Напоминание

Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни.


Автор: Марусик Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№33"Светлячок"
Населённый пункт: село Прасковея Буденновский район Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Малые фольклорные жанры в формировании

речи у детей раннего возраста на занятиях

и в повседневной жизни.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. С помощью детского фольклора мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве, колыбельной песне. Она наполнена материнской любовью. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками, прибаутками. Пестушка незаметно переходит в потешку. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает нам установить контакт с ребенком. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Мы используем различные потешки в адаптационный период, такие как, например:  Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.  Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий! Работая с детьми раннего возраста на протяжении 30 лет, прихожу к выводу: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить не в меру «расходившихся» малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, созданные русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»( вызывают у ребенка потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Любой воспитатель понимает, что сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда я начинаю петь, дети даже не понимая многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают.  Баю – бай, баю – бай, Ты собачка, не лай. Белолапа, не скули, Мою Катю не буди.  Люли, люли, люли Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стал Ванюша крепко спать. Дети проснулись, впереди умывание и здесь на помощь приходят следующие потешки:  Мыли мылом ушки, Мыли мылом ручки. Вот такие ладушки, Ладушки – ладошки.  Водичка – водичка, Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели…. Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:  У нас много ребят, Все по стульчикам сидят, Кашу масляну едят.  Люли, люли, люли Прилетели гули, Коровку подаили, Молочком напоили. Время гулять. Но сначала одеваться. Это трудно. А вот с потешками легко, весело:  Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем калошики: Этот с правой ножки, Этот с левой ножки, Вот так хорошо!  Наша Катя маленька, На ней шубка аленька.  Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Оденем на ножки Красные сапожки. На прогулке наблюдаем за природными явлениями:  Ой ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла.  Дождик, дождик пуще, Будет травка гуще.  Травка – муравка Со сна поднялась.  Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей, Освяти,обогрей, Телят да егнят , Еще маленьких ребят. Незаменим фольклор и при организации игр:  Водят мыши хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот – Разобьет весь хоровод. Чтобы заставить детей двигаться, мы используем такие потешки:  Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет.  Большие ноги Шли по дороге. Топ – топ – топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ. Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Поэтому они занимают огромное место на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, продуктивным видом деятельности, на занятиях по физической культуре.  «Сорока-ворона»  «Петушок-петушок»  «Сидит белка на тележке»  «Наши уточки с утра»  «Лиса по лесу ходила» Мы учим малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребенка. Среди сказок выделяются три разновидности:
1. Бытовые («Курочка-Ряба», «Репка» ); 2. Волшебные (чудесные) «Лягушка царевна»-старшая группа; 3. Сказки о животных: главные герои в них – звери и птицы, наделенные человеческими чертами и действуют как люди («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»); Мы используем разные виды знакомства со сказкой: чтение книг, настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф. Дети с удовольствием принимают участие в рассказывании сказок. Наша задача, как педагогов – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешку, песенку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так «Репка», «Морковка», «Огуречик» не обыкновенный предмет, а источник труда человека. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого с о ч ет а н и я труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию слов. Использование потешек, скороговорок, считалок дает потрясяющие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы мы используем при проведении артикуляционной, дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения появившихся у детей раннего возраста звуков гласных и простых согласных.  Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух ду-ду, А я дудочку нашла Пастушку отдала. Ранний возраст для ребенка – это только начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Родители были приятно удивлены, когда на совместном развлечении, их дети предстали перед ними в образе
героев русской народной сказки. Совсем недавно они были маленькие, а здесь читали потешки, пели песенки и охотно демонстрировали свои подражательные способности. И все это благодаря народным сказкам, колыбельным, потешкам, которые погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир.


В раздел образования