Напоминание

Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР.


Автор: Горнакова Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 300
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР.
Тема: Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование

мнемотаблиц

при

ф о рм и р о ва н и и

грамматического строя речи у детей с ОНР.

Горнакова Н.П. учитель – логопед МБДОУ №300

г. Красноярск
Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни. В этот период, в возрасте около полутора лет, ребенок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами. Именно в связи с этим у него и возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой – то законченной мысли. Первые предложения детей очень несовершенны, слова в них еще не согласуются друг с другом. Это так называемые детские аграмматизмы, при которых слова связываются между собой как бы вопреки законам грамматики. Такие аграмматизмы свойственны всем без исключения детям и при нормальном ходе речевого развития исчезают не позднее четырехлетнего возраста без всякой специальной помощи. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития грамматического строя речи у детей с ОНР, мною были разработаны мнемотаблицы, помогающие образовать и ввести в речь существительные, прилагательные, глаголы. С помощью данных мнемотаблиц решаются следующие задачи: -формирование практических навыков словоизменения и словообразования; -закрепление грамматических категорий; -обогащение словарного запаса; -развитие связной речи. Приведу фрагменты занятий с использованием мнемотаблиц.
Тема: «Мебель»
Логопед предлагает детям изменить существительное
«стол»:
1. На какой вопрос отвечает? (Что? –
Стол
) 2. Образовать уменьшительно ласкательную форму. (Стол –
столик
) 3. Образовать множественное число. (Стол –
столы
) 4. Согласовать числительное с существительным. (Один
стол
, три
стола
, пять
столов
) 5. Согласовать местоимение с существительным. (Стол чей? –
Он мой стол
) 6. Составить предложение со словом
стол.
(На
столе
стоит ваза.)

Мнемотаблица,

помогающая

образовать

и

ввести

в

речь

имена

существительные.

КТО?

ЧТО?



1 – 3 - 5
(он мой) (она моя) (оно мое) .
Тема: «Зима»
Логопед предлагает изменить прилагательное
«холодная»:

1.
На какой вопрос отвечает? (Какая? –
холодная
)
2.
Образовать уменьшительно – ласкательную форму. (Холодная –
холодненькая
)
3.
Образовать множественное число. (Холодная –
холодные
)
4.
Подобрать антоним. (Холодная – горячая)
5.
Образовать сравнительную степень прилагательных. (Холодная –
еще

холоднее)

6.
Составить предложение со словом
холодная.
(Наступила
холодная
зима.)

Мнемотаблица, помогающая образовать и ввести в речь имена

прилагательные.

КАКОЙ?

КАКАЯ?

КАКОЕ?
.
Тема: «Транспорт»
Логопед предлагает изменить глагол
«ехать»:

1.
На какой вопрос отвечает? (Что делать? –
ехать
)
2.
изменить глагол по временам. (Прошедшее время
– ехал
, настоящее время –
еду
, будущее время – буду
ехать
)
3.
Спряжение глагола. (Я –
еду
, ты –
едешь
, мы –
едем
, вы –
едете
, он –
едет,
она –
едет
, они –
едут
)
4.
Образование приставочных глаголов. (Ехать –
приехать, заехать, уехать,

переехать)

5.
Составить предложение со словом
ехать
. (Миша
едет
на машине.)

Мнемотаблица, помогающая образовать и ввести в речь

глаголы.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?

Я, ТЫ,

МЫ, ВЫ,

ОН, ОНА,

ОНИ
.


В раздел образования