Напоминание

Стимулирование речевой деятельности обучающихся средствами изобразительного искусства.


Автор: Литвиненко Ника Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ№16"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Стимулирование речевой деятельности обучающихся средствами изобразительного искусства.
Раздел: среднее образование





Назад





Стимулирование

речевой

деятельности

обучающихся

средствами

изобразительного искусства.
Литература – искусство слова. Художественные образы произведения воссоздаются читателями мысленно, силой воображения. Они могу быть запечатлены также с помощью кисти или карандаша художника. Иллюстрации играют значительную роль в процессе школьного изучения художественной литературы. Они дают словесному образу зримую интерпретацию: помогают представить внешний облик и характер героев, воссоздают обстановку действия, бытовой и социальный фон эпохи. Репрод укции картин могут привлекаться на уроке к а к демонстрационный и раздаточный материал, проецироваться на экран. Картина является действенным стимулятором мыслительной и языковой активности учащихся. «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринуждённо»,- утверждал великий педагог К.Д.Ушинский. Картина развивает зоркость, наблюдательность. Дети стремятся рассказать о том, что увидели, проявить своё отношение к содержанию картины. Успех в работе зависит от того, в какой мере учитель сможет использовать интерес учащихся к изображённому на картине, направить на мыслительную и речевую деятельность к раскрытию её существенных компонентов. Применение наглядных пособий оказывает неоценимую помощь в обогащении словарного запаса школьников. «Наглядное обучение строится не на отвлечённых понятиях и словах,- а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком. Учить ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов,- и ребёнок усвоит их на лету». (К.Д.Ушинский)
Однако наличие картины ещё недостаточно для эффективного воздействия её на учеников. Для того чтобы это влияние стало ощутимым, требуется методическое мастерство педагога. В процессе предварительной подготовки преподаватель намечает пути стимулирования творческого воображения учащихся, определяются этапы работы с картиной, от первоначального свободного рассмотрения до конечного, результативного этапа, которым завершается работа (устный рассказ, диалог и так далее). Подчиняя выбор картин требованиям программы по литературе, заданиям учебника и возрастным особенностям учащихся, учитель подбирает лучшие произведения русских и европейских художников. Так, при изучении биографии писателя или кратких сведений о нём используются портреты, выполненные большими художниками: портрет И.А.Крылова кисти К.Брюллова; А.С.Пушкина – В.Тропинина или О.Кипренского; М.Ю.Лермонтова– К.Горбункова; Н.В.Гоголя - А.Венецианова и др. Выдающиеся мастера живописи сумели раскрыть в портретах не только внешний облик, но и внутренний мир писателей. Умело «прочитанный» портрет повышает интерес учащихся к личности писателя и его творчеству, обостряет их наблюдательность, помогает решать проблему речевого развития. Кроме портретов имеются репродукции картин, связанных с жизнью и литературной деятельностью писателей. Их можно с успехом использовать для развития речи, провести по ним краткую беседу или посвятить им целый урок. Так, живой интерес учащихся вызывает известная картина Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском». В процессе работы над картиной решаются следующие задачи: расширение и закрепление биографических сведений о
Пушкине, воссоздание живого облика поэта, эстетическое воспитание детей, привитие им навыка «чтения» картины, развития связной продуктивной речи. Работа над данной картиной может быть включена в урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «Пущину», а может быть выделена в самостоятельный урок развития речи. В начале урока учитель или заранее подготовленные ученики рассказывают о дружбе Пушкина и Пущина, о пребывании поэта в ссылке в селе Михайловском. Следующий этап – выразительное чтение стихотворения и беседа по содержанию. Работу на картиной можно провести по следующим вопросам: - Кисти какого художника принадлежит данная картина? - Что вы знаете о великом художнике Н.Н.Ге? - Кто изображён на этой картине? - Какой момент выбрал художник? - Где происходит действие? – Когда? - Как художник расположил действующих лиц? - Расскажите о каждом из них. - Обратите внимание на обстановку картины. Какие стороны жизни поэта в Михайловском она раскрывает? - Что помогает зрителю ощутить радость встречи двух друзей? Интересно познакомить учащихся с дальнейшей судьбой Пущина. На дом можно задать учащимся составить связный рассказ по картине.
Иллюстрации к художественным произведениям дают богатый материал к активизации речевой деятельности учащихся. Учащиеся могут рассказать, какие эпизоды выбрал художник, какое впечатление производят иллюстрации, как они помогают донести до читателя идейно-образное содержание произведения. Приёмы использования на уроке иллюстраций разнообразны: школьники готовят ответы на вопросы; составляют связный рассказ, сравнивая словесный образ с его воплощением на рисунке; находят соответствующие иллюстрациям цитаты; сопоставляют иллюстрации разных художников; знакомятся со средствами художественной изобразительности в живописи. Различают два основных типа заданий к иллюстрациям: одни рассчитаны на обращение школьника к тексту и на сопоставление образа словесного с образом изобразительным; другие требуют работы только с изобразительным материалом (сознательный «отрыв» от текста, необходимость поиска нужной лексики, формы слов, структуры предложений). В зависимости от приёма демонстрации ведётся либо индивидуальная работа (объект наблюдения находится перед каждым учеником), либо коллективная (иллюстрации прикрепляются на доске или проецируются на экран). В первом случае преобладает монологическая речь учащихся (заслушиваются сообщения, подготовленные в соответствии с предложенными заданиями); во втором случае преобладает диалог (проводится беседа, направляемая учителем). Приведём пример возможного использования иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс).
Сопоставить портретную иллюстрацию художника и словесный портрет, нарисованный Гоголем. Например, Андрий и Остап – иллюстрации Е.Кибрика. 1. Сопоставить портреты героя, созданные разными художниками, например, Е.Кибриком и М.Дерегусом. Насколько портрет соответствует представлению учащихся о герое? Что подчёркивает в герое тот или иной художник? 2. Рассказать о герое на материале нескольких иллюстраций одного художника. Пример: иллюстрации Е.Кибрика «Тарас Бульба», «Речь Тараса перед запорожцами», «Смерть Тараса». 3. По трём-четырём иллюстрациям пересказать содержание эпизода или отдельной главы. Таковы иллюстрации к первой главе: «Приезд сыновей Тараса из бурсы» (М.Дерегус), «Ночь перед отъездом» (Е.Кибрик), «Отъезд Тараса и сыновей в Сечь» (М.Нестеров). 4. По нескольким иллюстрациям составить выборочный пересказ, например, о судьбе Андрия. 5. Подобрать к иллюстрации цитаты из текста, наиболее полно раскрывающие их содержание. При индивидуальной форме выполнения работы могут быть включены специальные задания по развитию речи, например, лексического характера: подобрать синонимы (антонимы, образовать другие формы слова) к словам, которыми Гоголь характеризует Остапа: суров, прямодушен; в рассказе о Тарасе использовать слова: богатырь, опытный воин и так далее. Включение в педагогический процесс иллюстративного материала учит школьников соотносить слово и наглядность, находить рисункам словесное соответствие, осмысливать трактовку образа в литературе и живописи.


В раздел образования