Автор: Странина Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9 "Земляничная поляна" Населённый пункт: Ульяновская область, город Ульяновск Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с природой Тема: Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с природой
ТЕМА: «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА»
для детей старшей группы
Воспитатель Странина С.В.
ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей старшей группы по разделу ознакомление
с природой.
ЗАДАЧИ: Закреплять знания детей о временах года; сезонных изменениях в природе,
связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году: зимних,
весенних, летних, осенних.
Систематизировать знания
детей
о
живой
и
неживой
природе,
уметь называть
отличительные признаки
живой
природы
(дышит,
растет, двигается,
питается,
размножается, умирает).
Закреплять умения
правильно вести
себя в природе
(не ломать кусты и ветки
деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейник и т.д.)
Уточнять и обобщать знания детей о животных, птицах, рыбах, растениях, ягодах деревьях,
кустарниках.
Уметь называть и различать такие явления природы, как иней, град, дождь, туман и
т.д.
Формировать представления
детей
о
том,
что в
природе
все
взаимосвязано.
Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Воспитывать любовь и бережное отношения к родному краю.
МАТЕРИАЛ:
Демонстрационный: Аудиозапись песни и з мультфильма
«Паровозик и з Ромашкова»,
голоса
птиц, мяч для игры «Бывает, н е бывает», чудесный мешочек, 2 картинки для
игры
«Что
перепутал художник»; цветок мать - и – мачеха, коробочка
с картинками
живой и неживой природы.
Раздаточный: медальки в виде ромашки.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Активизировать в речи детей слова оседлые, перелетные, ледоход.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Привлекать мало активных детей, добиваясь полных ответов
на заданный вопрос.
ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА: В
течения
года
проводились
игры
по
экологическому
воспитанию,
чтение
произведений
о
природе,
заучивание пословиц, поговорок о
временах года,
решение педагогических
ситуаций
связанных с
экологическим
воспитаниям детей, и т д.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Словесный, игровой, практический.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Ребята герой из мультфильма "ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА» приглашает
в а с совершить путешествие
в
его
лес.
Он очень
любит природу,
ему нравится
наблюдать за изменениями, которые происходят в природе, он бережно относится к
н е й .
Вы
согласны
отправится
в путешествие?
Нас
ждет
много
интересного
и
неожиданного там.
1. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с
вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать,
если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы. Давайте повторим правила поведения в лесу, что мы должны делать и чего мы
не должны, делать в лесу? (Ответы детей).
НЕЛЬЗЯ:
-Нарушать тишину.
- Разорять птичьи гнезда.
- Ловить насекомых.
- разводить костер без причины.
-Разбрасывать мусор.
- рвать цветущие растения.
- Ломать ветки деревьев.
- Охотиться в запрещенное время.
- Подбирать детенышей.
-Стрелять в птиц и т.д.
МОЖНО:
- Сажать деревья.
- Убирать сухие ветки.
- Устраивать заповедники.
- Собирать ягоды, грибы, орехи (небольшое количество)
- Молодцы. Теперь можно отправляться в путь.
(звучит песня из мультфильма "ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА)
-А что бы не было нам скучно ехать, давайте поиграем.
2. ИГРА "НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ"
Цель
-
уточнить
и
обобщить
знания
животных,
птиц,
растений,
ягод,
деревьев,
кустарников.
- Волк, лиса, медведь - это... (звери, дикие животные, хищники)
- Заяц, еж, белка, олень - это (звери дикие животные, травоядные)
- Клубника, черника, морошка, малина - это... (ягоды)
-Береза, липа, тополь, осина - это... (деревья лиственные)
-Ель, сосна, кедр, пихта - это... (деревья хвойные)
- Воробей, дрозд, дятел, клест, - это (птицы)
- Сом, пескарь, налим, карась, - это... (рыбы)
- Сирень, акация, можжевельник, боярышник - это (кустарники)
2. Вот и первая станция "Солнышко".
-Ребята нас приветствует станция "Солнышко "Что вы замечаете? (лежит мяч)
ИГРА С МЯЧОМ "БЫВАЕТ, НЕ БЫВАЕТ"
ЦЕЛЬ:
Закрепить знания
детей о временах года; сезонных изменениях в природе,
связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году: зимних
весенних, летних, осенних; закрепить явления природы.
Вопросы:
1. Какое время года сейчас?
2. Назовите первый весенний месяц?
3. Какое время года наступит после весны?
4. Сколько вы знаете времен года?
5. Назовите летние месяца?
6. Бывает, нет иней летом?
7. Весенние месяца?
8. Какое время года было перед зимой?
9. Снег зимой?
10. Назовите день, когда начинается лето и объясните, чем этот день знаменателен?
11. Ледоход осенью?
12. В какое время года бывает листопад?
13.. В какое время года бывает капель?
3. Наше путешествие продолжается (дети садятся. Звучит песня паровозика).
Наш веселый паровозик везет нас дальше. Ребята смотрите, сколько птиц и
как они поют. Как вы думаете, что за птицы поют (звучат голоса птиц) Каких
птиц вы знаете? (дикие, домашние, дикие - перелетные (улетают на
юг осенью, прилетают ранней весной.)
- Назовите перелетных зимующих птиц? (снегирь, свиристель)
- Перелетных которые прилетают весной? (скворцы, грачи, ласточки, утки, лебеди и т.д.)
- Как называют птиц, которые от нас не улетают? ( Зимующие, т.е. оседлые) Молодцы,
много птиц знаете. Я для вас приготовил викторину. Не сидите, не скучайте, на вопросы
отвечайте!
ВИКТОРИНА "ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА"
Кто из птиц подражает человеческой речи? (Попугай, скворец).
Наряд какой птицы напоминает чёрный костюм с белой рубашкой? (Пингвин).
Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда? (Кукушка).
Какая птица весь день стучит клювом по дереву! (Дятел).
Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье? (Аист).
У какой птицы очень длинная шея и очень длинные ноги? (Журавль).
4.ФИЗМИНУТКА «ЦВЕТОК» (игра загадка)
(дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел.
-
Что
это б ы л з а цветок?
(Бабочка).
Бабочка э т о кто?
Насекомое,
какие бывают
насекомые? (летающие, прыгающие, ползающие)
-Молодцы с этим заданием справились все. Путешествие продолжается.
(запись песни ПАРОВОЗИКА)
- Ой, посмотрите, ребята мешочек в нем, что то лежит, наверное, паровозик
нам приготовил, новое задания давайте посмотрим что там.
5.Следующая станция "КАПЕЛЬКА" (в красивой коробочке лежат картинки)
живая не живая природа)
Ребята скажите, а капелька к чему относиться к живой или не живой природе. А чем
отличается
живая
природа о т неживой.
(Живая
- дышит, растет, двигается, питается,
размножается, умирает. Не живая природа не дышит, не питается, не размножается. Не
двигается и т.д.
ИГРА "ЖИВАЯ НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА" - дети делятся на две команды
мальчики, девочки. Девочки - выбирают картинки с живой природой, мальчики не живая
природа. Объясняют почему.
Ой, ребята, посмотрите, какой красивый распустился цветок. Что это за цветок? (мать – и
- мачеха) Почему он так называется?
6. Мы с вами не заметили, как подъехали к новой станции "НЕРАЗБЕРИХА"
работа с подгруппами.
ЗАДАНИЕ: "ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК"- на картинках перепутаны времена года.
Дети должны найти ошибки художника.
- Молодцы все были очень внимательны, нашли все ошибки художника.
- Ребята время прошло быстро нам пора возвращаться в детский сад. Давайте займем
свои места в вагончиках и поблагодарим нашего веселого паровозика за интересное
путешествие. (Звучит песня ПАРОВОЗИКА)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Ребята паровозик хочет вас поблагодарить за то, что вы сегодня были
собраны, внимательны, бережно относились к природе, не навредили ей, справились
со всеми заданиями. Подарить вам на память вот такие медальки в виде ромашки.
Дети возвращаются в группу.