Автор: Кушнин Петр Алексеевич Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда" Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, с. Ныда. Наименование материала: Методическая разработка. Тема: "Современные технологии в обучении детей с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
«Современные технологии в обучении детей с ОВЗ»
Приготовил: учитель Кушнин П.А.
с. Ныда, 2016г.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная
социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей,
оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному
организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Д. Медведев.
Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться.
Учащийся –это "архитектор и строитель" образовательного процесса. Достижение этой
цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных
действий (УУД). У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им
ориентироваться в различных предметных областях познания.
Универсальные учебные действия мы группируем в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
При этом учитываем взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных
действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
универсальных учебных действий нужно опираться на системно - деятельностный
подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.
Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной
системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия
времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности
обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации
разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом
психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых
программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Личностно-ориентированные технологии - направлены на организацию учебно -
воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и
способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать
адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания,
сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами
компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные
приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и
доступным.
В учебно - воспитательном процессе используют :
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации
индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного
процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков
самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях можно применять технологии
арттерапии.
(музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия ,оригамитерапия).
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся,
они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений
осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных
процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация
обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности
и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо
адаптирующимися к общественным нормам;
• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от
комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе
учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными
учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих
технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам)
реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота,
гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и
проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и
недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам
саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное
значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение
успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Коррекционно-развивающие технологии, содержат в себе сочетание инновационных
технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в
совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность
учащихся, их знания приобретают новые качества.
При работе в классе «Особый ребенок» необходима постоянная востребованность
приобретенных навыков.
В педагогической практике школы-интерната любая технология с коррекционной
направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно
рациональнее применить.
При работе в классе «Особый ребенок» необходимо:
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предотвращать наступление утомления.
В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность детей.
Во время работы с детьми данной категории учитель должен проявлять особый
педагогический такт.
Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём
веру в собственные силы и возможности.