Использование технологии ТРИЗ для развития речи детей.
Автор: Акинина Анна Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №17 комбинированного вида" Населённый пункт: пгт Тайцы Гатчинский район Ленинградская областьбуклет Наименование материала: буклет для родителей Тема: Использование технологии ТРИЗ для развития речи детей. Раздел: дошкольное образование
Состамили буклет воспитатели группы № 10
Акинина А.Е., Птерман Н.В.,
учитель -логопед Жилина С.А.
МБДОУ “детский сад №17 комбинированного вида»
Использование технологии
ТРИЗ для развития речи детей
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с
отгадками. Не произнося настоящих
названий картинок, мама даёт им
шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки,
подмигивалки и др.- … глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка,
цоколка - … лошадка. Забивалка,
ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как
можно скорее поставить пальчики на
соответствующую картинку. Можно
поменяться ролями, дети сами
придумывают и загадывают загадки, а
родители должны угадать, о чём идёт
речь.
Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми
игрушками. Содержание: Мама
предлагает вынимать произвольно
фигурки из коробки. Надо придумать, кем
или чем этот предмет будет в сказке.
После того как первый играющий сказал 2
– 3 предложения, следующий вынимает
другой предмет и продолжает рассказ.
Когда история закончилась, предметы
собирают вместе и начинается новая
история. Важно, чтобы каждый раз
получилась законченная история, и чтобы
ребенок в разных ситуациях придумал
разные варианты действий с одним и тем
же предметом.
большего количествиа картинок
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в
котором сопоставляются два предмета
(объекта). Ребёнку необходимо
исправить ошибку, предложив два
правильных варианта суждения.
Например: «Мел белый, а сажа жидкая.
В первой части сравнения сказано о
цвете, а во второй части – о твёрдости.
Правильно будет так: мел белый, а сажа
чёрная или мел твёрдый, а сажа
мягкая».
Примерный речевой материал: внучка
маленькая, а бабушка старенькая;
Ослик Иа большой, а Винни Пух
толстый;
Лиса хитрая, а Колобок жёлтый
;
Факторы успешного речевого
развития детей.
Эмоциональное общение с ребёнком с
момента рождения,
Создавать условия для общения с
другими детьми,
Речь взрослого – пример для
подражания,
Развивать мелкую моторику руки, это
ведёт к развитию речи.
Совместные игры взрослого и ребёнка,
Чтение художественной литературы,
разучивание стихов,
Удовлетворение любознательности
ребёнка, ответы на все «почему»,
Совместные выезды на природу,
экскурсии, посещение музеев,
Рассказывание стихов руками.
Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках
мамы стопка перевёрнутых
карточек. Ребёнок вынимает из этой
стопки любую картинку, например
«шуба», и придумывает какое-
нибудь словосочетание, «шуба
пушистая». Картинка передвигается
к маме, папе, брату и т.д. каждый
игрок дополняет картинку
определением и передвигает по
кругу. Игрок, назвавший последнее
словосочетание, оставляет картинку
у себя и получает право вынуть из
стопки следующую картинку.
Победителем становится
обладатель наибольшего
количества картинок.
Игра «Превращения»
Содержание: Взрослый даёт
задание назвать то, во что может
превратиться кружка без ручки (в
стакан), кепка без козырька (в
шапку), кувшин без горлышка и
ручки (в вазу), диван без спинки (в
кровать), стул без спинки (в
табурет), кресло без
подлокотников (стул).