Стимулирование речевой деятельности обучающихся средствами изобразительного искусства.
Автор: Литвиненко Ника Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ№16" Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым Наименование материала: статья Тема: Стимулирование речевой деятельности обучающихся средствами изобразительного искусства. Раздел: среднее образование
изобразительного искусства.
Литература – искусство слова. Художественные образы произведения
воссоздаются читателями мысленно, силой воображения. Они могу быть
запечатлены также с помощью кисти или карандаша художника.
Иллюстрации
играют
значительную
роль
в
процессе
школьного
изучения художественной литературы. Они дают словесному образу зримую
интерпретацию: помогают представить внешний облик и характер героев,
воссоздают обстановку действия, бытовой и социальный фон эпохи.
Репрод укции
картин
могут
привлекаться
на
уроке
к а к
демонстрационный и раздаточный материал, проецироваться на экран.
Картина
является
действенным
стимулятором
мыслительной
и
языковой активности учащихся. «Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное
заговорит
свободно,
непринуждённо»,-
утверждал
великий
педагог
К.Д.Ушинский.
Картина
развивает
зоркость,
наблюдательность.
Дети
стремятся
рассказать
о
том,
что
увидели,
проявить
своё
отношение
к
содержанию картины. Успех в работе зависит от того, в какой мере учитель
сможет
использовать
интерес
учащихся
к
изображённому
на
картине,
направить
на
мыслительную
и
речевую
деятельность
к
раскрытию
её
существенных компонентов.
Применение
наглядных
пособий
оказывает
неоценимую
помощь
в
обогащении словарного запаса школьников. «Наглядное обучение строится
не
на
отвлечённых
понятиях
и
словах,-
а
на
конкретных
образах,
непосредственно воспринятых ребёнком. Учить ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но
свяжите с картинками двадцать таких слов,- и ребёнок усвоит их на лету».
(К.Д.Ушинский)
Однако
наличие
картины
ещё
недостаточно
для
эффективного
воздействия её на учеников. Для того чтобы это влияние стало ощутимым,
требуется методическое мастерство педагога.
В процессе предварительной подготовки преподаватель намечает пути
стимулирования
творческого
воображения
учащихся,
определяются
этапы
работы
с
картиной,
от
первоначального
свободного
рассмотрения
до
конечного,
результативного
этапа,
которым
завершается
работа
(устный
рассказ, диалог и так далее).
Подчиняя
выбор
картин
требованиям
программы
по
литературе,
заданиям учебника и возрастным особенностям учащихся, учитель подбирает
лучшие произведения русских и европейских художников.
Так, при изучении биографии писателя или кратких сведений о нём
используются портреты, выполненные большими художниками: портрет
И.А.Крылова кисти К.Брюллова; А.С.Пушкина – В.Тропинина или
О.Кипренского; М.Ю.Лермонтова– К.Горбункова; Н.В.Гоголя -
А.Венецианова и др.
Выдающиеся мастера живописи сумели раскрыть в портретах не только
внешний облик, но и внутренний мир писателей. Умело «прочитанный»
портрет повышает интерес учащихся к личности писателя и его творчеству,
обостряет
их
наблюдательность,
помогает
решать
проблему
речевого
развития.
Кроме портретов имеются репродукции картин, связанных с жизнью и
литературной деятельностью писателей. Их можно с успехом использовать
для развития речи, провести по ним краткую беседу или посвятить им целый
урок.
Так,
живой
интерес
учащихся
вызывает
известная
картина
Н.Н.Ге
«Пушкин в селе Михайловском». В процессе работы над картиной решаются
следующие задачи: расширение и закрепление биографических сведений о
Пушкине, воссоздание живого облика поэта, эстетическое воспитание детей,
привитие им навыка «чтения» картины, развития связной продуктивной речи.
Работа
над
данной
картиной
может
быть
включена
в
урок,
посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «Пущину», а может
быть выделена в самостоятельный урок развития речи.
В
начале
урока
учитель
или
заранее
подготовленные
ученики
рассказывают о дружбе Пушкина и Пущина, о пребывании поэта в ссылке в
селе Михайловском.
Следующий этап – выразительное чтение стихотворения и беседа по
содержанию.
Работу на картиной можно провести по следующим вопросам:
- Кисти какого художника принадлежит данная картина?
- Что вы знаете о великом художнике Н.Н.Ге?
- Кто изображён на этой картине?
- Какой момент выбрал художник?
- Где происходит действие? – Когда?
- Как художник расположил действующих лиц?
- Расскажите о каждом из них.
- Обратите внимание на обстановку картины. Какие стороны жизни
поэта в Михайловском она раскрывает?
- Что помогает зрителю ощутить радость встречи двух друзей?
Интересно познакомить учащихся с дальнейшей судьбой Пущина.
На дом можно задать учащимся составить связный рассказ по картине.
Иллюстрации к художественным произведениям дают богатый материал к
активизации речевой деятельности учащихся. Учащиеся могут рассказать,
какие
эпизоды
выбрал
художник,
какое
впечатление
производят
иллюстрации,
как
они
помогают
донести
до
читателя
идейно-образное
содержание произведения.
Приёмы
использования
на
уроке
иллюстраций
разнообразны:
школьники
готовят
ответы
на
вопросы;
составляют
связный
рассказ,
сравнивая
словесный
образ
с
его
воплощением
на
рисунке;
находят
соответствующие иллюстрациям цитаты; сопоставляют иллюстрации разных
художников; знакомятся со средствами художественной изобразительности в
живописи.
Различают
два
основных
типа
заданий
к
иллюстрациям:
одни
рассчитаны на обращение школьника к тексту и на сопоставление образа
словесного с образом изобразительным; другие требуют работы только с
изобразительным
материалом
(сознательный
«отрыв»
от
текста,
необходимость
поиска
нужной
лексики,
формы
слов,
структуры
предложений).
В зависимости от приёма демонстрации ведётся либо индивидуальная
работа
(объект
наблюдения
находится
перед
каждым
учеником),
либо
коллективная (иллюстрации прикрепляются на доске или проецируются на
экран).
В
первом
случае
преобладает
монологическая
речь
учащихся
(заслушиваются
сообщения,
подготовленные
в
соответствии
с
предложенными
заданиями);
во
втором
случае
преобладает
диалог
(проводится беседа, направляемая учителем).
Приведём пример возможного использования иллюстраций к повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс).
Сопоставить
портретную
иллюстрацию
художника
и
словесный
портрет, нарисованный Гоголем. Например, Андрий и Остап – иллюстрации
Е.Кибрика.
1.
Сопоставить портреты героя, созданные разными художниками,
например,
Е.Кибриком
и
М.Дерегусом.
Насколько
портрет
соответствует
представлению учащихся о герое? Что подчёркивает в герое тот или иной
художник?
2.
Рассказать о герое на материале нескольких иллюстраций одного
художника. Пример: иллюстрации Е.Кибрика «Тарас Бульба», «Речь Тараса
перед запорожцами», «Смерть Тараса».
3.
По трём-четырём иллюстрациям пересказать содержание эпизода
или отдельной главы. Таковы иллюстрации к первой главе: «Приезд сыновей
Тараса из бурсы» (М.Дерегус), «Ночь перед отъездом» (Е.Кибрик), «Отъезд
Тараса и сыновей в Сечь» (М.Нестеров).
4.
По нескольким иллюстрациям составить выборочный пересказ,
например, о судьбе Андрия.
5.
Подобрать
к
иллюстрации
цитаты
из
текста,
наиболее
полно
раскрывающие их содержание.
При индивидуальной форме выполнения работы могут быть включены
специальные задания по развитию речи, например, лексического характера:
подобрать синонимы (антонимы, образовать другие формы слова) к словам,
которыми Гоголь характеризует Остапа: суров, прямодушен; в рассказе о
Тарасе использовать слова: богатырь, опытный воин и так далее.
Включение в педагогический процесс иллюстративного материала учит
школьников соотносить слово и наглядность, находить рисункам словесное
соответствие, осмысливать трактовку образа в литературе и живописи.