Дидактические игры и упражнения. Тема. Дом. Квартира.
Автор: Афонина Людмила Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388 Населённый пункт: Город Новосибирск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Дидактические игры и упражнения. Тема. Дом. Квартира. Раздел: дошкольное образование
Загадки.
1.Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
2.Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь.)
3.Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры. (Лифт.)
. Один – много:
кирпич – кирпичи
стена — …
экскаватор — …
дом — …
угол — …
лестница — …
маляр — …
каменщик — …
электрик — …
Какое слово самое короткое?
Домище, домик, дом, домашний.
Дом. С чем?
Усвоение категории творительного падежа с предлогом С и СО.
Дом с крышей.
Дом с потолком.
Дом со стенами.
(туба, лестница, лифт, ступенька, окно, балкон, перила..)
. Подбери признаки ( не менее трех признаков):
Дом (какой?) –…
Подбери действия (не менее трех действий):
строитель (что делает?) –…
Что делает человек, который работает:
грузчиком — …
бетонщиком — …
крановщиком — …
строителем — …
электриком — …
экскаваторщиком — …
сварщиком — …
стекольщиком — …
Какое слово самое короткое?
Домище, домик, дом, домашний.
Тема. Дом
Образование относительных прилагательных «Если в доме два
этажа» (детям от 6 лет)
Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что
дом многоэтажный.
Два этажа — дом ... (двухэтажный).
Три этажа — дом ... (трехэтажный).
Пять этажей — дом ... (пятиэтажный).
Десять этажей — дом ... (десятиэтажный).
^
Образование существительных и прилагательных множественного
числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»
Одна комната — две комнаты — пять комнат,
одна большая комната — две большие комнаты — пять больших
комнат,
один дом — два дома — пять домов,
один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять
многоэтажных домов,
одно окно — два окна — пять окон и т.д.
Один кран, два …, три …, четыре …, пять…
Один дверной проем…..
Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям 6—8 лет)
Высокий — низкий,
далекий — близкий,
быстрый — медленный,
громкий — тихий,
широкий — узкий,
толстый — тонкий,
красивый — страшный,
большой — маленький,
новый — старый,
белый — черный
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
Загадки.
1.Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
2.Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь.)
3.Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры. (Лифт.)
Образование существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах
Пол — полы — много полов,
рама — рамы — много рам,
комната — комнаты — много комнат,
стена — стены — стен,
этаж — этажи — много этажей (многоэтажный),
подъезд — подъезды — много подъездов,
балкон — балконы — балконов,
окно — окна — много окон,
форточка — форточки — форточек,
лестница — лестницы — много лестниц,
дверь — двери — дверей,
звонок — звонки — звонков,
крыша — крыши — много крыш,
Есть – нет (родительный падеж):
строитель – нет строителя
кирпич — …
дом — …
стена — …
фундамент — …
плита — …
Поиск соответствующего понятия «Дома бывают» (детям 5—8 лет)
Для людей — жилой дом,
для машин — гараж,
для собак — конура, будка,
для лошадей — конюшня,
для свиней — свинарник,
для коров — коровник,
для птиц — гнездо,
для кур — курятник
для лис – нора
для волка – логово
для медведя - берлога
Тема. Дом
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами (детям от 5 лет)
Окно — окошко, окошечко,
рама — рамка, рамочка,
комната — комнатка, комнатушка,
стена — стенка, стеночка,
дверь — дверка, дверца,
балкон — балкончик,
бревно — бревнышко,
лестница — лесенка,
звонок — звоночек,
крыша — крышка, крышечка,
порог — порожек.
Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям 6—8 лет)
Высокий — низкий,
далекий — близкий,
быстрый — медленный,
громкий — тихий,
широкий — узкий,
толстый — тонкий,
красивый — страшный,
большой — маленький,
новый — старый,
белый — черный
Согласование существительных с личными местоимениями
Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна;
мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал,
замок, порог.
Построение монолога «Опиши свой дом»
Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт,
двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир,
комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель,
балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой?»
(детям от 5 лет)
Дом из соломы — соломенный, ... из кирпича —
кирпичный, ... камня — каменный, ... дерева — деревянный.
Тема. Дом
Выучить наизусть стихотворение «Новый дом»
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
Маленькие строители
Решили как-то дети построить куклам дом.
Над речкой серебристой, на берегу крутом.
Фундамент заложили из камушков с реки,
Утрамбовали землю ребячьи каблуки.
С песком и кирпичами возился весь наш двор.
Просеивали известь, готовили раствор.
Потом рубанком доски строгали целый день.
Сложили крепко стены, сплели густой плетень.
Покрыли черепицей — и встал для кукол дом
Над серебристой речкой, на берегу крутом.
К. Гогиашвили
Новый дом
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте,
Я построил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Домик мой хотя и мал,
Но недолго пустовал:
Поселились в нем жильцы —
Голосистые скворцы.
Г. Ладонщиков
Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка.
Б. Заходер