Автор: Герасимова Светлана Рудольфовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19" Населённый пункт: п. Яйва г. Александровск Пермский край Наименование материала: Конспект Тема: Сирень у окна Раздел: дошкольное образование
Конспекта образовательной содеятельности педагога с детьми с включением художественного познания
(восприятие искусства).
Тема: Сирень у окна» П.П. Кончаловский.
Цель: Формирование способности к эстетическому восприятию природы и созерцательно-эстетическому
переживанию, к эстетическому суждению.
Задачи: Формировать представление о натюрморте – как жанре живописи.
Совершенствовать умение выделять средства художественной выразительности в натюрморте (колорит,
цвет, композиция).
Воспитывать ценностное, эмоционально-эстетическое отношение к художнику.
Развивать эстетическое восприятие, эмоционально-образное мышление, наблюдательность.
Материал и оборудование: репродукции картин П. Кончаловского, пьеса П.Чайковского «Фея сирени»
№ Ход восприятия
Примечание
I
II
III
Фиолетовой, белой, лиловой,
ледяной, голубой, бестолковой,
Перед взором предстанет сирень…
Острых листьев блестят треуголки,
И как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки!
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза…
- Что изображено на картине? (сирень)
- И музыка, которая звучала называется «Фея сирени».
- Не правда ли на вас сразу пахнуло весной?
- Какие чувства вызвала у вас картина? (радостные,
праздничные). Почему?
- В каком жанре живописи выполнена картина? (натюрморт)
-Почему вы так решили?
- Вспомните, что такое натюрморт?(жанр искусства,
изображающий неодушевленные предметы в специально
созданной композиции.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это натюрморт (Григорий Гладков)
- Эту картину написал известный художник Петр Петрович
Кончаловский.
Он родился в г. Славянске Донецкой области, на Украине. Его
отца тоже звали Петр Петрович. У Кончаловских была
традиция называть мужчин в семье именем Петр. Частыми
гостями в их доме были известные художники. Петра
Кончаловского вдохновляло творчество этих художников
(Суриков, Серов и т.д.)
Важное место в творчестве этого художника занимает
натюрморт.
Сирень – стала визитной карточкой Кончаловского. С этим
цветком связан один очень интересный эпизод в жизни
художника. Однажды во время очередной экскурсии, а к
художнику домой часто приходили посетители, его друг решил
провести эксперимент. Он приколол соцветие живой сирени к
Педагог обращает внимание детей
на натюрморт П.П. Кончаловского
«Сирень у окна». Звучит пьеса П.
Чайковского «Фея сирени» из
балета «Спящая красавица».
Педагог читает стихотворение
«Сирень».
Ответы детей.
Дети рассказывают ранее
выученное стихотворение о
натюрморте.
Педагог рассказывает краткую
биографию художника,
сопровождая показом картин.
IV
V
холсту с нарисованной. Группа приглашенных прошла
мимо и никто не заметил живого цветка, настолько
изображение было живым. Художник, не переставал
восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть
красок и аромат соцветий.
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как- будто ее
только что срезали?
- Какого цвета сирень? (лиловый, фиолетовый, голубой,белый)
- С чем можно сравнить цветы сирени? На что они похожи?
(звездочки, звоночки и т.д.)
- Как выглядят гроздья сирени? Какие они? (нарядные, нежные,
пышные, развесистые, восхитительные, бесподобные,
великолепные, прекрасные, роскошные).
- Какие листочки у сирени. (зеленые, с тоненькими
прожилками).
-Вам, нравится натюрморт?
Да, действительно букет сирени вызывает восхищение. Сирень
словно таинственная незнакомка радует наш глаз.
- Какие краски использовал художник, чтобы подчеркнуть
настроение. (яркие, насыщенные).
-Где художник изобразил букет сирени? (на переднем плане, на
окне, в плетеной корзине) А что изображено на заднем плане?
- А о чём по-вашему мнению художник хотел рассказать нам?
(о красоте, яркости, изящности окружающей природы).
- Хотели бы вы иметь такой натюрморт у себя дома? (да)
-Почему?
Завершение беседы.
Да. действительно цветы великолепны, изящны, красивы, их
аромат, свежесть вдохновляет нас и создает хорошее
настроение.
Дети рассуждают.
Дети подбирают различные
определения.
Дети рассуждают.