Автор: Хузина Вера Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №25" АГО Населённый пункт: город Асбест, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Развитие детей от 1 года до 2 лет Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1
ГОДА ДО 2 ЛЕТ
К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок
самостоятельно ходит, приседает и
наклоняется. Умеет выполнить простые
просьбы взрослого (накормить куклу,
построить домик и т.п.), правильно называет 4-
6 предметов, когда ему показывают их.
Начинает активно употреблять облегчённые
слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и
т.д.), может перешагивать через предметы,
лежащие на полу, бегать, держать чашку при
питье, более умело пользуется ложкой.
Полуторагодовалый малыш нанизывает кольца
пирамидки, складывает башню из кубиков,
знает почти все свои игрушки и подаёт их по
просьбе. Родители должны регулярно
высаживать ребёнка на горшок – каждый раз
перед сном и после сна, после еды, перед
прогулкой и после неё. За успех можно
похвалить, но делать строгий выговор за
мокрые штанишки, настойчиво удерживать на
горшке, требуя результата, и гневиться за его
отсутствие, не следует. Это вызывает у
ребёнка негативную реакцию и может
способствовать развитию упрямства.
На втором году жизни у ребёнка заметно
меняется характер. Он начинает проявлять
повышенный интерес к окружающим
предметам, старается заглянуть во все уголки
квартиры, залезть в ящики стола или шкаф.
Хорошо знает значение слов «можно» и
«нельзя», но не всегда в состоянии
подчиниться запрету. Это вызвано тем, что у
ребёнка ещё не выработались определённые
модели поведения и в некоторых случаях,
когда ему говорят слово «нельзя», он просто
не знает как нужно себя повести, поэтому
продолжает шкодить.
В 1 год и 9 месяцев ребёнок толкает мяч ногой,
поднимается по лестнице, отвечает на вопросы
при рассматривании сюжетных картинок. В его
словаре около 20 слов. Предпринимает
самостоятельные попытки одеваться и
раздеваться.
В 2 года ребёнок бросает мяч из-за головы,
использует короткие предложения, понимает
определяющие предлоги (на, под, рядом,
сзади). Может называть своё имя, говоря о
себе. Ребёнок умеет самостоятельно есть,
расстёгивает большие пуговицы, моет и
вытирает руки, охотно играет в простые игры, с
помощью взрослого чистит зубы. На этом
этапе развития нужно обогатить мир ребёнка
развивающими игрушками, они способствуют
развитию интеллекта, творческих задатков и
абстрактного мышления.
Не буду, не хочу! Послушание – одно из
слагаемых воспитания. С его помощью
взрослые пытаются уберечь ребенка от
ошибок, передают собственный жизненный
опыт, помогают избежать опасных поворотов. И
нередко отказы малыша подчиняться
взрослые воспринимают как «вызов». Но
период отрицания – неизбежная фаза
развития крохи: от нее зависят будущие его
волевые качества.
Сто раз «нет»!
«В полтора года Гера превратился в
«нехочуху». Я предлагаю ему банан, любимое
лакомство, − он убегает с криком: «Не хочу!».
Пытаюсь умыть − вырывается, упорно твердя:
«Неть-неть!». Даже на утреннее приветствие
отвечает недовольным отрицанием». (Галина,
мама Германа 1 г. 7 мес.)
Комментарий психолога
В возрасте 1,5−2 лет происходит скачок в
физическом и умственном развитии ребенка.
Малыш уже понимает значение многих слов,
учится говорить, объясняться с окружающими.
Одним из первых в словарном запасе ребенка
появляется слово «нет», имеющее ярко
выраженную отрицательную окраску. Дети
рано осознают, что с помощью этого короткого
слова, несущего сильный эмоциональный
заряд, способны донести до взрослых свое
мнение. Примерно в этот же период у детей (у
некоторых позже – около 3 лет) наступает так
называемый «возраст систематического
отказа», когда малыш к месту и не к месту
начинает отнекиваться, отказываясь даже от
любимых блюд или желанной игрушки. Иногда
складывается впечатление, будто ребенок
больше не нуждается в одобрении родных, а,
наоборот, всячески пытается рассердить
родителей, делает все наперекор, провоцируя
конфликт: мама предлагает почитать книжку −
кроха кричит: «Гулять!», но стоит маме убрать
книгу и начать собираться, как ребенок
кидается с криками: «Почитай!». Родители
нередко списывают такие проявления на
«испортившийся характер», «дурную
наследственность», «плохое воспитание».
Отказы ребенка нужно воспринимать спокойно:
нервная реакция усугубляет ситуацию. Однако
дело в том, что примерно в 2−3 года у детей
формируются волевые качества, стремление к
независимости, самостоятельности, которое
знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал
«автономией». Дети перестают нуждаться в
чрезмерной заботе со стороны взрослых и
хотят сами делать выбор. Зачастую ребенок
еще не способен грамотно выразить свои
желания и, чаще всего, даже не может
разобраться в своих чувствах и переживаниях
и потому, раздираемый противоречиями,
начинает все отрицать, от всего отказываться.
Однако именно такое «взбалмошное»
поведение говорит о нормальном психическом
развитии малыша. Ребенок по-прежнему
нуждается в признании взрослых, хочет
заслужить похвалу, но при этом стремится
выделиться, обрести собственное «я».
Поэтому родителям не стоит сердиться на
малыша, а следует «расширить жизненное
пространство», предоставить возможность
выбора.
Уроки дипломатии
Чрезмерные ограничения, постоянные
запреты, пренебрежение к достижениям
ребенка лишь закрепляют строптивое
поведение. Возбудимые дети могут впадать в
истерику, валиться на пол, стучать ногами,
рыдать. Однако родителям важно не
поддаваться на провокацию, но в то же время
«ослабить вожжи», снять часть запретов и
предоставить малышу определенную свободу.
Разумеется, при этом взрослые могут (и
должны) направлять ребенка, но аккуратно,
незаметно, без давления.