Напоминание

Использование разнообразных игр, в мини-музее этнографического профиля "Русская изба" для всестороннего развития детей дошкольного возраста


Автор: Неказакова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детсад№22" г.Ливны
Населённый пункт: г. Ливны
Наименование материала: статья
Тема: Использование разнообразных игр, в мини-музее этнографического профиля "Русская изба" для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование разнообразных игр,

в мини-музее этнографического профиля «Русская изба»

для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей. Она про- низывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспита- ния ребят. С ее помощью создадутся условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Известно, что игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы. Двигательная активность детей во время игры повышает умствен- ную деятельность, развивает мозг ребенка. Я организовала разнообразную игровую деятельность дошкольников в музейной среде. Через содержание дидактических игр у детей формируется правильное представление, отношение к явлениям общественной жизни, при- роде, предметам окружающего мира. Каждый стремится познать окружающий мир, но чтобы глубоко и пре- данно любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и прошлое. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Как одевались? О чем мечтали? Я стараюсь донести до сознания своих воспитанников, что они являют- ся носителями русской культуры; даю знания о ремеслах народных мастеров; прививаю любовь и уважение к народным промыслам и фольклору; учу ви- деть и понимать красоту окружающих предметов, труда и быта; стараюсь воспитывать детей в национальных традициях. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в
умственном вос-

питании
детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного вос- питания. Основными из них являются:  формирование системы научных знаний о природе и обществе;  развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и опе- раций, познавательной активности и самостоятельности, культуры ум- ственного труда;  воспитание познавательных интересов, любознательности;  формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи. Все названные задачи решаются успешно с помощью дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.
Знания об окружающей жизни даются детям в определенной систе- ме. Так, ознакомление их с трудом взрослых в прошлом проходит в такой последовательности: сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (гончарный промысел, ткачество, вышивка, плетение и др.), затем с предметами быта, орудиями труда, помогающими людям в их труде, облегча- ющими труд, далее с этапами производства необходимых предметов как в прошлом, так и в настоящем. Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и другие, содержат дидактические задачи, при решении которых дети долж- ны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей, о машинах, которые помогают им в работе, об этапах их труда. Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей. Известно, что процессы ощущения и восприятия лежат в основе по- знания ребенком окружающей среды. Сенсорное развитие ребенка – это раз- витие его восприятия и формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие и совершенствование деятельности всех органов чувств. Среда мини-музея является благоприятной для проведения таких игр. Я провожу с экспонатами мини-музея следующие игры:
«Найди такой же»
Задачи: 1. Учить детей сравнивать предметы по форме, цвету, величине, качеству по- верхности, объединять их в группы, пояснить свой вы- бор; 2. Упражнять детей в клас- сификации предметов по определенному признаку; 3. Развивать зрительное восприятие, тактильную чувствительность, активизи- ровать в речи соответствую- щие понятия. Учить согласо- вывать прилагательные и су- ществительные.
Д/и «Какой предмет издаёт этот звук?»

Задачи: Знакомить детей со свойствами и каче- ствами предметов, расположением их в про- странстве с привлечением сохранённых анализато- ров.
Д/и «Волшебный сундучок»
Задачи: Совершен- ствовать умение детей обследовать предметы, выявлять их свойства ис- пользуя разные органы чувств, передавать в речи свои ощущения. За- креплять знания харак- терных признаков пред- мета: форма, величина, свойства и кач е с т ва предметов с привлечением тактильных и слухо- вых анализаторов.
Д/и «Собираем пазлы»
Задачи: развивать зрительное восприятие, пространственное мышление, поддерживать интерес к истории, быту и труду в про- шлом. Способствовать созданию поделок по образцу и по представ- лению организовывать различные игры: «Закончи картину», «Собери 2 половину», «Какого элемента не хватает».
Д/и «Далеко – близко».
Задачи: Учить находить и располагать экспонаты в помещении музея по инструкции воспитателя.
Д/и «Найди где спрятано?»
Задачи: Развивать умение детей в микропространстве, затем на круп- ном изображении плана музея находить то, что видели в помещении музея. Учить рисовать схемы пространства музея.

«Игры с яйцами».
1. «Чье яйцо дольше прокрутится?». Задачи: Повышать остроту зрения и рефлекс фиксации. 2. «Чье яйцо дальше прокатится?». (С использованием желобков). Задачи: Закрепить бинокулярное зрение, вырабо- тать стереоскопическое видение.
Д\и «Верба «живая» и «не живая»
Задачи: Формировать понятие «живая» и «не живая», жи- вая – теплая, нежная, пуши- стая; не живая – холодная, гладкая
Детская

игра

«Уга-

дай»
Задачи: 1) учить пере- давать средствами пантоми- мы особенности предметов, действий с ними, персонажей прошлого (старины), определенных ситуаций, придумать задания-пантомимы.
2) стимулировать у детей интерес к истории, развивать познавательно- исследовательские умения и творческие способности. Среда мини-музея благоприятно влияет на
речевое развитие детей
. Происходит пополнение и активизация словаря, развитие связной разговорной речи в таких играх:
Д/и «Кто больше?»
Задачи: 1. Учить детей называть части и при- знаки внешнего вида экспоната, придумывать загадки - описания и загадки - пантомимы. 2. Развивать вербальные и невербаль- ные умения детей, обогащать словарный запас.
Д/и «Расскажи, по каким признакам

ты узнал этот предмет?»
Задачи: Учить детей давать четкое сло- весное описание признака предмета (Сначала я это делаю сама, потом ребёнок).
Д/и «Где расположен предмет?»
Задачи: Учить обозначать расположение окружающих предметов в ближайшем пространстве музея с точкой отчёта «от себя» соответствующими терми- нами: справа, слева, вверху, внизу, над, под, между, в верхнем левом углу и др.

Д/и «Загадай и разгадай»
За- дачи: 1. Учить детей составлять загадки - описа- н и я , р а з г а д ы в а т ь з а г а д к и , понимать образные выражения; 2. Развивать логическое мышление, фор- мировать умение сравнивать и сопоставлять, анализировать информа- цию.
Д/и «Чего не стало?»
Задачи: 1.Учить детей понимать игровую задачу, осуществлять поряд- ковый и количественный счёт, формировать ответ, 2. Развивать кратковременную зрительную память, 3.Формировать грамматический строй речи, согласовать существитель- ные с числительными.
Детская игра «Что сначала, что потом?»
Коллекция утюгов (Гладили) рубель утюг «Болванка», утюг на углях, утюг электрический Коллекция световых приборов 1) печка 2) лучина 3)лампада 4) свеча 5) керосиновая лампа 6) электрическая лам- почка Задачи: Закрепить умение детей состав- лять логическую цепочку (мини-рассказ), от- ражающую изменения объекта во времени в зависимости от развития цивилизации, нахо- дить современные предметы, соответствую- щие по назначению старинным. В своей работе я широко использую фольклорные произведения: это сказки, загад- ки, пословицы, поговорки, считалки, хорово- ды, народные игры. Они доставляют детям радость, активизируют мышление, речь, па- мять, воображение. Большое значение игры в музее имеют в
нравственном и трудовом вос-

питании
детей. Необходимо дать понять детям, что всякая привычная вещь - ре-
зультат большого труда и изобретательности многих поколений людей. Эти по- нятия формируются в играх:
Д/и «Как рубашка в поле выросла»
Задачи: Учить детей внима- тельно слушать текст историческо го содержания. Рассмотреть рисун ки, предметы быта мини - музея и найти описанные в сказке трудо- вые действия с этими предмета- ми.
Д/и «Кто с нами пашень-

ку пахати…?»
Задачи: закрепить последо- вательность полевых работ по вы- ращиванию хлеба, как в прошлом так и в настоящем, развивать вербальные и не- вербальные умения детей.
Сюжетно-ролевая игра «Старинная семья»
Задачи: на правах участника игры способствовать принятию детьми сюже- тов исторического содержания, распределять роли, выполнять в игре освоенные действия с экспонатами мини-музея «Русская изба»; 1) актуализировать представле- ния детей о взаимоотношениях в семье в прошлом и настоящем, как мама и п а п а з а б о т я т- ся о детях, принимают гостей, учить придумывать необычные ситуации, связанные с историей и жизнью в прошлом, используя экспонаты мини-музея.
Д/и «Мы в музее»
Задачи : Подвести к пони- манию правил культурно- го и безопасного подведе- ния в музее, предложить рассмотреть различные ситуации, которые могут произойти в музее, выяс- нить какие правила без- опасного поведения нару-
шил Незнайка, к каким последствиям для экспозиции музея и для самого героя могли привести подобные действия в реальной жизни? В результате такой работы у детей дошкольного возраста формируют- ся конкретные нравственные представления о бережном отношении к окру- жающим им предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых; о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положи- тельных нравственных качествах личности: трудолюбия, инициативы, бе- режное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, что в конеч- ном счете ведет к развитию творческой инициативной личности. С помощью игр я решаю задачи
эстетического воспитания.
Все экспо- наты мини-музея «Русская изба» отвечают гигиеническим и эстетическим требованиям. Человек во все времена стремился украсить свой быт. Любое ремесло, дойдя до вершины, становится искусством. Вот так и возникли на- родные промыслы. Русская земля всегда славилась своими мастерами да умельцами. «Не то дорого, что красного золота, а то, что народного мастер- ства» - гласит народная пословица. Наши дети стараются быть такими ма- стерами-умельцами, когда играют в игры:
Д/и «Создаем музей своими руками»

1)

Украшаем яйца
Задачи: Учить украшать яйца к празд- нику Пасха, различными способами: рисо- вание красками, аппликации из цветной бу- маги и фольги, аппликации из цветного пшена, аппликации из засушенных расте- ний, украшая их различными цветами и символами: растительными, животными, геометрическими, христианскими. Развивать мелкую моторики рук, цве- товосприятие, умение ориентироваться в пространстве, осуществлять зрительный контроль за действиями, упражнять в фик- сации взора.
2)

Делаем «Вербные букетики»
Задачи: Рассмотреть вет- ки вербы, обратить внимание, что у вербы сначала появляют- ся цветки, а затем листья. Вер- ба - первое цветущее весной дерево в нашем крае. Учить скатывать ватные шарики, придавать им форму цветка вербы; развивать чувство композиции, воображение, мелкую моторику рук, воспи- тывать любовь к народным
традициям.
«Мы реставраторы»
Задачи: 1) познакомить с профессией реставратор, рассказать о её значении; 2) продолжить знакомить детей с изделиями народных промыслов; 3) развивать эстетический вкус, интерес к народному искусству
Реставрируем плешковские

игрушки.
Задачи:1)закрепить и углубить зна- ния о плешковской игрушке и ее рос- писи; 2) создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, учить точно, подбирать цве- та, дорисовывать недостающие эле- менты, создавая композиции;
Реставрируем корзиночку из лозы
Задачи:Закреплять навыки работы с природным материалом, способ- ствовать работе двумя руками, развивать кругозор, творчество.
Вышивка
Задачи: 1) закрепить умение детей работать с иглой, напо- мнить и отработать прием работы с иглой «иголка вперед», выполнять мелкие стежки; 2) развивать глазомер, мелкую моторику рук, об- разное и пространственное мышление, 3) воспитывать усидчивость, аккуратность, терпе- ние; 4) закре- пить и углу- бить знание о вышивке «Ор- ловский спис».
Д/и «Старинная почта»
Задачи: показать жестами, мимикой, какими ремеслами владели в различных местах Орловского края (плели мценские кружева, играли на ливенской гар- мошке, лепили плешковские игрушки, вышивали «Орловский спис»).
Д/и «Путешествие по картине»

Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с картинами исторического содержания; 2. Учить называть знакомые места, памятники, улицы родного города; 3. Побуждать детей к имитации движений, действий, звуков того, что нарисовано на картине; 4. Предложить представить себя внутри картины, рассказать, какие ощущения испытывает ребенок, ка- кое у него настроение. Учить выяв- лять средства выразительности, ис- пользованные автором. Как бы на- рисовал эту картину сам ребенок? Экспонаты мини-музея «Рус- ская изба» широко используются в музыкальных играх, инсценировках и драматизациях, праздниках и развле- чениях.
Д/и « Какие музыкальные инструменты звучат?»

Задачи:
Приобщать детей к историческим ценностям через музыкаль- ную культуру; 1) Развивать музыкально — ритмическое чувство, потребность в музыке; 2) Выяснить, как звучат старин- ные шумовые, музыкально-ритмиче- ские инструменты. Знакомство детей с историей страны, традициями, бытом людей, на- родным творчеством расширяет их кругозор, обогащает знаниями, оттачи- вает вкус и учит их распознавать и создавать прекрасное.


В раздел образования