Деятельностный подход при ознакомлении дошкольников с ОБЖ
Автор: Говцаненко Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 17 города Нерюнгри РС (Я) Населённый пункт: г. Нерюнгри Наименование материала: статья Тема: Деятельностный подход при ознакомлении дошкольников с ОБЖ Раздел: дошкольное образование
Деятельностный подход при ознакомлении дошкольников с основами
безопасности
Говцаненко Оксана Владимировна, воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 17
города Нерюнгри Нерюнгринского район
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека,
именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути
рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в
его
жизни
-
это
родители
и
воспитатели.
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных
понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия,
правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения
безопасного поведения в различных ситуациях.
Цель –формирование
у
детей
представлений
об
опасных
для
жизни
ситуаций и особенностях поведения в них.
Задачи:
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-
формирование
осторожного
и
осмотрительного
отношения
к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Знакомя
детей
с
основами
безопасного
поведения,
мы
используем
деятельностный подход.
Деятельность
является
одновременно
условием
и
средством,
обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его
мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности
1
взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может
видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила
безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В
деятельности
ребенок
учится
сопереживанию,
переживанию,
овладевает
умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в
разных
опасных
ситуациях.
Деятельность
дает
ребенку
возможность
быть
самостоятельным в познании мира.
Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы
безопасного взаимодействия с окружающим.
1. Игра
В работе по формированию основ безопасного поведения мы используем
все
виды
игр:
словесно-наглядные,
настольно-печатные,
дидактические,
сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
2. Продуктивная деятельность .
Через продуктивные виды деятельности,
такие
как
рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование,
дети
отражают
окружающую их действительность.
3. Предметная деятельность. Познание окружающего у детей происходит
через
предметную
деятельность,
которая
заключает
в
себе
возможность
познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств.
Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем
и назначении, и функциях, овладевает операционными действиями.
4. Трудовая деятельность.Социальный опыт ребёнка обогащает освоение
трудовой
деятельности.Во
время
труда
развиваются
волевые
качества,
формируются умения прилагать усилия для достижения цели.
5.
Наблюдение.Через
наблюдение
ребенком
окружающего
мира
обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда
наблюдает
и
все
запоминает
(поведение
взрослых
в
опасных
ситуациях,
взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда
активен,
даже
если
внешне
эта
активность
выражается
слабо.Именно
наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира.
2
Методы
ознакомления
детей
с
основами
безопасности: метод
сравнения,методмоделирования ситуаций, экспериментирование и опыты.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью
разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.
Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами,
организованными в единый педагогический процесс.
В
деле
решения
вопроса
безопасности
ребенка
не
последнюю
роль
играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и
эталоном для малыша. Стараемся стимулировать активное участие родителей в
работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты,
участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка,
фотовыставках.
Работая
по
данной
теме,
замечаем,
что
дети
становятся
более
самостоятельными,
инициативными,
учатся
самостоятельно
принимать
правильные решения в различных экстремальных ситуациях, знают к кому
обратиться
за
помощью,
легче
осваивают
правила
поведения
по
технике
безопасности.
Литература:
1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое
пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997.
3.
Вдовиченко
Л.А.
"Ребенок
на
улице.
Цикл
занятий
для
старших
дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-
Пресс, 2008.
4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий,
конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.
5. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс, 2010
3