Автор: Давыдова Альбина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №249" Населённый пункт: г.Самара Наименование материала: Педагогический проект Тема: Тряпичная кукла Раздел: дошкольное образование
1.
Введение
3
2.
Этапы работы над проектом
5
3.
Заключение
10
4.
Литература
11
3
Введение
Из всех существующих в мире загадок,
Тайна кукол - самая загадочная,
Без понимания сущности куклы
Невозможно понять и человека".
М. Салтыков-Щедрин
К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной
работе с детьми дошкольного возраста народную игру: "Обратить внимание
на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и
создать из них превосходное и могущественное средство - задача будущей
педагогики" -писал он. Этот завет Ушинского стремились выполнить русские
передовые деятели дошкольного воспитания.
Большое
воспитательное
значение,
указывал
Ушинский,
имеют
игрушки.
"Дети
не
любят
игрушек
неподвижных...
хорошо
отделанных,
которых они не могут изменить по своей фантазии... - писал он. - Лучшая для
дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным
образом".
Дитя
искренне
привязывается
к
своим
игрушкам,
-
замечал
Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те
картины воображения, которое само же к ним привязало.
В нашем детском саду проходила неделя "Народной игрушки". Из бесед
и рассказов дети узнали в какие игрушки играли дети на Руси. И если
игрушки
народно-прикладного
плана
в
жизни
детей
встречаются,
то
с
историей тряпичной куклы у детей сразу возникло много вопросов. Возник
благоприятный момент для данного проекта.
Актуальность
темы
обусловлена
тем,
что
в
настоящее
время
люди
недостаточно приобщены к русской народной культуре. Ребёнок получает
много
информации
с
экрана
телевизора,
интернета.
Игрушки,
которые
покупают ему взрослые, часто не способствуют воспитанию нравственных и
патриотических чувств, а наоборот, вызывают у детей чувства агрессии и
жестокости.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость
вернутся к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким
вечным понятиям как род, родство, Родина.
Считаю,
что
одним
из
наиболее
доступных
для
о своения
дошкольниками
видов
народной
культуры
в
первую
очередь
является
народная
игрушка,
декоративно-прикладное
искусство.
Рукотворные
предметы находят живой отклик у детей.
4
Народная кукла занимает особое место в воспитании ребёнка. Это та
игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной
деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ним
ребёнку
подражать
миру
взрослых
отношений.
Она
вбирает
в
себя
представления ребёнка об окружающей действительности.
Данный
проект
является
современной
формой
взаимодействия
с
социальными партнёрами: детский сад - ребёнок - семья.
5
Этапы работы над проектом
Этапы работы над
проектом
Цели и задачи
Деятельность
воспитателя
Деятельность детей
Деятельность
родителей
1
2
3
4
5
1. Погружение в проект:
Беседа «Русская народная
игрушка».
Рассматривание образцов
тканей: лён, хлопок, ситец.
Проведение утренней
зарядки с использованием
русских народных песен «Во
поле берёза стояла», «Во
кузнеце».
Познавательная беседа
«История возникновения
тряпичной куклы
Колокольчик».
На прогулке народные
подвижные игры «Гори, гори
ясно», «Ловишки»,
«Жмурки».
Использование русских
народных считалок для
выбора ведущего.
Цель –
подготовка
детей к
проектной
деятельности.
Задачи:
– определение
проблемы, темы
и целей проекта
в ходе
совместной
деятельности
педагога и
обучающихся.
Пробуждает у детей
интерес к теме
проекта.
Помогает
сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную
ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует детей к
обсуждению,
созданию проекта.
Помогает в анализе
и синтезе,
наблюдает,
контролирует.
Формирует
необходимые
специфические
умения и навыки.
Осуществляют вживание в
ситуацию.
Обсуждают тему проекта,
предмет исследования с
воспитателем.
Получают дополнительную
информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы
решение по поводу темы проекта
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск
оптимального способа
достижения цели проекта;
• личностное присвоение
проблемы.
Формулируют (индивидуально
или в результате обсуждения в
группе) цель проекта.
Помогают в
выборе
тематического
поля, темы; в
формулировке
проблемы, цели и
задач проекта.
Мотивируют
детей.
6
1
2
3
4
5
2 Планирование
деятельности:
Поиск и сбор информации.
Распечатка изображений
тряпичных кукол.
Подготовка консультации
для родителей «Народная
игрушка в игре
современных детей».
Подбор материалов для
изготовления тряпичной
куклы детьми.
Цель –
пооперационная
разработка проекта с
указанием перечня
конкретных действий
и результатов, сроков
и ответственных
Задачи:
– определение
источников
информации,
способов сбора и
анализа информации,
вида продукта и
возможных форм
презентации
результатов проекта,
сроков презентации;
– установление
процедур и
критериев оценки
результатов и
процесса;
– распределение
задач (обязанностей)
между членами
группы.
Предлагает
воспитанникам:
• различные варианты и
способы хранения и
систематизации собранной
информации;
• спланировать
деятельность по решению
задач проекта;
• продумать возможные
формы презентации
результатов проекта;
• продумать критерии
оценки результатов и
процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс
контроля (самоконтроля)
разработанного плана
деятельности и ресурсов.
Осуществляют:
• поиск, сбор,
систематизацию и анализ
информации;
• планирование работы;
• выбор формы и
способа презентации
предполагаемых
результатов;
Продумывают продукт
индивидуально
деятельности на данном
этапе.
Проводят оценку
(самооценку) результатов
данного этапа работы.
Консультируют в
процессе поиска
информации.
Оказывают
помощь подборе
материалов,
необходимых для
выполнения
работы.
1
2
3
4
5
7
3. Осуществление
деятельности по
решению проблемы:
Беседа об истории
возникновения тряпичных
кукол.
Рассматривание образцов
ткани: лён, хлопок, ситец.
Разучивание стихов о
кукле, загадок.
НОД Ручной труд
«Тряпичная кукла
Колокольчик».
Цель – разработка
проекта.
Задачи:
- развивать и обогащать
представления детей о
куклах, истории их
возникновения, видах
куклы;
- знакомить с разными
видами тканей;
- создавать условия для
творческого
самовыражения;
- учить изготавливать
тряпичную куклу.
Наблюдает, советует,
косвенно руководит
деятельностью,
отвечает на вопросы
учащихся.
Контролирует
соблюдение правил
техники безопасности.
Следит за
соблюдением
временных рамок
этапов деятельности.
Выполняют
запланированные действия
самостоятельно.
При необходимости
обращаются за помощью к
воспитателю.
Осуществляют
промежуточные
обсуждения полученных
данных в группах.
Наблюдают.
Контролируют
соблюдение
правил техники
безопасности.
Оказывают
помощь в сборе
информации.
4. Оформление
результатов:
Создание альбома
«Народная тряпичная
кукла»
Выставка тряпичных
кукол, сделанных детьми.
Цель – структурирование
полученной информации
и интеграции
полученных знаний,
умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез
данных;
–формулирование
выводов.
Наблюдает, советует,
направляет процесс
анализа.
Помогает в
обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся,
создает чувство
успеха; подчеркивает
социальную и
личностную важность
достигнутого.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном
анализе проекта, оценивают
свою роль, анализируют
выполненный проект,
выясняют причины
успехов, неудач.
Проводят анализ
достижений поставленной
цели. Делают выводы.
Наблюдает,
советует.
Помогает в
обеспечении
проекта.
Мотивирует
учащихся,
создает
чувство
успеха.
1
2
3
4
5
8
5. Презентация
результатов:
Слайдовая презентация по
познавательному развитию
детей 5 – 6 лет в процессе
игры «Тряпичная кукла
Колокольчик».
Цель – демонстрация
материалов,
представление
результатов.
Задачи:
– подготовка
презентационных
материалов;
– подготовка публичного
выступления;
– презентация проекта.
Организует
презентацию.
Продумывает и
реализует
взаимодействие с
родителями.
Репетирует с
учениками
предстоящую
презентацию
результатов проектной
деятельности.
Выступает в качестве
эксперта:
• подводит итоги
обучения;
• оценивает умения:
общаться, слушать,
обосновывать свое
мнение, толерантность;
• акцентирует
внимание на
воспитательном
моменте: умении
работать в группе на
общий результат.
Выступают в
качестве
эксперта.
1
2
3
4
5
9
6. Оценка результатов и
процесса проектной
деятельности:
Обсуждение с детьми
результатов труда:
- «Покажи куклу, которая
тебе понравилась»;
- «Как ты будешь играть со
своей куколкой?».
Цель – оценка
результатов и процесса
проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное
обсуждение результатов
проекта;
– самоанализ проектной
деятельности.
Оценивает усилия
воспитанников,
креативность,
мотивирует детей.
Наблюдает, направляет
процесс.
Осуществляют оценивание
деятельности и ее
результативности в итоговой
части;
• коллективное обсуждение;
• самоанализ.
Консультируют
в оформлении
отчета.
10
Заключение
С
раннего
детства
каждый
человек
связан
с
наследием
мировой
культуры,
в
качестве
которого
выступает
понятная
для
всех
народная
игрушка. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свой взгляд
на мир, своё мироощущение.
Мой проект «Тряпичная кукла Колокольчик» был создан и реализован,
благодаря
любознательности
детей
и
помощи
родителей.
Цель
проекта
достигнута, задачи нашли практическую реализацию. Вместе с тем данный
проект помогает развивать патриотические чувства у детей 5 – 6 лет.
Проект
реализовал
поставленные
цели
и
задачи,
Много
тёплых
о
проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали
интересного о народных игрушках, накопили опыт в изготовлении, создании
своими руками кукол, используют их в самостоятельной деятельности, стали
делиться своими впечатлениями с родными, друзьями.
Мною
планируется
дальнейшее
развитие
патриотических
чувств
у
детей дошкольного возраста.
11
Литература
1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. "Кукольный сундучок. Традиционная
народная кукла / своими руками", 2010г.
2. Дайн Г. и Дайн М. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технология», изд. «Культура и традиции», 2007г.
3. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»,
изд. «Паритет», 2008г.