Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром на тему
«Посуда» (средняя группа)
Задачи:
1.Учить выделять существенные признаки посуды.
2.Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному
признаку-назначению: столовая, кухонная, чайная.
3.Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с
пластилином.
4.Развивать мелкую моторику.
Материалы: наборы детской посуды разного вида : кухонная, столовая ,
чайная, разноцветный пластилин, пластиковые тарелки, оборудование для
лепки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский
«Федорино горе» , отгадывание загадок про посуду, беседа «Какая бывает
посуда».
Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация»,
« Здоровье», « Художественное творчество».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель:
коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я …(по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята ,вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Воспитатель: У кого вы бывали в гостях?
Дети: У бабушки, у дедушки, у друзей, у родственников и т.д.
Воспитатель: А у сказочного героя вы были в гостях?
Дети: Нет.
Воспитатель: А хотите отправиться в гости к сказочному герою?
Дети: Да
Воспитатель: А к какому герою мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете
из какой сказки этот отрывок и чьи эти слова:
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
Дети: Это бабушка Федора.
Воспитатель : Правильно, мы отправимся в гости к бабушке Федоре. Но как
мы попадем в сказку?
Дети: На ковре-самолете, на летучем корабле, с помощью волшебной
палочки и т.д.
Воспитатель: Ребята, а хотите скажем волшебные слова и мы окажемся в
гостях у бабушки Федоры?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и сказать волшебные слова:
крибле, крабле, бумс!
(воспитатель надевает платок, фартук и берет на себя роль Федоры)
Федора: здравствуйте, гости дорогие!
Дети : здравствуй, бабушка Федора!
Федора : как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей и с удовольствием их угощаю.
Да вот беда, гостил у меня Незнайка, помог мне помыть посуду, и составил её на
один стол. А ведь у меня каждой посуде свое место.
Помогите мне её разобрать. А сначала скажите, на какие группы можно
разделить посуду?
Дети: столовая, кухонная, чайная.
Федора: молодцы, знаете. А сейчас приступайте к работе: на первый стол
поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да
смотрите, не ошибитесь!
(дети выполняют задание)
Федора : а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою
посуду?
- Какие предметы кухонной посуды вы принесли на этот стол? Для чего нужна
сковорода? Чайник?
- Какие предметы столовой посуды стоят на столе? Для чего нужен нож?
- Назовите предметы чайной посуды. Для чего нужна чайная посуда?
Федора: молодцы, все знаете.
Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он
кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: «ПФ-пф-
пф». Давайте вместе покажем, как кипел чайник.
(Дыхательное упражнение «Самовар кипит»)
Федора: а сейчас еще одна игра для вас.
Когнитивное упражнение «Четвертый лишний»
Угадайте, что на полочке лишнее:
- чайник, чашка, блюдце, пачка с чаем ;
- кастрюля, сковорода, доска, стакан ;
- хлебница, тарелка, ложка, скалка .
- почему пачка с чаем лишняя; стакан лишний; скалка лишняя?
Федора : молодцы. Ребята, я хочу предложить вам украсить тарелку и
оставить мне на память. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика. «Полепить мы захотели».
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями)
Постучали,
(стучим по столу)
Повертели
(круговые вращения кистью)
Полепить мы захотели.
(потираем руками)
Поработают немножко
(активное шевеление пальцами)
Мы дадим им отдохнуть.
(сложили ладони вместе).
Барельефная лепка. «Декоративная тарелка».
Федора : Мы возьмем тарелку из пластика и украсим её узорами из
пластилина. Можно будет есть из такой тарелки?
Дети: Нет.
Федора : Такие тарелки изготавливают не для еды, а для красоты, называются
декоративными. Декоративной тарелкой можно украсить кухню. Сегодня вы
сделайте декоративную тарелку и подарите мне и я этими тарелками украшу
мою кухню.
Детям предлагаются пластиковые тарелки и пластилин разных цветов.
Федора показывает знакомые приемы барельефной лепки (раскатывание,
загибание, сплющивание) и элементы узоров (цветок, завиток, линия,
ягодка)
Федора: Что вы расскажете своей воспитательнице, когда вернетесь в
детский сад?
Дети: что мы были в гостях у Федоры, помогали расставлять посуду,
украшали тарелку.
Федора: ну вот вам пора возвращаться в детский сад. закрывайте глаза и
говорите волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!»
Воспитатель: ребята, где вы были?
Дети: у Федоры
Воспитатель: понравилось вам в гостях?
Дети: да!
Воспитатель: Что надо делать, чтобы посуда «не убежала» из дома?
Дети: Мыть, любить, убирать на место.
Воспитатель: Ребята скажите, что с нами может произойти, если мы будем
есть, пить из грязной посуды.
Ответы детей.
Воспитатель: В следующий раз мы пойдем в гости к другому сказочному
герою.