Напоминание

Создание образовательного пространства как стимула к развитию самостоятельности и познавательной активности дошкольников


Автор: Серюкова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 63
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание образовательного пространства как стимула к развитию самостоятельности и познавательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Образовательное пространство как стимул к развитию

самостоятельности и познавательной активности дошкольников
Современная жизнь многообразна и сложна, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Очевидно, что формирование самостоятельной, активной, творческой личности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте через различные виды детской деятельности. Причём формированию самостоятельности, способности личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно, мы отводим главенствующую роль и рассматриваем её как основу для формирования других значимых социальных качеств, таких, например, как субъектная активность, творческая инициатива, самопознание, саморазвитие и т. п. Цель самостоятельной деятельности — развитие мыслительных способностей ребенка. Важную роль в этом играет обучение детей навыкам такой работы. Мы считаем, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственной деятельности, её исследовательского направления, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени, контролировать результат выполнения. Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности и познавательной активности, на наш взгляд, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности; третья – предполагает создание условий , способствующих развитию мотивации ребёнка, побуждающих его к самостоятельному действию. Очевидно, что развитие детской активности и самостоятельности напрямую связаны с предоставлением детям права на свободу выбора деятельности и отношений. Ситуации свободного выбора помогают ребёнку самому определить свою зону ближайшего развития, а педагогу — сориентироваться на неё. От педагога зависит, будет ли ситуация находиться только в зоне детского интереса и сиюминутных потребностей, или она будет развивать ребёнка, создавать условия для расширения интереса и развития потребностей.
Каковы условия для успешного протекания ситуаций свободного выбора в процессе развивающего взаимодействия взрослого и ребёнка? На наш взгляд, к ним относятся: *организация соответствующей детским интересам предметно - развивающей среды; *демократический стиль общения воспитателя с детьми; *развитие у детей навыков и умений осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами и реализовывать его. Рассматривая проблему развития самостоятельности и познавательной активности дошкольников в поисково — исследовательской деятельности мы придерживались этой схемы и значительное внимание уделили созданию специально подготовленной среды, включающей в себя не только развивающую предметную среду, но и среду социальную, отвечающей принципам безопасности, доступности, дополнительности, результативности и интенсивности и интегрированную в общее образовательное пространство. Общеизвестно, что самостоятельность и способность к самоорганизации у детей появляются по мере освоения разных видов деятельности, а также в процессе выполнения требований взрослых. Нами создан Центр исследований, состоящий из двух частей, каждая из которых имеет своё значение в процессе развития самостоятельности и познавательной активности детей в поисково — исследовательской деятельности. Центр исследований имеет постоянную, базовую часть. Здесь располагается стенд «Знайки», состоящий из трёх частей, каждая из которых имеет свой заголовок: «Мы знаем», «Мы хотим узнать», «Мы узнали». К нему прилагаются карточки для зарисовок, схематических изображений выявленных в процессе беседы или дискуссии уровней знаний или потребностей в них, а также готовые изображений разных предметов, объектов, явлений для использования их в дальнейшем при составлении интеллект — карт и пр.. Здесь же находятся энциклопедии и другая научная литература, картотеки тематических опытов и экспериментов, методов исследований. Деятельность детей осуществляется в сотрудничестве с воспитателем. Совместными усилиями заполняется стенд «Всезнайки»: при поддержке воспитателя дети составляют карточки и располагают их напротив каждого заголовка. Совместно с воспитателем дети обсуждают выбранные для решения проблемы методы исследования, при необходимости составляется алгоритм исследования. В коллективной деятельности преодолеваются скованность детского мышления, боязнь ошибок и неверных действий в решении
исследовательских задач, происходит обучение технологии организации самостоятельной деятельности. Вторая, постоянно обновляющаяся часть Центра, направлена на поддержание детского интереса и любопытства. Здесь проводятся различные выставки: это и красочно оформленные книги занимательного содержания из серии «Знаете ли вы, что...», «Что сначала, что потом», «Это интересно знать», и презентации какого — нибудь опыта или эксперимента, либо проведённого детьми дома совместно с родителями, либо представленного воспитателем, с целью вызвать у детей интерес, удивление и эмоциональный отклик. У центра также есть свой герой, вернее герои, Почемучки. Они ведут «диалог» с детьми через определённые знаки, символы, алгоритмы, предлагающие направление, либо содержание исследовательской деятельности. Деятельность детей при этом либо частично организовывается взрослыми, либо является самостоятельной. В целом, по своей направленности, Центр имеет побудительно — стимулирующий характер, способствует развитию у детей интереса к исследованию, самостоятельности в познавательной деятельно сти, приобретению определённых знаний, формированию мировоззрения. Мы понимаем, что стремление к самостоятельности возникает и развивается от уровня овладения ребенком навыками и умениями. Нами сформирована мини — лаборатории, с избыточным набором материалов и приборов для исследования, где дети могут самостоятельно, либо через недирективную помощь взрослых, применять имеющиеся знания в практической деятельности, приобретать исследовательские навыки и умения. Деятельность в мини — лаборатории строится таким образом, чтобы детское экспериментирование, организованное по инициативе взрослого, «утилитарный вид» поисковой деятельности по выражению Н. Н. Поддьякова, обязательно провоцировало «бескорыстное» экспериментирование, по выражению Н. Н. Поддьякова, которое характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка, он выступает в качестве полноценного субъекта, самостоятельно строящим свою деятельность. Для этого мы предлагаем детям, и постоянно расширяем, объекты для исследования, которые отличаются своей многофункциональностью, иногда незавершённостью или неожиданностью образа, даём возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности, презентовать своё открытие. При этом особое внимание уделяем формированию умения подбирать и использовать приборы и инструменты для проведения исследовательской деятельности, большое значение придаём использованию специальных внешних наглядных средств, облегчающих детям самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности (различные алгоритмы
деятельности). Они изготавливаются либо взрослыми, либо взрослыми совместно с детьми, в зависимости от поставленных задач. Для приобретения детьми дополнительного опыта самостоятельной исследовательской деятельности нами оборудован стенд «Я выбираю», на котором представлены центры активности в виде символов, подобранных совместно с детьми и поэтому хорошо им знакомыми. Они расположены на стенде вертикально. Горизонтально, напротив каждого центра, выставляются схематические изображения предлагаемых, или возможных, вариантов исследовательской деятельности в них. Сюда же дети могут поместить карточки с предложенными ими темами для исследования, для осуществления которых требуется создание дополнительных условий. Дети учатся самостоятельно выбирать не только направление своей деятельности, подтверждая свой выбор выставлением своей фотографии на стенде напротив заинтересовавшего их центра, но и формировать участников совместной деятельности, обсуждать проблему, намечать план совместных или самостоятельных действий для решения стандартных и нестандартных задач в ходе осуществления организованной и неорганизованной исследовательской деятельности. Мы убедились, что такое построение образовательного пространства даёт возможность поэтапного формирования у детей познавательной активности и компетентности в процессе исследований и экспериментирования: побудительно — стимулирующего, конструктивно — формирующего, инициативно — творческого, а самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. Говоря о самостоятельности и познавательной активности детей необходимо уделить внимание развитию мотивации у них к этой деятельности. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат. Мотив побуждает ребенка к любой деятельности, в том числе и исследовательской. Он может быть создан разными условиями: – обогащением арсенала умений; – побуждением детей через изменение условий; - постановкой новых задач.
В своей деятельности мы стараемся создать всевозможные условия для развития мотивации у детей к самостоятельной исследовательской деятельности. Значимым элементом в этом направлении мы считаем создание Центра достижений, в котором дети сами ведут учёт своих личных побед, могут сравнить свои достижения с достижениями своих товарищей, презентовать индивидуальный или коллективный продукт. Оценочная деятельность взрослого в этом центре регламентируется тактикой, в основе которой лежит дифференцированный подход к детям с учётом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития. По — нашему мнению, нам удалось создать модель, обеспечивающую эффективный процесс развития самостоятельности и познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности. Это подтверждается

Список использованной литературы
1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000- 192с. 2.. Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79. 3. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред. В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с 83 -111. 4. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д. в.-1988.-№11.-с.60-64. 5. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д. в.-№8.- с.65-69. 6. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. //Каплан Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь характер.-М., 1980, с.31-32. 7. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Дет. сад. Управление.2003.-№2.-с.5. 8. Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды/ С //Ребёнок в д./с.- 2004. с58-65. 9. Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. курса. Пермь, 1975-57с. 10. Маханёва М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка.//Д./в.-1992.№2 –с.4-6. 11. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Д.в.-1995.№11._с.28-29. 12. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Д.в.1991.0№7.-с.67- 71. 13. Цыркун Н.А. Самостоятельность.//Цыркун Н.А.Развтие воли у дошкольников. - Мн.,1991-с.81-82.
14. Цукерман Г.А. Парадокс самостоятельности //Цукерман Г.А Зачем детям учиться вместе? - М., 1985.с.3-6. 15. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.


В раздел образования