Напоминание

Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников в современном социокультурном пространстве


Автор: Краснолобова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7"
Населённый пункт: г. Исилькуль
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников в современном социокультурном пространстве
Раздел: дошкольное образование





Назад





« Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в

современном социокультурном пространстве»
Актуальностьвыбранной темы обусловлена тем, что государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011- 2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо Родины, беречь и умножать её богатства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников, и ставятся такие цели: - создание условий для становления основ патриотического сознания детей, - возможности позитивной социализации ребенка, - всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, - развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Таким образом, актуальным в наше время становится формирование культуры личности ребенка дошкольного возраста через совершенствование систем нравственно – патриотического воспитания. Исходя из всего вышеизложенного, мною определяется следующая
цель
: создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им. Для достижения цели, я поставила перед собой следующие
задачи
: - воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи осуществляются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками. Методологической основой моейработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников явились: 1. Методы игровой деятельности. О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в моей педагогической копилке достаточное количество. Я применяю их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них. Например, «Платочек», «Колпачок», «У медведя во бору «и другие. Использую и дидактические игры «Назови ласково», «Полное и неполное имя» и др. 2. Целевые прогулки, экскурсии. 3. Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России. 4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы. Например: русские народные сказки, былины, рассказы Д.Александрова «Дозор», Л.Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе». 5. Праздники и развлечения В старшем дошкольном возрасте у детей должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким
людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия, продуктивные виды деятельности, проектную деятельность. Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии. Работу по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляю по разработанному мною плану (Приложение № 1) , содержащему следующие разделы: 1. «Исилькуль - край родной», «Мы славим город свой» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе. 2. «Наша Родина – Россия» — Цели: знакомство детей с историей и многонациональностью России; формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа; знакомство детей с государственной символикой России. 3. «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам; 4. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. 5. «Мой любимый детский сад» — Цели: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости. 6. «Наши космонавты», «Герои – земляки» — Цели: знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины. 7. «Я и мое имя», «Права ребенка» — Цели: формировать первичные представления ребенка о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в день Конституции провожу беседу о Декларации прав ребенка; в апреле, знакомлю детей с космосом, праздник «День земли». Всю работу по воспитанию патриотизма старших дошкольников я разделила по следующим компонентам: - культурно-патриотический (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии, видео-презентаций, посещение Исилькульского краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен и.т.д.); - гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города Исилькуля и России); - героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, возложение цветов к памятникам и мемориалам города); - спортивно-патриотический (спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой дружны », «Вместе с папой мы сильны». Соответственно мною оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает мою работу по патриотическому воспитанию. В моей работе помогают: - семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Моя семья - моя гордость», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»; - тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д. - тематическая папка «Мой край»,
- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента РФ; - тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне; - альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, вышивка, дидактические игры; - сказки (русские народные и других народностей), былины, предания; - глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах. Большой интерес у детей вызывает посещение городского историко -краеведческого музея города Исилькуля. Мы с ребятами посетили тематические выставки: «История игрушек», «День Победы», «Русская старина» и др. Авторской новизной моей работы стала организация семейного патриотического клуба «Правнуки Победы» шефствующий над ветеранами ВОВ, в рамках которого дети узнают о военных подвигах солдат, ушедших на войну из нашего города и района. Мы поздравляем ветеранов нашего микрорайона с праздниками, устраиваем для них концерты. Дети узнают о боевых, трудовых и спортивных подвигах горожан, что вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них. Работа по воспитанию у дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях. Об эффективности моей работы говорят результаты мониторинга. (Приложение 2)Результативностью моей работы стало создание единого образовательного пространства группы и семьи, а также повышение уровня нравственности и патриотизма в семьях воспитанников. В результате проведенной мною работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому
воспитанию. Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе г. Исилькуля, о традициях русского народа, о жизни людей в старину. Все эти положительные результаты видны из заполнения родителями анкет ( Приложение № 3) Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.
Приложение № 1 Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Месяц Форма проведения Наименование мероприятия Отметка о выполнении Сентябрь – «Моя дружная семья» Рассказы детей и з л и ч н о г о опыта; чтение о членах семьи и доме, в котором живут; чтение заранее приготовленных стихов о сестренке, братишке, маме, папе и т.д. Беседа «Что такое «родня»?» Беседа, чтение «Семейные обычаи на Руси»; пословицы и п о г о в о р к и о семье НОД «Моя семья» Родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Рисование «Моя семья» (совме стные работы детей и родителей)
Оформление стенгазеты Наша дружная семья Экскурсия по городу Исилькулю «Исилькуль – наша малая Родина» Спортивный праздник «Вместе с папой мы сильны». О к т я б р ь « М о й любимый детский сад» Экскурсия по детскому саду «Важность труда всех людей, работающих в детском саду Пение и чтение стихов «О детском саде» Выставка детских рисунков «Мой детский сад» Коллективная работа «Герб группы» Развлечение « П р а з д н и к о с е н н и х именинников группы» «Экскурсия» по фотографиям Рассматривание фотографий По городу Исилькулю Достопримечательности города Исилькуля Ноябрь «Исилькуль – г о р о д м о й родной», «Мы славим город свой» Экскурсия в районную библиотеку «История города» Ручной труд И з г о т о в л е н и е а л ь б о м а «Природа родного края»
Знакомство Знакомство с гербом и флагом г Исилькуля Развлечение «День матери» Декабрь «Я и моё имя», «Права ребенка», «Новый год» Беседа «Для чего человеку имя?». Дидактические игры: «Полное и неполное имя», «Назови ласково» Беседа « Ч т о о з н а ч а ю т н а ш и имена?», «Как на Руси давали имена новорожденным» Беседа « 1 2 д е к а б р я – Д е н ь Конституции», «Декларация о правах ребенка» Беседа «Встреча Нового года на Руси и других странах», «Царь Петр I и Новый год» Ознакомление Русские народные праздники « Н о в о г о д н и е с в я т к и » , «Рождество». Пение песен, колядок, закличек Ручной труд Изготовление открыток с Новогодними поздравлениями родителям. Я н в а р ь « Н а ш а Родина - Россия» «Москва – столица России» Проектная деятельность (Общее собрание) П а т р и о т и ч е с к и й к л у б « П р а в н у к и П о б е д ы » Объявление цели и формы работы детям и родителям группы
Беседа -ознакомление «Москва – столица Родины», « Э кс к у р с и я п о К р а с н о й площади» (видео презентация) Беседа Рассматривание иллюстраций Прослушивание гимна С и м в о л и к а Р о с с и й с к о г о государства (флаг, герб, гимн РФ) Февраль «Наши защитники» Беседа «Наши защитники». Русские традиции проводы в армию. Ручной труд ( в рамках работы клуба «Правнуки Победы») Изготовление подарков для пап, дедушек и ветеранов ВОВ к празднику «День защитника Отечества» Рассказы пап Служба в армии, Пение песен об армии. Развлечение День защитника Отечества «Вместе с папой мы сильны» Март «Оч ень я л ю б л ю м а м у милую свою» Беседа Беседа о мамах. Чтение стихов и пение песен о маме, бабушке. Изготовление подарков к 8 Марта Составление рассказов « З а ч т о я л ю б л ю с в о ю маму. Как я ей помогаю» Работа клуба «Правнуки Победы» П о з д р а в л е н и е ж е н щ и н - ветеранов ВОВ с 8 марта
Развлечение В е с е л а я я р м а р к а с русскими народными играми, инсценировками, хороводами «Вместе с мамой» Апрель «Наши космонавты» Рассказ воспитателя О Космосе и космонавтах России Беседа В космос летают люди разных национальностей (они дружны, поэтому у них все получается) Развлечение «День Земли» М а й « В е л и к о й Победе посвящается» Досуг Рассказы ветеранов войны и т р у ж е н и ко в т ы л а о т е х страшных днях Беседа в рамках работы клуба «Правнуки Победы» « В е л и ка я О т е ч е с т в е н н а я война» Просмотр фрагментов фильмов Беседа «Памятники воинской славы России» Ручной труд Изготовление праздничных открыток для ветеранов Э кс ку р с и я в парк Победы В о з л о ж е н и е ц в е т о в к мемориалу Концерт «Этих дней не смолкнет слава»
Приложение №2
Карта

мониторинга

«Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Раздел Критерии Начало уч.год Конец уч.год Представление о себе и своей семье Знает свое имя и фамилию. Знает имена, отчества родителей, место их работы. Знает домашний адрес, телефон. Знаком со своей родословной. Представления о детском саде Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции. Знает адрес детского сада Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада. Представление о человеке Имеет представления о первобытных людях. Знает об основных пот ребно стях человека (здоровый образ жизни). Имеет представление о жизни людей других стран. Имеет представления о н а р од а х , населяющих Кемеровскую область. Представления о р о д н о й стране Знает название города, улиц, площади. Знает символы родного города (флаг, герб) Знает достопримечательности города
(музей, дворец спорта, дома культуры…) Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн) Представление о культуре Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…) Имеет представление о народных праздниках и традициях Представление о географически х компонентах Имеет представление о планете Земля «Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…) Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, ту н д р а , тропики) Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат) Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о ч л е н а х с е м ь и и б л и ж а й ш и х р о д с т в е н н и к а х . Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать
достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень - не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Приложение №3
Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые родители! Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны. I Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания? 1. Да. 2. Нет II Что для вас означает выражение «быть патриотом»? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________ III Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств? 1. Да. 2. Нет IV Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма? 1. В школе. 2. В семье. 3. В детском саду. V Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе? 1. Да. 2. Нет. 3. Иногда. VI Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях? 1. Да. 2. Нет. 3. Иногда. VII В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? __________________________________________________________________ ___________ VIII Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка патриотизма? __________________________________________________________________ ___________ IX Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? Спасибо за сотрудничество!


В раздел образования