
в
песочницу. Нельзя
выбрасывать
песок
из
песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать
песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и
покажи чистые ладошки зеркалу.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий
Занятия с детьми проводятся в кабинете психолога или в группе каждый день по 5-10 мин в течение
месяца, количество детей в подгруппе 2-3 человека, особое внимание при этом уделяется вновь
прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к
жизни
в
детском
саду,
так
как
много
игр
новичок
будет
выполнять
по
подражанию
или
из
любопытства.
При
проведении
первых
адаптационных
игр-занятий
не
обязательно
придерживаться
жесткой
структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует
психофизическое состояние ребенка.
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить
достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Во время занятий необходимо внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В
случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
Вначале
игры
сначала
показываются
способы
действия,
а
затем
ребенок
«рука
в
руке»
или
самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый
должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это
может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
Дети ведут себя по-разному: одни некоторое время просто рассматривают песок, другие начинают
играть с игрушками. Одни не используют никаких объектов - они просто касаются поверхности
песка, перемещают формы и делают постройки в песке. Другие используют немного объектов, третьи
расселяют много выбранных персонажей. Кто-то использует сухой песок, кто-то смачивает песок
водой. Есть дети, строящие свою картину быстро, есть работающие медленно. Одни представляют
мир очень сосредоточенно и спокойно. Другие наслаждаются игрой.
Этапы работы:
1. Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка
«Чувственные ладошки»
Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель – снижение психофизического напряжения
Педагог
от
имени
феи
просит
«нежно»,
а
потом
сильно
поздороваться
с
песочком»,
то
есть
различными способами дотронуться до песка:
Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем
всеми пальцами одновременно;
Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в
песочницу;
Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».
Упражнение «Песочный дождик»
Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: « В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это
очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:
1.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь
взрослого, на свою ладонь.
2.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый
сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребенок по возможности повторяет. Затем
они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе
проговаривают названия пальчиков)
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
1
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
2
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность
песка волнистой;
3
«Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в
разных направлениях.
4
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых
(можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком, руками друг с другом –
«жучки здороваются»;
2. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Упражнение «Отпечатки рук»
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук:
внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к
своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:
“Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие
песчинки. А что чувствуешь ты?”
Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для
мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
3. Этап познавательных игр на поверхности песка и с погружением рук в песок.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления,
произвольности.
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты
закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается
игра»,
ты
должен
их
найти
в
песке.
Ты
можешь
раздувать
песок,
раскапывать
пальчиками,
использовать палочки, кисточки ( Угадай, что спрятано в песке?», «Кто спрятался в песке?»)
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные
геометрические фигуры ( в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные
узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же
узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный
узор.
2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности
предметов, например: шишек, желудей, пуговиц, и пр.
Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на
песке можно нарисовать. Нарисуй, как я… Придумай свой узор, рисунок.»
3.
Этап разыгрывания игровых ситуаций.
Детям предлагается набор игрового материала, они сами выбирают игрушки и самостоятельно
играют в песочнице, придумывая различные сюжеты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ : Аудитория делится на 3 группы. Из представленных игр необходимо
выбрать те, которые можно было использовать в работе с детьми с лёгкой, средней, тяжёлой степенью
адаптации и объяснить свой выбор.
Резюме
Как показывает диагностика адаптированности детей, наблюдения и опыт игра в песок помогает
детям легче адаптироваться к условиям детского сада, после занятий улучшается эмоциональное
самочувствие детей, совершенствуется развитие мелкой моторики рук, движения детей становятся
более
координированными,
кроме
того
дети
становятся
более
аккуратными
и
усидчивыми,
повышается мотивация детей к занятиям.
Литература:
1. ГрабенкоТ. М. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г.-№5
2. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.
3. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. —
СПб.: Детство-Пресс, 2002.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум покреативной терапии. — М.: Речь, 2003.
6. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.