Напоминание

Система подготовки к ЕГЭ


Автор: Крылова Наталья Аркадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки к ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад





Система подготовки к ЕГЭ по математике.
Человек достигнет результата, только делая что-то сам... Александр Пятигорский, русский философ. Каждому учителю хочется, как можно лучше подготовить учащихся к сдаче экзамена по своему предмету. Потому что результаты, полученные выпускниками на экзамене, это и оценка работы учителя. ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося само реализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. Основная линия моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий. Подготовка к сдаче экзамена по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Именно это может обеспечить выпускнику успешную сдачу экзамена. В своей работе применяю следующие
принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый

принцип
– тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к более сложным заданиям.
Второй принцип
– логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий

принцип
– тренировочный. Учащимся предлагаются всевозможные тренировочные тесты, выполняя которые можно оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип
– индивидуальный. На консультациях и дополнительных занятиях ученик может выполнить тест, получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип
– временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить. Шестой
принцип
– контролирующий. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению и предполагает объективный контроль результатов. Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля. Классы бывают разные по уровню обученности по данному предмету. Учащихся можно разбить на три группы. Первая группа - ученики, которые интересуются предметом, решают задачи продвинутого уровня. Вторая группа – ученики, которые самостоятельно могут решать задачи среднего уровня. Третья группа – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения. Задания для каждой группы должны быть различными. Очень часто оказывается, что в 10-й класс приходят дети, закончившие основную школу с трудом, которые имеют низкие учебные возможности вообще и по математике в частности. Задача учителя – постараться научить учеников с учетом их возможностей и способностей. Это не менее трудоёмкая работа, чем подготовить к сдаче экзамена хорошо успевающего ученика. Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся занимает
мониторинг
качества обученности, который должен быть системным и комплексным.
Результаты выполнения заданий базового уровня: часть 1


Тип заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12
сентябрь … В кабинете имеется методическая копилка тренировочных тестов, это и тематические тесты, выстроенные по содержательным линиям курса, и просто КИМы разных лет. Эта копилка постоянно обновляется и пополняется. В течение учебного года в 10-11 классе, помимо пробных ЕГЭ проводятся диагностические и тренировочные работы. Должен быть постоянный контроль знаний. В начале года входные, в конце года итоговые, входящие в компетенцию администрации, кроме этого в 10 классе в конце каждой четверти, а в 11 классе ежемесячно. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. Тесты выстраиваются по содержательным линиям курса математики, изученных в определенный период. При составлении теста учитываю временные промежутки, указанные в спецификации. После проверки учащиеся выполняют работу над ошибками. С учащимися, не справившимися с заданиями теста, организуются дополнительные консультации, после которых они выполняют подобный тест. Очень важна система инновационной оценки – «портфолио», ориентированное на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Эту технологию я применяю на этапе
мониторинга.
Для того чтобы отследить на каком уровне усвоен теоретический и практический материал созданы
диагностические карты
, где отражена степень овладения учеником той или иной темы.
Диагностическая карта подготовки к итоговой аттестации по математике

Ученика 11 класса СОШ № 15 …

П р ов е р я е м ы е

э л е м е н т ы

содержания

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

1
Практическая задача.
2
Задание на чтение графиков и диаграмм
3
Вычисление площади плоской фигуры.
4
Н а хож д е н и е в е р о я т н о с т и события.
5
Решение уравнения.
6
З а д а н и е н а в ы ч и с л е н и е элементов плоской фигуры.
7
З а д а н и е н а п р и м е н е н и е свойства производной.
8
Геометрическая задача на многогранники.
9
З а д а н и е н а в ы ч и с л е н и е значения выражения.
10
Т е к с т о в о е з а д а н и е , моделирующее практическую с и т у а ц и ю , с в я з а н н у ю с
формулами.
11
Текстовая задача (на движение, на проценты, на работу).
12
Задание на и с с л е д о в а н и е ф у н к ц и и с п о м о щ ь ю производной.
Всего
Можно отслеживать динамику роста у учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации
индивидуальной работы.
При объяснении нового материала и во время повторения того или иного материала каждый учащийся заполняет
блокнот – шпаргалку
по подготовке к экзамену, куда заносит основные определения, формулы и примеры на применение теории, при этом в работу включаются различные
виды

памяти
, и это способствует более быстрому пониманию и запоминанию изучаемого материла. У каждого ученика есть
папки

подготовки

к

ЕГЭ
и
блокноты-

шпаргалки
. Конечно, сейчас существуют всевозможные справочники и справочные материалы. Но одно дело, когда ты ищешь нужную формулу или нужный материал в справочниках, а другое дело, когда ты сам пишешь необходимый материал. При этом развивается зрительная память, сохраняются зрительные ассоциации. После объяснения нового материала идет его
закрепление через систему задач.
Учащиеся первой группы решают задания повышенного уровня, учащиеся отрабатывают свои навыки и умения. Учащиеся третьей группы приступают к работе над задачами после повторного пояснения, повторения основных вопросов теории и алгоритмов. Они получают задания по карточкам, в которых могут быть примеры по образцу, либо одно из заданий частично решено и нужно довести это решение до конца, а другое (или другие) решить по аналогии. Проверить они себя могут по готовым ответам. Например.
Иррациональные уравнения
Найдите корень уравнения: . Решение. Возведем в квадрат: Ответ: 3. Найдите корень уравнения: Ответ: −5. Найдите корень уравнения: . Ответ: 1. Реши самостоятельно: 1. Найдите корень уравнения: .
2. Найдите корень уравнения: . 3. Найдите корень уравнения: 4. Найдите корень уравнения: 5. Найдите корень уравнения: . Для развития базовых компетенций с учащимися класса выполняются задания на отработку навыков и умений. Например, рассматривается задача определенного типа, а потом учащиеся решают подобные задачи с измененными данными. 1.Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 500 рублей? 2.Теплоход рассчитан на 1000 пассажиров и 30 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 50 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? 3.Флакон шампуня стоит 200 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 15%? 4.Шариковая ручка стоит 30 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 700 рублей после повышения цены на 25%? 5.Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 750 рублей после понижения цены на 10%? Также пользуемся интернет – ресурсами, решаем задания в «олайн» - режиме, на сайте «Решу ЕГЭ» и другие. Необходимо добиваться знания теоретического материала и умения применять эти знания при выполнения заданий на базовом уровне, т.е. на уровне государственного стандарта.
Кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую

грамотность школьников и дать возможность успешно сдать экзамен.


В раздел образования