Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников в современном социокультурном пространстве
Автор: Краснолобова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7" Населённый пункт: г. Исилькуль Наименование материала: Статья Тема: Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников в современном социокультурном пространстве Раздел: дошкольное образование
« Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в
современном социокультурном пространстве»
Актуальностьвыбранной темы обусловлена тем, что государство, в
настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны,
в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-
2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического
воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание
общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы
народов». Всем известный факт: формирование личности человека
происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного
формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности,
преданности и ответственности, желания трудиться на благо Родины, беречь
и умножать её богатства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая
необходимость активизации процесса воспитания патриотизма
дошкольников, и ставятся такие цели:
- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
- возможности позитивной социализации ребенка,
- всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного
развития,
- развития инициативы и творческих способностей на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная
проблема в условиях современной России. Нельзя быть патриотом, не
чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши
предки, наши отцы и деды.
Таким образом, актуальным в наше время становится формирование
культуры личности ребенка дошкольного возраста через совершенствование
систем нравственно – патриотического воспитания.
Исходя из всего вышеизложенного, мною определяется
следующая цель : создание условий для приобщения детей к нравственно -
патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи :
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи осуществляются во всех видах детской деятельности (на
занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими
чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и
сверстниками.
Методологической основой моейработы по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников явились:
1. Методы игровой деятельности.
О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в моей
педагогической копилке достаточное количество. Я применяю их как на
праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к
народным играм и желание играть в них. Например, «Платочек», «Колпачок»,
«У медведя во бору «и другие. Использую и дидактические игры «Назови
ласково», «Полное и неполное имя» и др.
2. Целевые прогулки, экскурсии.
3. Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.
4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.
Например: русские народные сказки, былины, рассказы Д.Александрова
«Дозор», Л.Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе».
5. Праздники и развлечения
В старшем дошкольном возрасте у детей должны формироваться понятия о
своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей
родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном
отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким
людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые
живут и трудятся рядом.
Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение
литературы, беседы, труд, игровые занятия, продуктивные виды
деятельности, проектную деятельность.
Работа вне занятий включает различные виды деятельности:
наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или
групповые мероприятия, экскурсии.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляю по
разработанному мною плану (Приложение № 1) , содержащему следующие
разделы:
1. «Исилькуль - край родной», «Мы славим город свой» – Цели: формировать
интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об
исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления
детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности,
бережное отношение к природе.
2. «Наша Родина – Россия» — Цели: знакомство детей с историей и
многонациональностью России; формировать представление о праздниках,
обычаях и традициях русского народа; знакомство детей с государственной
символикой России.
3. «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким
родственникам;
4. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за
свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной
войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских
воинов.
5. «Мой любимый детский сад» — Цели: формировать основы патриотизма у
детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении,
подчеркивания его значимости.
6. «Наши космонавты», «Герои – земляки» — Цели: знакомить детей с
прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой
Родины.
7. «Я и мое имя», «Права ребенка» — Цели: формировать первичные
представления ребенка о себе как о личности, способствовать становлению
самосознания и восприятия себя в социуме.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы,
праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое
планирование способствует эффективному и системному усвоению
знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам,
например, 12 декабря – в день Конституции провожу беседу
о Декларации прав ребенка; в апреле, знакомлю детей с космосом, праздник
«День земли».
Всю работу по воспитанию патриотизма старших дошкольников я
разделила по следующим компонентам:
- культурно-патриотический (экскурсии по родному городу, по родному краю
– с помощью фотографии, видео-презентаций, посещение Исилькульского
краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством,
драматизации русских народных сказок и сказок разных народов,
чтение потешек, закличек, песен и.т.д.);
- гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День
Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города
Исилькуля и России);
- героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской»,
«Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о
Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России»,
рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о
современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, возложение цветов к
памятникам и мемориалам города);
- спортивно-патриотический (спортивные праздники с мамами и папами:
«Вместе с мамой дружны », «Вместе с папой мы сильны».
Соответственно мною оформлена и развивающая среда в группе,
которая отражает мою работу по патриотическому воспитанию. В моей
работе помогают:
- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Моя семья - моя
гордость», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;
- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой
город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»,
картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и
т.д.
- тематическая папка «Мой край»,
- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет
президента РФ;
- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри
земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия»,
художественная литература о войне;
- альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские
народные костюмы», матрешка, вышивка, дидактические игры;
- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;
- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.
Большой интерес у детей вызывает посещение городского историко
-краеведческого музея города Исилькуля. Мы с ребятами посетили
тематические выставки: «История игрушек», «День Победы», «Русская
старина» и др.
Авторской новизной моей работы стала организация семейного
патриотического клуба «Правнуки Победы» шефствующий над ветеранами
ВОВ, в рамках которого дети узнают о военных подвигах солдат, ушедших
на войну из нашего города и района. Мы поздравляем ветеранов нашего
микрорайона с праздниками, устраиваем для них концерты. Дети узнают о
боевых, трудовых и спортивных подвигах горожан, что вызывает у детей
чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду,
побуждает желание быть похожими на них. Работа по воспитанию у
дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если
она осуществляется в тесном контакте с родителями. В моей работе
родители не только помощники, но и равноправные участники формирования
личности ребенка. Они принимают активное участие в организации
праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского
творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем»,
вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и
развлечениях.
Об эффективности моей работы говорят результаты мониторинга.
(Приложение 2)Результативностью моей работы стало создание единого
образовательного пространства группы и семьи, а также повышение уровня
нравственности и патриотизма в семьях воспитанников.
В результате проведенной мною работы у детей появился интерес к
культурному и историческому наследию русского народа. Данные
мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому
воспитанию. Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к
городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего
патриотизма.
Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему
патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. У них
появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных,
сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили
и расширили свои знания о родном городе, о природе г. Исилькуля, о
традициях русского народа, о жизни людей в старину. Все эти положительные
результаты видны из заполнения родителями анкет
( Приложение № 3) Воспитать патриота своей Родины – ответственная и
сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только
начинается. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к
Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать
название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то
из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к
приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать,
что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если
ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным
символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет
патриотом своей страны.
Приложение № 1
Перспективный план работы по гражданско-патриотическому
воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
Месяц
Форма
проведения
Наименование мероприятия
Отметка о
выполнении
Сентябрь
–
«Моя
дружная семья»
Рассказы детей
и з
л и ч н о г о
опыта; чтение
о членах
семьи и доме,
в
котором живут;
чтение заранее
приготовленных стихов о
сестренке,
братишке,
маме,
папе и т.д.
Беседа
«Что такое «родня»?»
Беседа,
чтение
«Семейные обычаи на Руси»;
пословицы и
п о г о в о р к и
о
семье
НОД
«Моя семья»
Родительское
собрание
«Роль родного дома и семьи в
формировании личности
дошкольника»
Рисование
«Моя
семья»
(совме стные
работы детей и родителей)
Оформление
стенгазеты
Наша дружная семья
Экскурсия
по
городу
Исилькулю
«Исилькуль
–
наша
малая
Родина»
Спортивный
праздник
«Вместе с папой мы сильны».
О к т я б р ь
« М о й
любимый
детский
сад»
Экскурсия
по
детскому саду
«Важность
труда
всех
людей,
работающих в детском саду
Пение и
чтение стихов
«О детском саде»
Выставка
детских
рисунков
«Мой детский сад»
Коллективная
работа
«Герб группы»
Развлечение
« П р а з д н и к
о с е н н и х
именинников группы»
«Экскурсия»
по
фотографиям
Рассматривание
фотографий
По городу Исилькулю
Достопримечательности города
Исилькуля
Ноябрь «Исилькуль
–
г о р о д
м о й
родной», «Мы
славим город свой»
Экскурсия в
районную
библиотеку
«История города»
Ручной труд
И з г о т о в л е н и е
а л ь б о м а
«Природа родного края»
Знакомство
Знакомство с гербом и флагом
г Исилькуля
Развлечение
«День матери»
Декабрь
«Я
и
моё
имя»,
«Права
ребенка»,
«Новый год»
Беседа
«Для
чего
человеку
имя?».
Дидактические игры: «Полное
и
неполное
имя»,
«Назови
ласково»
Беседа
« Ч т о
о з н а ч а ю т
н а ш и
имена?», «Как на Руси давали
имена новорожденным»
Беседа
« 1 2
д е к а б р я
–
Д е н ь
Конституции»,
«Декларация
о
правах ребенка»
Беседа
«Встреча Нового года на Руси
и
других
странах»,
«Царь
Петр I и Новый год»
Ознакомление
Русские
народные
праздники
« Н о в о г о д н и е
с в я т к и » ,
«Рождество».
Пение
песен,
колядок, закличек
Ручной труд
Изготовление
открыток
с
Новогодними
поздравлениями
родителям.
Я н в а р ь
« Н а ш а
Родина
-
Россия»
«Москва – столица
России»
Проектная
деятельность
(Общее
собрание)
П а т р и о т и ч е с к и й
к л у б
« П р а в н у к и
П о б е д ы »
Объявление
цели
и
формы
работы
детям
и
родителям
группы
Беседа
-ознакомление
«Москва
–
столица
Родины»,
« Э кс к у р с и я
п о
К р а с н о й
площади» (видео презентация)
Беседа
Рассматривание
иллюстраций
Прослушивание
гимна
С и м в о л и к а
Р о с с и й с к о г о
государства
(флаг,
герб,
гимн
РФ)
Февраль
«Наши
защитники»
Беседа
«Наши
защитники».
Русские
традиции проводы в армию.
Ручной труд
( в рамках
работы клуба
«Правнуки
Победы»)
Изготовление
подарков
для
пап, дедушек и ветеранов ВОВ
к празднику «День защитника
Отечества»
Рассказы пап
Служба в армии,
Пение песен об армии.
Развлечение
День
защитника
Отечества
«Вместе с папой мы сильны»
Март
«Оч ень
я
л ю б л ю
м а м у
милую свою»
Беседа
Беседа о мамах. Чтение стихов
и пение песен о маме, бабушке.
Изготовление
подарков к
8
Марта
Составление
рассказов
« З а
ч т о
я
л ю б л ю
с в о ю
маму. Как я ей помогаю»
Работа клуба
«Правнуки
Победы»
П о з д р а в л е н и е
ж е н щ и н -
ветеранов ВОВ с 8 марта
Развлечение
В е с е л а я
я р м а р к а
с
русскими народными играми,
инсценировками,
хороводами
«Вместе с мамой»
Апрель
«Наши
космонавты»
Рассказ
воспитателя
О
Космосе
и
космонавтах
России
Беседа
В космос летают люди разных
национальностей (они дружны,
поэтому у них все получается)
Развлечение
«День Земли»
М а й
« В е л и к о й
Победе
посвящается»
Досуг
Рассказы
ветеранов
войны
и
т р у ж е н и ко в
т ы л а
о
т е х
страшных днях
Беседа в рамках
работы
клуба
«Правнуки
Победы»
« В е л и ка я
О т е ч е с т в е н н а я
война»
Просмотр фрагментов фильмов
Беседа
«Памятники
воинской
славы
России»
Ручной труд
Изготовление
праздничных
открыток для ветеранов
Э кс ку р с и я
в
парк Победы
В о з л о ж е н и е
ц в е т о в
к
мемориалу
Концерт
«Этих дней не смолкнет слава»
Приложение №2
Карта
мониторинга
«Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Раздел
Критерии
Начало
уч.год
Конец
уч.год
Представление
о себе и своей
семье
Знает свое имя и фамилию.
Знает имена, отчества родителей, место
их работы.
Знает домашний адрес, телефон.
Знаком со своей родословной.
Представления
о детском саде
Ориентируется
в
помещении
детского
сада, знает их названия и функции.
Знает адрес детского сада
Имеет
представление
о
профессиях
сотрудников детского сада.
Представление
о человеке
Имеет
представления
о
первобытных
людях.
Знает
об
основных
пот ребно стях
человека (здоровый образ жизни).
Имеет
представление
о
жизни
людей
других стран.
Имеет
представления
о
н а р од а х ,
населяющих Кемеровскую область.
Представления
о
р о д н о й
стране
Знает название города, улиц, площади.
Знает
символы
родного
города
(флаг,
герб)
Знает
достопримечательности
города
(музей, дворец спорта, дома культуры…)
Знает
название
страны,
её
столицы
и
символы России (флаг, герб, гимн)
Представление
о культуре
Знаком
с
прикладным
искусством
(«Дымка»,
«Хохлома»,
«Городец»,
«Гжель»…)
Имеет
представление
о
народных
праздниках и традициях
Представление
о
географически
х компонентах
Имеет представление о планете Земля
«Ориентируется»
по
карте
и
глобусу
(вода-суша; море; океан-материк; полюс;
экватор…)
Знает
природно-климатические
зоны
и
их
обитателей
(пустыня,
ту н д р а ,
тропики)
Знает о природных особенностях нашего
региона (растения, животные, климат)
Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой
адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые
зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России;
герб
города;
называет
народные
праздники,
игрушки,
предметы
быта;
называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны,
ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь,
проявляет
дружелюбие,
считается
с
интересами
товарищей,
умеет
договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление
о
ч л е н а х
с е м ь и
и
б л и ж а й ш и х
р о д с т в е н н и к а х .
Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой
адрес;
флаг,
герб,
гимн
России,
герб
города;
затрудняется
назвать
достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это
после
пояснений
взрослого);
затрудняется
назвать
народные
праздники,
игрушки;
с
помощью
взрослого
называет
природные
богатства
России,
природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие,
но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не
оказывает
помощь;
анализирует
поступки
с
помощью
взрослого.
Низкий уровень - не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает
флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного
города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные
праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические
зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с
интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи,
не может анализировать поступки.
Приложение №3
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые
родители!
Данная
анкета
является
анонимной
(вы
не
называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно
откровенны.
I Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического
воспитания?
1.
Да. 2. Нет
II Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________
III Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста
нравственно-патриотических чувств?
1.
Да. 2. Нет
IV Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
1.
В школе.
2.
В семье.
3.
В детском саду.
V Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
1.
Да.
2.
Нет.
3.
Иногда.
VI Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, его истории,
достопримечательностях, знаменитых людях?
1.
Да.
2.
Нет.
3.
Иногда.
VII В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
__________________________________________________________________
___________
VIII Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка патриотизма?
__________________________________________________________________
___________
IX Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
Спасибо за сотрудничество!