Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР.
Автор: Горнакова Наталья Петровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 300 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР. Тема: Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР. Раздел: дошкольное образование
г. Красноярск
Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни. В
этот период, в возрасте около полутора лет, ребенок от употребления отдельных
слов переходит к речи фразами. Именно в связи с этим у него и возникает
потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения
какой – то законченной мысли.
Первые
предложения
детей
очень
несовершенны,
слова
в
них
еще
не
согласуются
друг
с
другом.
Это
так
называемые
детские
аграмматизмы,
при
которых слова связываются между собой как бы вопреки законам грамматики.
Такие аграмматизмы свойственны всем без исключения детям и при нормальном
ходе речевого развития исчезают не позднее четырехлетнего возраста без всякой
специальной помощи.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими
трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено
тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так
же грамматическая система языка организована на основе большого количества
языковых правил.
Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как
морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются
затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в
их комбинировании.
Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития
грамматического
строя
речи
у
детей
с
ОНР,
мною
были
разработаны
мнемотаблицы,
помогающие
образовать
и
ввести
в
речь
существительные,
прилагательные, глаголы.
С помощью данных мнемотаблиц решаются следующие задачи:
-формирование практических навыков словоизменения и словообразования;
-закрепление грамматических категорий;
-обогащение словарного запаса;
-развитие связной речи.
Приведу фрагменты занятий с использованием мнемотаблиц.
Тема: «Мебель»
Логопед предлагает детям изменить существительное «стол»:
1.
На какой вопрос отвечает? (Что? – Стол )
2.
Образовать уменьшительно ласкательную форму. (Стол – столик )
3.
Образовать множественное число. (Стол – столы )
4.
Согласовать числительное с существительным. (Один стол , три стола , пять
столов )
5.
Согласовать местоимение с существительным. (Стол чей? – Он мой стол )
6.
Составить предложение со словом стол. (На столе стоит ваза.)
Мнемотаблица,
помогающая
образовать
и
ввести
в
речь
имена
существительные.
КТО?
ЧТО?
1 – 3 - 5
(он мой)
(она моя)
(оно мое)
.
Тема: «Зима»
Логопед предлагает изменить прилагательное «холодная»:
1.
На какой вопрос отвечает? (Какая? – холодная )
2.
Образовать уменьшительно – ласкательную форму. (Холодная –
холодненькая )
3.
Образовать множественное число. (Холодная – холодные )
4.
Подобрать антоним. (Холодная – горячая)
5.
Образовать сравнительную степень прилагательных. (Холодная – еще
холоднее)
6.
Составить предложение со словом холодная. (Наступила холодная зима.)
Мнемотаблица, помогающая образовать и ввести в речь имена
прилагательные.
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
.
Тема: «Транспорт»
Логопед предлагает изменить глагол «ехать»:
1.
На какой вопрос отвечает? (Что делать? – ехать )
2.
изменить глагол по временам. (Прошедшее время – ехал , настоящее время –
еду , будущее время – буду ехать )
3.
Спряжение глагола. (Я – еду , ты – едешь , мы – едем , вы – едете , он – едет,
она – едет , они – едут )
4.
Образование приставочных глаголов. (Ехать – приехать, заехать, уехать,
переехать)
5.
Составить предложение со словом ехать . (Миша едет на машине.)
Мнемотаблица, помогающая образовать и ввести в речь