Автор: Нуриева Лиза Кашфелбаяновна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ Школа №141 Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Модульное обучение Раздел: среднее образование
Модульное обучение.
Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное
обучение. Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе
блочно-модульного представления учебной информации. Основополагающее понятие в
этой технологии — модуль. Модуль — это целевой функциональный узел, в который
объединены учебное содержание и технология овладения им.
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик с помощью учителя (или
самостоятельно) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в
процессе работы с модулем. Содержание и объём модулей могут варьировать в
зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации
обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по
учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Модуль можно
рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию,
методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной
деятельности.
Роль учителя сводится к следующему:
• Разработка инструкций модулей.
• Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-
познавательной деятельностью учащихся через модули.
• Уточнение модулей при практической работе с ними.
• Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самоорганизации,
самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности,
самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность
«видеть» всех обучающихся. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю
индивидуализировать работу с отдельными учениками, оказывать помощь отстающим,
меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс
личное индивидуальное общение, каждый ученик получает от учителя советы в
письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и
т.д.
Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система
оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по
результатам изучения каждого модуля в процессе текущего, промежуточного и
заключительного контроля.
Я работаю в школе учителем физики, и классы в параллели порой очень сильно
отличаются друг от друга по уровню мышления, памяти, подготовленности к освоению
физики. У многих из них снижено внимание, у них кратковременная память. Таким
ребятам особенно нравится модульное обучение, так как ребята учатся работать
самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего
товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока,
что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. А учитель
выступает в роли консультанта и управляющего. Учитель освобождается от чисто
информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции
управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном
уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею
возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и
консультировать сильных учеников.
У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи,
апатия. Это говорит о дискомфорте ученика на уроке. А модульный урок даёт возможность
получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики
выставляют сами. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”.
Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её,
доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”. Обычно
за урок ученик получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения - и за
практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки
совпадают.
Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все
учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости
выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то
рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока
– модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: “если ты что-то не
усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….”.
Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю
задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.
Проходят модульные уроки очень живо и интересно. Готовить их, конечно, непросто.
Требуется большая подготовительная работа.
Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого
урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для
учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик
должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных
элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы),
соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты
для школьников.
Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание
таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они
могут быть использованы несколько раз.
Предлагаю в качестве примера модуль урока по физике для 8 класса по теме «Тепловые
явления » (2 часа).
М3 – Виды теплопередачи (теплообмена).
( учебники: А.В. Пёрышкин “Физика –7”, “Физика-8”,
В.И.Лукашик «Сборник задач по физике 7-9», Е.М.Гутник «Тесты по физике для 7-8
классов»).
Демонстрационный материал: деревянный цилиндр, спиртовка, кнопки, штатив, медная
проволока, гвозди, калориметр, бумажная вертушка, лампочка на подставке, теплоприемник
№
УЭ
Учебный материал с указанием цели и заданий
(объявляется учащимся)
Руководство по
усвоению учебного
содержания
0
.
Интегрирующая цель:
знать:
различные
виды
теплообмена,
сущ но с т ь
теплопроводности,
конвекции,
лучистого
теплообмена;
понять, что теплообмен происходит всегда в определённом
направлении: от тела с более высокой температурой к телу с
более низкой;
умет ь:
объяснять
механизм
теплопередачи,
различие
теплопроводности твердых тел, жидкостей и газов;
практическое
применение: использование
хороших
изоляторов тепла в технике, быту и в школьных физических
приборах; использование плохих изоляторов тепла.
1.
2.
3.
Цель:
п о з н а ко м и т ь с я
с
р а з л и ч н ы м и
в и д а м и
теплообмена.
Перепишите
в
тетрадь
таблицу:
Цель: выяснить физическую сущность теплопроводности.
Посмотрите проблемный опыт.
На деревянный цилиндр накалывают ряд кнопок, обёртывают
его одним слоем бумаги. При кратковременном помещении
цилиндра
в
пламя
горелки
происходит
неравномерное
обугливание бумаги.
Ответьте на вопрос:
-
почему бумага, прилегающая к кнопкам,
обугливается больше?
Прочитайте внимательно §4, стр.12.
Запишите в тетрадь определение теплопроводности.
Желающий выходит к доске и ставит опыт по рис.5.
Э к с п е р и м е н т а л ь н а я
у с т а н о в к а
н а х о д и т с я
н а
демонстрационном столе.
Ответьте на вопрос:
-
как происходит передача тепла (энергии) по
проволоке?
(взаимоконтроль)
Цель: узнать, отличаются ли теплопроводность твёрдых тел
и, жидкостей и газов.
Прочитайте стр.13.
Решите задачи.
1. Взяв в руку гвоздь длиной 5-6 см, внесите его конец в
пламя
спич ки.
Н а
о снове
опы т а
с р а в н и т е
теплопроводность дерева и железа. Объясните, почему
рука
чувствует
гвоздь
особенно
горячим
уже
после
того, как спичка погаснет.
2. На севере меховые шапки носят, защищаясь от холода,
а
на
юге
(в
Туркмении)
–
от
жары.
Объясните
целесообразность этого.
Запомните!
Опыт ставит учитель
Выучить наизусть!
Теплообмен
лучистый
теплообмен
теплопроводность
конвекция
4.
5.
6.
Желающие ставят опыты по рис.6 и рис.7.
Объясните и сделайте вывод.
Хорошие проводники тепла – металлы (серебро, медь).
Плохие проводники дерево, стекло.
Теплопроводность твердых тел больше, чем у жидкостей,
у жидкостей больше, чем у газов.
Вопросы для самоконтроля:
№ 945-948.
Цель:
рассмотреть
использование
в
технике,
быту,
в
школьных
физических
приборах
свойство
тел
по
разному
проводить тепло.
Прочитайте стр.13 §4.
-
объясните устройство и назначение калориметра.
Вопросы для самоконтроля:
Л.№966, 969.
Цель: узнать, что такое конвекция.
Прочитайте §5 .
Запишите в тетрадь определение конвекции.
Желающие ставят опыты по рис.9 (а, б).
Объясните их и сделайте вывод.
Ответьте на вопросы:
-
что такое бриз, дневной бриз, ночной бриз?
-
как происходит отопление жилых помещений?
-
как образуется тяга?
Вопрос для самоконтроля:
-
в
каких
телах
возможна
конвекция,
а
в
каких
–
невозможна?
-
что такое вынужденная конвекция?
-
№971, 972, 975из Лукашика.
Цель: узнать, что такое лучистый теплообмен.
Проблемный опыт по рис.12.
-
в с л е д с т в и е
ч е г о
н а г р е в а е т с я
в о з д у х
в
теплоприёмнике?
Запишите определение в тетрадь:
Лучистый теплообмен – это теплообмен, при котором
энергия переносится различными лучами.
Запомните!
См стр.220
Примечание
Выучить наизусть.
Прочти стр.17-18.
7.
8.
Прочитайте §6 и ответьте на вопросы:
-
как передаётся солнечная энергия?
-
как
передаётся
тепло
от
железной
печки,
от
костра?
Вопросы для самоконтроля:
-
в каких средах возможен лучистый теплообмен?
Цель:
узнать
о
том,
как
тела
с
тёмной
и
светлой
поверхностью излучают и поглощают тепло.
Прочитайте стр. 19 §6 внимательно и ответьте на вопросы:
-
как поглощают тепло темные тела, светлые?
-
как излучают тепло тела с тёмной поверхностью,
со светлой?
(Взаимоконтроль)
Вопросы для самоконтроля:
1. Один ученик сказал, что летом ходить в белой одежде
прохладнее,
поскольку
она
лучше
отражает
лучи
и
меньше нагревается. Другой возразил ему, сказав, что
прохладнее в чёрной одежде, т.к. она лучше излучает
энергию. Кто из них прав?
2. Выполните упр.5 (1,2, 3).
3. Устройство термоса.
Цель: выходной контроль.
Тест №2.
I в. – стр.5,6.
II в. – стр. 7,8.
Д.з. § 4-6, учить.
Прочитайте все цели данного модуля, и сделайте вывод о том,
достигли ли вы всех поставленных целей?
Проставьте в листе учета баллы за выполнение заданий в
УЭ2, УЭ3, .Подсчитайте общее количество баллов. Оцените
свою работу на уроке:
за 45 – 50 баллов – оценка «5»,
за 44 -38 баллов – оценка «4»,
за 37 -28 баллов – оценка «3»,
меньше 27 баллов – оценка «2».
Шкала баллов :
УЭ2 – 5 баллов
УЭ3 – 10 баллов
УЭ4 – 5 баллов.
УЭ5 – 10 баллов
УЭ6 – 5 баллов
УЭ7 – 5 баллов
Стр.20-21
Можно провести рефлексию.
РЕФЛЕКСИЯ .
Попробуйте оценить свою работу на уроке.
1.
Как усвоил материал? (Дело)
... усвоил весь материал -
... усвоил частично –
... надо ещё работать -
2. Как я работал? (Я)
... со всем справился, удовлетворён -.
..- допустил ошибку –
... не справился -
3. Как работала группа? (Мы)
... все дружно -
... не все ответили –
... вяло, неинтересно -
СПАСИБО!