Автор: Псуй Ольга Николаевна Должность: учитель якутского языка Учебное заведение: МОУ СОШ №22 Населённый пункт: п. Беркакит Наименование материала: Разработка урока Тема: Героический эпос "Олонхо" Раздел: среднее образование
Цели:
1) Приобщить учащихся к духовной культуре народа Саха
2) Через фольклор учить детей понимать мировоззрение древнего народа саха.
3) Научить произносить на якутском языке слова, относящиеся к героической
теме, повторить слова – приветствия.
4) Развивать умение вести простейший диалог на якутском языке.
5) Развивать интерес учащихся к отдельным жанрам якутского фольклора
6) Воспитывать уважение к культуре народа саха, к его самобытному языку.
Задачи:
Познакомить
учащихся
с
понятием
«олонхо»,
«олонхосут»,
с
кратким
содержанием отдельных сказаний олонхо.
Учить
различать
жанры
фольклора,
планировать
этапы
своей
деятельности.
Познакомить с фамилиями художников, с их иллюстрациями к олонхо и
манерой исполнения олонхо.
Закреплять произносительные и интонационные навыки якутской речи в
стандартных речевых ситуациях.
Через
различные
виды
учебной
деятельности
развивать
творческие
способности учащихся.
Оборудование урока: Тетради, презентация, книги для выставки, ширма,
куклы,
заготовки
кадров
для
диафильма,
клей,
цветная
бумага,
ножницы,
иллюстрации,
грамзапись
«Песни
посыльного
Сорук
Боллура»
из
олонхо
«Нюргун Боотур стремительный» в исполнении олонхосута У. Г. Нохсорова на
якутском языке.
Ход урока
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, дорооболорун, бары олорун (все сели).
- Сегодня у нас с вами урок первичного знакомства с понятием « олонхо»,
повторение
слов
–
приветствий
на
якутском
языке
и
разучивание
слов,
относящихся героической теме.
II. Актуализация знаний учащихся:
1.
Фронтальная беседа
Учитель культуры - Ребята, мы знаем, что национальная культура любого
народа состоит из двух составляющих частей: из материальной культуры и
духовной культуры. Давайте вспомним элементы духовной культуры
(религия,
фольклор,
литература,
музыкальное
творчество,
изобразительное
творчество)
Перечислите, пожалуйста, что относится к фольклору?
(сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, мифы, былины,
предания, легенды). (на доску вывешиваются таблички с названиями жанров
фольклора)
Так, что же такое фольклор? (устное народное творчество)
Вы перечислили разнообразные жанры устного народного творчества.
Что можно сказать о фольклоре, дайте характеристику этому элементу
культуры. Дополните фразу подходящими по смыслу словами / на доске
записана
фраза,
с
пропущенными
словами
и
карточки
со
словами:
богатый,
большой,
значительный,
распространённый,
разнообразный,
весёлый и т. д./
2.
Вывод
Дополните фразу подходящими по смыслу словами. / на доске записана
фраза,
с
пропущенными
словами
и
слова:
богатый,
большой,
значительный, распространённый, разнообразный, весёлый и т. д./
« Народное творчество – это самый…, …, … элемент духовной культуры».
III. Изучение нового материала.
1.
Вводная беседа с использованием зрительного ряда. / «Добрыня и Змей»,
«Русские
богатыри»,
«Илья
муромец»,
Г.В.
Ксенофонтоф
«Эллэйада»,
«Кыыс Дэбилийэ» в записи С. К. Дьяконова, П. Ойунский «Нюргун Боотур
Стремительный»
Учитель культуры - Перед вами ряд книг, они разные по оформлению, по
содержанию. Вот эти книги - о русских богатырях.
Назовите
известные
вам
имена
русских
богатырей.
(Илья
Муромец,
Алёша Попович, Добрыня Никитич)
К какому жанру фольклора можно отнести эти книги? (к былинам, к
сказаниям)
О чём рассказывают былины? (о жизни и подвигах русских богатырей)
Какие
подвиги
совершали
русские
богатыри?
(воевали
со
всякими
чудищами, защищали от них русскую землю)
В
старину,
на
Руси,
о
доблестных
подвигах
русских
богатырей
рассказывали
сказители.
Они
ходили
по
городам,
сёлам
и
во
время
народных праздников, гуляний устраивали целые представления.
2. Фронтальная беседа
Учитель
якутского
языка
–
У
якутского
народа
тоже
есть
богатыри,
о
подвигах которых они слагали песни, волшебные истории и передавали их из
поколения в поколение. Посмотрите на эти книги, Платон Ойунский «Нюргун
Боотур стремительный», Гавриил Ксенофонтов «Эллэйада», «Кыыс Дэбэлийэ»
Степана Дьяконова, все эти книги - результат народного словесного искусства.
Как вы думаете, о чём рассказывают эти сказания?
2
Предполагаемый ответ учащихся - о богатырях и их героических подвигах.
Как
и
на
Руси,
у
якутского
народа
были
люди,
рассказывающие
героические сказания. Их называли олонхосутами.
Ногу на ногу положив, начал запев олонхо,
На ночлеге - у камелька,
Продолжав рассказ до зари, про далёкие времена,
Как три мира были заселены…
Посмотрите на этого человека.
Как вы думаете, каким должен быть олонхосут по характеру?
Предполагаемый ответ учащихся - добрым, весёлым, задорным
Что, по-вашему, должен уметь олонхосут, какими качествами обладать,
чтобы словом нарисовать портрет богатыря, передать содержание его
подвига, заставить поверить слушателей в то, о чём он рассказывает?
Предполагаемый ответ учащихся - должен быть талантливым, артистичным,
быть хорошим рассказчиком, певцом, иметь хорошую память.
3. Формулирование темы урока.
Учитель культуры – Все героические повествования (эпос) олонхосутов, все
сказания о богатырях называются одним общим словом - ОЛОНХО.
Ребята, может, кто - то из вас скажет, так, что же такое «олонхо»?
Предполагаемый ответ учащихся - олонхо – это общее название героических
сказаний, героический эпос.
Ребята, может, кто - то из вас уже догадался, о чём мы будем говорить
сегодня на уроке?
Предполагаемый
ответ
учащихся
-
об
олонхо,
о
героических
сказаниях,
героическом эпосе.
Кто попытается сформулировать тему урока?
Запишите тему урока: « Понятие о героическом эпосе олонхо, слова,
относящиеся к героической теме».
4. Словарная работа:
Учитель
якутского
языка
– Давайте
запишем
в
тетрадь
некоторые
определения /слайд презентации/:
Олонхо – героический эпос (повествование).
Олонхосут – человек, рассказывающий олонхо.
Бухатыыр - богатырь
КYYСТЭЭХ - сильный
5. Объяснение учителя
Учитель
культуры – Многие якутские писатели в своём
творчестве обращались к устному народному творчеству,
3
создавали
литературные
олонхо.
«Нюргун
Боотур
стремительный»
-
героический эпос о заселении Среднего мира. В этом олонхо описывается
изначальная жизнь человека с первого его появления на земле. Поэтому первый
человек был необыкновенным чудесным героем. Его судьбу определили духи,
живущие в верхнем мире. Боотуру предстояло вести борьбу с различными
чудовищами, которые мешали людям создать мирную, изобильную жизнь на
земле. Поэтому богатыря Нюргуна в олонхо рисуют величественным, грозным,
самым сильным и красивым.
Строен станом, словно копье, стремителен, как стрела,
Был он лучшим среди людей, красивейшим среди людей.
Огромен он как утёс, грозен лик у него
Выпуклый лоб его крут и упрям;
6. Выступление кукольного театра
Учитель якутского языка – А теперь, на мгновение, перенесёмся с вами на
несколько веков назад. Представьте такую картину: зима, юрта, за стенами
юрты трескучий мороз, в камельке горит огонь, все ждут прихода олонхосута.
Действующие лица: хозяин юрты,хозяйка юрты,гость, олонхосут.
(заходит гость) Дорооболорун! (здравствуйте)
Хозяин, хозяйка – дорообо! – (здравствуй)
Гость – Хайдах олоро5ут? – (как поживаете?)
Хозяин – учугей! – (хорошо)
Гость – олонхосут келле доо? – (олонхосут пришёл?)
Хозяйка – билигин кэлэр! – (сейчас придёт)
Хозяин – аас, олор (гость проходит, садится) – (проходи, садись)
(Стук в дверь, входит олонхосут) – дорооболорун! – (здравствуйте!)
Все – дорообо! – (здравствуй)
Олонхосут – Хайдах олоро5ут? – (как поживаете?)
Хозяин - учугей, ча кель маана олор, уоона кепсе. – (хорошо, ну иди сюда,
садись).
Олонхосут
-
………
- слушайте (Слушание
олонхо
«Песня
посыльного
Сорук Боллура» в грамзаписи).
7. Закрепление изученных слов на якутском языке.
Учитель
якутского
языка
– Ребята, какие знакомые слова вы
услышали в представлении?
Предполагаемый ответ учащихся - Дорооболорун! Здравствуйте,
дорообо! – здравствуй, учугей! – хорошо, аас, олор – проходи, садись. Бухатыыр
- богатырь
Учитель культуры - Закончился наш небольшой спектакль, который помог вам
представить то далёкое прошлое, когда рождались сказания олонхо. Песнь
посыльного Сорука Боллура вы слушали в исполнении извесного в Якутии
олонхосута У. Г. Нохсорова.
4
8.
Просмотр
слайдов
с
иллюстрациями
к
олонхо
«Нюргун
Боотур
стремительный »
В создании литературных олонхо участвовали писатели и художники.
Олонхо «Нюргун Боотур стремительный» иллюстрировали художники Э.
Сивцев, В. Карамзин, И. Корякин.
Их
иллюстрации
передают
богатырскую
силу
героев
красоту
юных
девушек, добрых духов айыы и непривлекательные, страшные черты злых
духов/ слайд презентации/.
Учитель культуры – У якутского народа при рождении ребёнка существовал
специальный обряд, на котором главной была Айыысыт – добрый дух. Она
становилась у изголовья роженицы и передавала родившемуся ребёнку душу и
его судьбу. Об этом подробнее мы поговорим в старших классах, а сейчас
давайте послушаем отрывок олонхо из «Благословения Айыысыт». (Отрывок
читает заранее подготовленная ученица).
Счастье я обещаю вам, добро нагадаю вам:
будьте крепким корнем большой семьи!
Заселите потомством своим весь простор серединной земли!
Пусть во веки веков ваш огонь горит!
Пусть незыблемое у вас вечное довольство царит!
Пусть могучий Одун Хаан вам судьбы невалкие определит!
Вашему сыну богатырю я такое имя дарю: владеющий Серо – стальным конём
Кюн Дьирибинэ Бухатыыр – пусть отныне зовётся он!
Имя вашей дочери я дарю: с блистающе ясным лицом
Прекрасная Туйаарыма Куо – пусть отныне зовётся она!
А потом небесная Айыысыт стремительно подошла к громоздкой двери жилья.
Тяжёлую, грузную дверь, которую семьдесят семь человек,
Налегая плечами семь суток подряд, не смогли бы и приоткрыть,
Настежь распахнула она, откинула, как лепесток.
Через громадный толстый порог,
схожей с четырёхтравным быком, развалившимся на боку,
перешагнув легко, вновь обернулась она кобылицею молодой,
масти белой, как молоко;
И, мгновение постояв, порывисто фыркая, горячась,
поскакала – прянула на бегу
На белое облако, невдали распластавшееся по земле,
И на облаке этом, похожем на шкуру чалого стригунка
с сизой дымкою на груди, с белой дымкою на животе,
В Верхний мир величаво взмыла она.
5
9. Коллективная работа с текстом.
Прочитайте текс и подумайте, на сколько частей его можно разделить?
Какими словами заканчивается 1 часть, 2 часть, 3 часть?
Кого благославляет Айисыыт в первой части, второй части?
Какой нам описывают дух Айисыыт в третьей части?
В кого превратилась Айисыыт?
10. Творческая работа в группах /дети создают кадры диафильма/.
Учитель якутского языка – С ейчас мы с вами превратимся в художников,
создающих диафильм. Давайте сядем по группам (группы определить заранее).
У каждой группы на столах лежат заготовки для создания кадров диафильма.
Ваша задача собрать кадр диафильма, подобрать подходящий по содержанию
кадра текст.
а) самостоятельная работа;
б) демонстрация результатов творческой работы;
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа по карточкам
Учитель
культуры
-
Соедините
линиями
понятия
и
соответствующие
им
слова.
а) карточка
б) самопроверка
/слайд презентации/
V. Рефлексия.
1.Ответы на вопросы.
Учитель якутского языка
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Какие новые слова на якутском языке пополнили ваш словарный запас?
Что вам больше всего запомнилось на уроке, и вы об этом расскажите
дома?
2. Заключительное стихотворение (читает учитель)
Допето олонхо, умолк олнхосут
И жизнь вокруг опять обычная, простая,
И нет богатырей, и кони их не ржут,
И стрелы не свистят, моря перелетая.
И снова жизнь как жизнь, где людям нелегко,
Где богатырство им необходимо тоже,
6
Олонхосут Героический эпос
Бухатыыр
Здравствуйте
Олонхо Дух
Айыысыт Богатырь
Дорооболорун Сказитель
И беды посложней у них, чем в олонхо,
И время посложней и с древним так несхоже.
И стрелы ранят их иных обид и бед,
И гром иных тревог их на рассвете будит.
О, сколько каждый день невидимых побед
Вам нужно одержать, сегодняшние люди!
7