Автор: Попова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству пгт Преображение" Населённый пункт: п. Преображение, Приморского края, Лазовского района Наименование материала: Опыт работы Тема: опыт работы по зож с воспитанниками детского дома Раздел: среднее профессиональное
КГКУ « Центр содействия семейному устройству детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей птг Преображение»
«Опыт работы
по здоровому образу
жизни с
воспитанниками
детского дома».
Воспитателя высшей квалификационной категории
Поповой Татьяны Николаевны.
«Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
Судьба педагога, воспитателя очень ответственна. Он всегда рядом с детьми в
минуты их радости и печали, поддерживает воспитанников в трудных для
них ситуациях, помогают обрести уверенность в себе, учит жить в системе
человеческих отношений. Мама-воспитатель и организует творческую
деятельность детей, и создает условия для развития их задатков и
способностей, демонстрируя воспитанникам образец достойного взрослого,
как пример для подражания.
Я работаю в Краевом Государственном Образовательном Казенном
Учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в
котором воспитываются и обучаются дети от двух лет до совершеннолетия.
Работаю в детском доме с момента его основания – семь лет. В настоящее
время, в группе мальчиков в возрасте от семи до шестнадцати лет. В группе
пятнадцать человек. Три года работаю по программе «Обучение здоровому
образу жизни».(Приложение 1)
В нашей группе создана благоприятная воспитательно-образовательная
среда которая работает на сохранение, поддержание и укрепление того
уровня здоровья, с которым ребенок приходит в детский дом. Многие
параметры воспитательно-образовательной среды регламентированы
санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и
подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья воспитанников.
Именно поэтому работа по реализации Программы формирования здорового
и безопасного образа жизни направлена на внедрение здоровьесберегающих
технологий в воспитательном процесс, воспитание у них ценностного
отношения к собственному здоровью через обучение основам здорового
образа жизни.
В начале своей работы (а потом каждый год) я проводила анкетирование
среди воспитанников своей группы. Вот результаты.
Анализ мотивации воспитанников к здоровому образу жизни
№
п/
п
Показатели
Год
2014 2015 2016
1
З н а ют
о
п ол ь з е
ф и з и ч е с к и х
упражнений
100% 100% 100%
2
Соблюдают правила личной гигиены
84% 90% 95%
3
Знают
правила
физкультурно
–
оздоровительных мероприятий
78% 80% 82%
4
В ы п о л н я ю т
с а н и т а р н о -
гигиенические требования
68% 75% 80%
5
В ы п о л н я ю т
з а к а л и в а ю щ и е
процедуры
60% 65% 70%
6
Имеют
устойчивую
мотивацию
к
ЗОЖ
67% 70% 80%
7
З н а ю т
ф а к т о р ы
и
п р и ч и н ы ,
влияющие на здоровье человека
62% 79% 87%
В рамках реализации программы я успешно решаю вопросы грамотной
организации воспитательного процесса, занятости детей, организации их
досуга, дополнительного образования; создание в коллективе благоприятного
психологического микроклимата и формирование сознательного и
грамотного отношения к своему здоровью, просветительская работа,
расписание занятий, режимные моменты.
Престиж здорового образа жизни в детском доме очень высок. Выдержан
световой режим, отделка, оборудование помещений, организация питания,
наличие в группе атмосферы, способствующей хорошему настроению,
высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту, что
способствует желанию все это сберечь и сохранить.
Физкультурно-оздоровительная работа направлена на использование
различных форм и методов физического воспитания в группе: (режим,
утренняя гимнастика, личная гигиена, подвижные игры, активный досуг…)
Формы и методы оздоровления в условиях детского дома
№
Формы и методы
Содержание
1
Обеспечение
здорового
р и т м а
жизни
-
щадящий
режим
(адаптационный
период);
- гибкий режим;
2
Физические
упражнения
- утренняя гимнастика;
-
физкультурно-оздоровительные
з а н я т и я ;
п о д в и ж н ы е
и г р ы ;
профилактическая
гимнастика(дыхательная,
зрения);
физкуль минутки.
3
Гигиениче ские
и
водные процедуры
-
умывание;-мытье
рук;
местный
и
общий душ;
4
Свето-воздушные
ванны
-
проветривание
помещений
(в
том
числе сквозное); - сон при открытых
фрамугах;-
прогулки
на
свежем
воздухе;-обеспечение
температурного
режима и чистоты воздуха;
5
Активный отдых
-
развлечения,
праздники;-
игры-
забавы; каникулы; дни здоровья,
походы.
6
Светотерапия
- обеспечение светового режима;
7
Спецзакаливание
-обширное
умывание
;дыхательная
гимнастика; точечный самомассаж;
8
Психогимнастика
-
игры
на
снятие
невротических
состояний;
коррекция
поведения;
учебная гимнастика;
В своей работе я учитываю динамику умственной работоспособности
при организации труда и отдыха, режима обучения и воспитания, использую
здоровъесберегающие педагогические технологии, минимизирую стрессовые
воздействия во время проведения различных мероприятий.
Ставлю следующие задачи:
- Формирование позитивных жизненных установок и навыков здорового
образа жизни;
- Развитие критического мышления и чувства ответственности за своё
поведение;
- Создание негативного отношения к употреблению алкоголя и к
табакокурению;
- Способствовать организации информационного пространства
препятствующего употреблению психоактивных веществ подростками.
В ходе реализации этих задач я ожидаю следующие результаты:
1.
Снижение заболеваемости воспитанников.
2.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для
здоровья.
3.
Уменьшение количества детей, употребляющих табак и алкоголь и
психотропные вещества.
4.
Совершенствование системы физического воспитания на основе
реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
5.
Стимулирование внимания воспитанников к вопросам здоровья,
питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной
активности.
На основе интересов и собственного выбора воспитанника выстраиваю
всю систему воспитательной работы в своей группе . Реализацию
воспитательных задач осуществляю на каждом воспитательном мероприятии,
занятии, режимном моменте; создаю воспитывающую среду, строю систему
досуговой работы, нацеленную на духовное развитие личности каждого
воспитанника. Воспитательный процесс в моей группе строится на основе
организации жизнедеятельности, расписания, которое составлялось с учетом
непрерывности воспитательного процесса в течение дня и равномерного
распределения деятельности воспитанников.
Занятие в спортивных секциях.
Для
преодоления
замкнутости
и
снижения
дефицита
общения
воспитанники
посещают
различные
образовательные
учреждения.
Их
контакт с внешней средой широк:
― общеобразовательные
учреждения
среднего
(полного)
общего
образования: МОУ СШ № 10;
― учреждение среднего профессионального образования ПУ №50
― учреждения дополнительного образования: музыкальная школа, МОУ
ДОД «Детская школа искусств», Детско-юношескоя школа: секции «Самбо»,
«Волейбол», «баскетбол» «пионербол», «Футбол» Зимой «хоккей», «теннис»,
спортивные секции в школе №10,
Занятость ребят в различных кружках и секциях
способствуют не
только физическому развитию ребенка, но и духовно-нравственному.
Под моим руководством совместно с ребятами Николаевым Геннадием и
Кухтиновым Владимиром разработали проект «Береги здоровье смолоду».
Целью проекта являлось создание условий для формирования и развития у
обучающихся:
умения самостоятельно приобретать и применять знания о здоровом
образе жизни;
умение работать с источником информации;
переориентирование личностного отношения к здоровому образу
жизни и формирование личности, воспринимающей здоровый образ
жизни как необходимое слагаемое здоровья и благополучия в сферах
социального, производственного и культурного бытия;
умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку
зрения.
Проект рассчитан на учебный год. Ребята самостоятельно разработали
рабочий план и воплощают его в жизнь. Вашему вниманию предлагаю
несколько мероприятий, которые ребята разработали и провели
самостоятельно. (Приложение3)
Итогом проектной деятельности ребята запланировали провести агитбригаду
«Мы за здоровый образ жизни». Цель которой привлечь как больше
воспитанников детского дома к здоровому образу жизни. (Приложение №2).
В следующем году планирую продолжить работать по этому проекту и
запустить новый проетк-исследование «Курение – главный враг здоровью»,
разработанный совместно с ребятами.
Очень мальчишки любят активный отдых на природе. Благодаря
природе развивающийся организм постоянно (постепенно) накапливает
здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся
мощным средством разностороннего развития ребёнка.
Одним из средств такого воспитания являются туристические походы
(однодневные и многодневные), прогулки - походы в природу, в ходе которых
развиваются физические качества, формируется потребность в движении,
активном отдыхе, развиваются самостоятельность, морально-волевые
качества, дружеские взаимоотношения с детьми.
ЦЕЛЬ активного отдыха : способствовать физическому развитию,
приобщать к основам здорового образа жизни. Для достижения цели
определяются следующие
ЗАДАЧИ:
1.
расширять функциональные возможности детей путём развития
систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
2.
совершенствовать жизненно-важные виды движений и обогащать
двигательный опыт (выполнять двигательные задания на ориентировку
в пространстве).
3.
формировать представления о том, что человек - часть природы, его
жизнь и здоровье зависят от состояния природных объектов.
4.
развивать интерес и любовь к родному краю.
5.
формировать межличностные, дружеские отношения детей в процессе
игровой туристской деятельности, адаптированной к их
возможностям.
Любой поход имеет определенную организационную структуру, правила
подготовки к походу. Как интересно наблюдать за ребятами, когда они
готовятся к походу. Как тщательно готовят рюкзаки, одежду, обувь,
палатки предлагают маршрут. В походе распределяют обязанности, строят
лагерь, помогают готовить еду…
. После окончания похода обязательно провожу анализ. Это
позволяет формировать чувство ответственности перед группой (за
выбранную деятельность в походе), способствует сплочению, формированию
дружеских отношений между взрослыми и детьми.
Воспитанники принимают самое активное участие в мероприятиях
внутри детского дома, в поселковых и районных мероприятиях, участники
занимают призовые места, с удовольствием занимаются в спортивных
секциях и добиваются побед в соревнованиях. К традиционным и
популярным в детском доме видам спорта (волейбол, футбол, хоккей,
баскетбол) в последнее время добавился теннис. Все это способствует
самореализации воспитанников. Особая гордость у меня за воспитанников
занимающихся в секции само это Николаева Геннадия, Кухтинова
Владимира, Ромашева Александра и Пашко Руслана. Это целенаправленные,
самостоятельные, уверенные в себе, спортивные , закаленные ребята.
Которые воспитывают в себе силу воли, самоконтроль, эмоциональную
устойчивость.
Вот некоторые наши спортивные достижения:
Команда детского дома в 2014 году заняла второе место в соревнованиях по
футболу, среди юношей посвященных 80-летию ОАО «Преображенская база
тралового флота», награждены грамотами и медалями.
Команда детского дома в 2015 году заняла первое место в соревнованиях по
футболу, организованных в честь дня рыбака. Награждены грамотами и
медалями.
Николаев Геннадий в 2015 году занял второе место в открытом первенстве
Находкинского городского округа по дзюдо среди юношей и девушек
посвященных «дню защитника отечества» награжден серебряной медалью.
Николаев Геннадий в 2014 году занял первое место в турнире по борьбе
самбо на приз памяти семикратного чемпиона России среди пограничных
войск Айкарова Бориса Алексеевича. Награжден золотой медалью.
Кухтинов Владимир в 2014 году занял первое место по борьбе самбо среди
юношей, посвященном памяти В.Е.Матюшкина и 66-летию Победы в
Великой Отечественной Войне. Награжден золотой медалью и кубком.
Ушаков Андрей в 2015 году занял второе место в спартакиаде школьников по
дартсу. Награжден медалью.
Горохов Александр в 2016 году занял первое место в челночном беге среди
юношей. Награжден грамотой.
Анализ результатов деятельности:
1. Дети научились ориентироваться в своем здоровье, самочувствии.
2.Наметилась
положительная
тенденция
в
соблюдении
правил
личной
гигиены.
3.Появилось желание вести здоровый образ жизни.
4.
Накопился
позитивный
опыт
общения,
сформировались
навыков
рефлексии
собственных
эмоций,
которые
помогают
воспитанникам
сформировать
понятия
об
эмоциональном
благополучии
как
факторе
здорового образа жизни.
Вывод:
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
здоровьесберегающий
аспект
развития личности является актуальным на современном этапе. Организация
процесса обучения и воспитания ребят привели к тому, что они стали меньше
болеть распироторными заболеваниями, повысилась мотивация к здоровому
образу жизни, ребята стараются жить без вредных привычек. В нашей группе
сплоченный,
дружный,
спортивный
коллектив.
Присутствует
устойчивый
моральный климат. Главной заслугой в своей работе по здоровому образу
жизни, я считаю то, что в нашей группе на сегодняшний день нет курящих
ребят.
Список литературы
1.
Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И.
Андреев. – Казань, 2000.
2.
Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического
исследования / Г.К. Зайцев. – СПб, 1995.
3.
Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов. –
Пермь,2001.
4.
Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. – М., 1996.
5.
Стальков, Е., Панин, В. Валеология: от идеи спасения жизни к идее
сохранения здоровья. – М., 2001.
6.
Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция
развития/ Л.Г. Татарникова. – СПб., 1997.