Напоминание

"Современные технологии в обучении детей с ОВЗ"


Автор: Кушнин Петр Алексеевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, с. Ныда.
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Современные технологии в обучении детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Современные технологии в обучении детей с ОВЗ»
Приготовил: учитель Кушнин П.А. с. Ныда, 2016г. Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Д. Медведев. Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться. Учащийся –это "архитектор и строитель" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия мы группируем в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. При этом учитываем взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке. При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.
Объяснительно–иллюстративные технологии
применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии
– развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии
- направлены на организацию учебно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным. В учебно - воспитательном процессе используют : - компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения; -использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях; - тестовые технологии (презентации); -аудиовизуальные технологии; - компьютерные тренажеры. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления. На учебных, коррекционно-развивающих занятиях можно применять технологии арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия ,оригамитерапия). Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Применение данной технологии имеет следующие преимущества: • исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах; • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться; • создаются щадящие условия для слабых; • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; • отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания; • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; • повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения.
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Коррекционно-развивающие технологии,
содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. При работе в классе «Особый ребенок» необходима постоянная востребованность приобретенных навыков. В педагогической практике школы-интерната любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить.
При работе в классе «Особый ребенок» необходимо: Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Предотвращать наступление утомления. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей. Во время работы с детьми данной категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.


В раздел образования