Напоминание

Героический эпос "Олонхо"


Автор: Псуй Ольга Николаевна
Должность: учитель якутского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №22
Населённый пункт: п. Беркакит
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Героический эпос "Олонхо"
Раздел: среднее образование





Назад





Интегрированный урок по предметам: Культура

народов Республики Саха (Якутия) и якутский язык

Тема:
«Г
ероический эпос Олонхо»

Цели:
1) Приобщить учащихся к духовной культуре народа Саха 2) Через фольклор учить детей понимать мировоззрение древнего народа саха. 3) Научить произносить на якутском языке слова, относящиеся к героической теме, повторить слова – приветствия. 4) Развивать умение вести простейший диалог на якутском языке. 5) Развивать интерес учащихся к отдельным жанрам якутского фольклора 6) Воспитывать уважение к культуре народа саха, к его самобытному языку.
Задачи:
 Познакомить учащихся с понятием «олонхо», «олонхосут», с кратким содержанием отдельных сказаний олонхо.  Учить различать жанры фольклора, планировать этапы своей деятельности.  Познакомить с фамилиями художников, с их иллюстрациями к олонхо и манерой исполнения олонхо.  Закреплять произносительные и интонационные навыки якутской речи в стандартных речевых ситуациях.  Через различные виды учебной деятельности развивать творческие способности учащихся.
Оборудование урока:
Тетради, презентация, книги для выставки, ширма, куклы, заготовки кадров для диафильма, клей, цветная бумага, ножницы, иллюстрации, грамзапись «Песни посыльного Сорук Боллура» из олонхо «Нюргун Боотур стремительный» в исполнении олонхосута У. Г. Нохсорова на якутском языке.
Ход урока

I. Организационный момент:
- Здравствуйте, дорооболорун, бары олорун (все сели). - Сегодня у нас с вами урок первичного знакомства с понятием « олонхо», повторение слов – приветствий на якутском языке и разучивание слов, относящихся героической теме.
II. Актуализация знаний учащихся:

1.

Фронтальная беседа

Учитель культуры
- Ребята, мы знаем, что национальная культура любого народа состоит из двух составляющих частей: из материальной культуры и духовной культуры. Давайте вспомним элементы духовной культуры (религия, фольклор, литература, музыкальное творчество, изобразительное творчество)
 Перечислите, пожалуйста, что относится к фольклору? (сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, мифы, былины, предания, легенды). (на доску вывешиваются таблички с названиями жанров фольклора)  Так, что же такое фольклор? (устное народное творчество)  Вы перечислили разнообразные жанры устного народного творчества. Что можно сказать о фольклоре, дайте характеристику этому элементу культуры. Дополните фразу подходящими по смыслу словами / на доске записана фраза, с пропущенными словами и карточки со словами: богатый, большой, значительный, распространённый, разнообразный, весёлый и т. д./
2.

Вывод
 Дополните фразу подходящими по смыслу словами. / на доске записана фраза, с пропущенными словами и слова: богатый, большой, значительный, распространённый, разнообразный, весёлый и т. д./ «
Народное творчество – это самый…, …, … элемент духовной культуры».

III. Изучение нового материала.
1.
Вводная беседа с использованием зрительного ряда.
/ «Добрыня и Змей», «Русские богатыри», «Илья муромец», Г.В. Ксенофонтоф «Эллэйада», «Кыыс Дэбилийэ» в записи С. К. Дьяконова, П. Ойунский «Нюргун Боотур Стремительный»
Учитель культуры
- Перед вами ряд книг, они разные по оформлению, по содержанию. Вот эти книги - о русских богатырях.  Назовите известные вам имена русских богатырей. (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)  К какому жанру фольклора можно отнести эти книги? (к былинам, к сказаниям)  О чём рассказывают былины? (о жизни и подвигах русских богатырей)  Какие подвиги совершали русские богатыри? (воевали со всякими чудищами, защищали от них русскую землю)  В старину, на Руси, о доблестных подвигах русских богатырей рассказывали сказители. Они ходили по городам, сёлам и во время народных праздников, гуляний устраивали целые представления.
2. Фронтальная беседа

Учитель

якутского

языка
– У якутского народа тоже есть богатыри, о подвигах которых они слагали песни, волшебные истории и передавали их из поколения в поколение. Посмотрите на эти книги, Платон Ойунский «Нюргун Боотур стремительный», Гавриил Ксенофонтов «Эллэйада», «Кыыс Дэбэлийэ» Степана Дьяконова, все эти книги - результат народного словесного искусства.  Как вы думаете, о чём рассказывают эти сказания? 2

Предполагаемый ответ учащихся
- о богатырях и их героических подвигах.  Как и на Руси, у якутского народа были люди, рассказывающие героические сказания. Их называли олонхосутами. Ногу на ногу положив, начал запев олонхо, На ночлеге - у камелька, Продолжав рассказ до зари, про далёкие времена, Как три мира были заселены…  Посмотрите на этого человека. Как вы думаете, каким должен быть олонхосут по характеру?
Предполагаемый ответ учащихся
- добрым, весёлым, задорным  Что, по-вашему, должен уметь олонхосут, какими качествами обладать, чтобы словом нарисовать портрет богатыря, передать содержание его подвига, заставить поверить слушателей в то, о чём он рассказывает?
Предполагаемый ответ учащихся
- должен быть талантливым, артистичным, быть хорошим рассказчиком, певцом, иметь хорошую память.
3. Формулирование темы урока.

Учитель культуры
– Все героические повествования (эпос) олонхосутов, все сказания о богатырях называются одним общим словом - ОЛОНХО. Ребята, может, кто - то из вас скажет, так, что же такое «олонхо»?
Предполагаемый ответ учащихся
- олонхо – это общее название героических сказаний, героический эпос.  Ребята, может, кто - то из вас уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Предполагаемый

ответ

учащихся
- об олонхо, о героических сказаниях, героическом эпосе.  Кто попытается сформулировать тему урока?  Запишите тему урока: «
Понятие о героическом эпосе олонхо, слова,

относящиеся к героической теме».

4. Словарная работа:

Учитель

якутского

языка


Давайте запишем в тетрадь некоторые определения /слайд презентации/: Олонхо – героический эпос (повествование). Олонхосут – человек, рассказывающий олонхо. Бухатыыр - богатырь КYYСТЭЭХ - сильный
5. Объяснение учителя

Учитель

культуры
– Многие якутские писатели в своём творчестве обращались к устному народному творчеству, 3
создавали литературные олонхо. «Нюргун Боотур стремительный» - героический эпос о заселении Среднего мира. В этом олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого его появления на земле. Поэтому первый человек был необыкновенным чудесным героем. Его судьбу определили духи, живущие в верхнем мире. Боотуру предстояло вести борьбу с различными чудовищами, которые мешали людям создать мирную, изобильную жизнь на земле. Поэтому богатыря Нюргуна в олонхо рисуют величественным, грозным, самым сильным и красивым. Строен станом, словно копье, стремителен, как стрела, Был он лучшим среди людей, красивейшим среди людей. Огромен он как утёс, грозен лик у него Выпуклый лоб его крут и упрям;
6. Выступление кукольного театра

Учитель якутского языка –
А теперь, на мгновение, перенесёмся с вами на несколько веков назад. Представьте такую картину: зима, юрта, за стенами юрты трескучий мороз, в камельке горит огонь, все ждут прихода олонхосута.
Действующие лица:
хозяин юрты,хозяйка юрты,гость, олонхосут.  (заходит гость) Дорооболорун! (здравствуйте)
Хозяин, хозяйка
– дорообо! – (здравствуй)
Гость
– Хайдах олоро5ут? – (как поживаете?)
Хозяин
– учугей! – (хорошо)
Гость
– олонхосут келле доо? – (олонхосут пришёл?)
Хозяйка
– билигин кэлэр! – (сейчас придёт)
Хозяин
– аас, олор (гость проходит, садится) – (проходи, садись)  (Стук в дверь, входит олонхосут) – дорооболорун! – (здравствуйте!)
Все
– дорообо! – (здравствуй)
Олонхосут
– Хайдах олоро5ут? – (как поживаете?)
Хозяин
- учугей, ча кель маана олор, уоона кепсе. – (хорошо, ну иди сюда, садись).
Олонхосут

-

………

-
слушайте
(Слушание

олонхо

«Песня

посыльного

Сорук Боллура»
в грамзаписи).
7. Закрепление изученных слов на якутском языке.

Учитель

якутского

языка


Ребята, какие знакомые слова вы услышали в представлении?
Предполагаемый ответ учащихся
- Дорооболорун! Здравствуйте, дорообо! – здравствуй, учугей! – хорошо, аас, олор – проходи, садись. Бухатыыр - богатырь
Учитель культуры
- Закончился наш небольшой спектакль, который помог вам представить то далёкое прошлое, когда рождались сказания олонхо. Песнь посыльного Сорука Боллура вы слушали в исполнении извесного в Якутии олонхосута У. Г. Нохсорова. 4

8.

Просмотр

слайдов

с

иллюстрациями

к

олонхо

«Нюргун

Боотур

стремительный
»  В создании литературных олонхо участвовали писатели и художники. Олонхо «Нюргун Боотур стремительный» иллюстрировали художники Э. Сивцев, В. Карамзин, И. Корякин.  Их иллюстрации передают богатырскую силу героев красоту юных девушек, добрых духов айыы и непривлекательные, страшные черты злых духов/ слайд презентации/.
Учитель культуры
– У якутского народа при рождении ребёнка существовал специальный обряд, на котором главной была Айыысыт – добрый дух. Она становилась у изголовья роженицы и передавала родившемуся ребёнку душу и его судьбу. Об этом подробнее мы поговорим в старших классах, а сейчас давайте послушаем отрывок олонхо из «Благословения Айыысыт». (Отрывок читает заранее подготовленная ученица). Счастье я обещаю вам, добро нагадаю вам: будьте крепким корнем большой семьи! Заселите потомством своим весь простор серединной земли! Пусть во веки веков ваш огонь горит! Пусть незыблемое у вас вечное довольство царит! Пусть могучий Одун Хаан вам судьбы невалкие определит! Вашему сыну богатырю я такое имя дарю: владеющий Серо – стальным конём Кюн Дьирибинэ Бухатыыр – пусть отныне зовётся он! Имя вашей дочери я дарю: с блистающе ясным лицом Прекрасная Туйаарыма Куо – пусть отныне зовётся она! А потом небесная Айыысыт стремительно подошла к громоздкой двери жилья. Тяжёлую, грузную дверь, которую семьдесят семь человек, Налегая плечами семь суток подряд, не смогли бы и приоткрыть, Настежь распахнула она, откинула, как лепесток. Через громадный толстый порог, схожей с четырёхтравным быком, развалившимся на боку, перешагнув легко, вновь обернулась она кобылицею молодой, масти белой, как молоко; И, мгновение постояв, порывисто фыркая, горячась, поскакала – прянула на бегу На белое облако, невдали распластавшееся по земле, И на облаке этом, похожем на шкуру чалого стригунка с сизой дымкою на груди, с белой дымкою на животе, В Верхний мир величаво взмыла она. 5

9. Коллективная работа с текстом.
 Прочитайте текс и подумайте, на сколько частей его можно разделить?  Какими словами заканчивается 1 часть, 2 часть, 3 часть?  Кого благославляет Айисыыт в первой части, второй части?  Какой нам описывают дух Айисыыт в третьей части?  В кого превратилась Айисыыт?
10. Творческая работа в группах
/дети создают кадры диафильма/.
Учитель якутского языка – С
ейчас мы с вами превратимся в художников, создающих диафильм. Давайте сядем по группам (группы определить заранее). У каждой группы на столах лежат заготовки для создания кадров диафильма. Ваша задача собрать кадр диафильма, подобрать подходящий по содержанию кадра текст. а) самостоятельная работа; б) демонстрация результатов творческой работы;
IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по карточкам

Учитель

культуры
- Соедините линиями понятия и соответствующие им слова. а) карточка б) самопроверка /слайд презентации/
V. Рефлексия.

1.Ответы на вопросы.

Учитель якутского языка
 Что нового вы сегодня узнали на уроке?  Какие новые слова на якутском языке пополнили ваш словарный запас?  Что вам больше всего запомнилось на уроке, и вы об этом расскажите дома?
2. Заключительное стихотворение
(читает учитель) Допето олонхо, умолк олнхосут И жизнь вокруг опять обычная, простая, И нет богатырей, и кони их не ржут, И стрелы не свистят, моря перелетая. И снова жизнь как жизнь, где людям нелегко, Где богатырство им необходимо тоже, 6 Олонхосут Героический эпос Бухатыыр Здравствуйте Олонхо Дух Айыысыт Богатырь Дорооболорун Сказитель
И беды посложней у них, чем в олонхо, И время посложней и с древним так несхоже. И стрелы ранят их иных обид и бед, И гром иных тревог их на рассвете будит. О, сколько каждый день невидимых побед Вам нужно одержать, сегодняшние люди! 7


В раздел образования