Напоминание

Формирование познавательного развития детей раннего возраста


Автор: Поспелова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 17 города Нерюнгри РС (Я)
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование познавательного развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Поспелова Е.Б., воспитатель,

МБДОУ №17 города Нерюнгри
Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей. Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Правильное восприятие предметов, являющееся самой главной умственной работой ребенка, обусловлено деятельностью органов внешних чувств. Очень интересно высказывание знаменитого педагога М. Монтессори: «Если мы понаблюдаем за трехлетним ребенком, то увидим, что он постоянно исследует предметы с помощью рук. Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Через работу он становится сознательным и строит свою личность». Научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. На мой взгляд, сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к такому разнообразному миру, совершенствования мышления и других психических процессов. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Таким образом, высветилась проблема, над которой я решила провести работу и поставила перед собой такую цель: формировать сенсорный интеллект ребенка. Поставив такую цель, я определила следующие задачи: 1. Формировать представление детей о сенсорных эталонах – форма, величина, цвет. 1
2. Учить обследовать, сравнивать и группировать предметы по назначению, цвету, величине, форме. 3. В процессе действий с предметами совершенствовать моторику пальцев и координированных движений рук. 4. Расширять и активизировать пассивный и активный словарь детей за счет сенсорных свойств предметов. Определив эти задачи, я условно разделила свою работу на две части: подготовительную и основную. Подготовительная часть состояла из трех этапов: 1. Взаимодействие с родителями. 2. Составление годичного тематического плана занятий по сенсорике. 3. Создание предметно-развивающей среды. 1 этап. Выяснила отношение родителей к данной проблеме. Проведенное анкетирование подтвердило мое первоначальное впечатление, что родители не уделяют достаточного внимания сенсорному развитию детей. Я решила выпустить тематические письменные консультации по темам: «Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста», «Сенсорное развитие малышей», «Роль сенсорного развития на всестороннее развитие детей». Также оформила выставку пособий и дидактических игр по решению задач сенсорного развития детей с рекомендациями по их использованию. 2 этап. Составляя тематический план занятий на год, я учла следующие виды работ: наблюдения, игровые упражнения, группировка предметов по сенсорным эталонам, действие с бросовым материалом. Работу вне занятий я решила планировать ежедневно с учетом тематического плана занятий и необходимой индивидуальной работы. 3 этап. Третим этапом работы было создание предметно- развивающей среды в группе, стимулирующей исследовательские действия и пробуждающей игровую активность детей. Я оборудовала в группе «Сенсорный центр», в котором разместила разнообразные игры и пособия для ознакомления детей с формой, величиной, цветом – это разные тематические кубики-вкладыши, пирамидки, матрешки, мозаики, пособия для шнуровки и застегивания пуговиц и много другого. Все они имеют привлекательный вид. При подборе игр и пособий я учитывала, чтобы все они оказывали развивающее и обучающее действие на детей. Здесь мне очень помогли родители: мамы изготовили специальное панно-коврик по 2
сенсорному развитию, с помощью которого дети учатся манипулировать с разнообразными застежками, шнурками, липучками. Папы сделали разные тематические кубики – вкладыши (по форме, величине), изготовили пособия для таких игр, как: «Зашнуруй сапожек», «Цветные палочки», «Скати шарик с горки», «Разноцветные кубики». Для себя я определила ряд правил общения с детьми: в яслях должно быть больше «можно», чем «нельзя»; недопустимо делать за ребенка то, что он может сделать сам; надо чаще ставить малыша в позицию выбора. В основной части я выделила три направления, по которым я буду проводить свою работу: знакомство с формой; знакомство с величиной; знакомство с цветом. На первом этапе работы я все пособия и игрушки разместила в доступном для детей месте, на уровне их роста. Это, в первую очередь, яркие, красочные предметы, они вызывают познавательный интерес ребенка и желание действовать с ними. На этом этапе я использую приемы сравнения, наложения, сопоставления путем приложения. Одно и то же занятие я повторяю, но с разным наглядным материалом, или использую один и тот же материал, но меняю задание. Обучение детей в форме игр-занятий с дидактическими игрушками и материалом – это важнейший метод сенсорного развития. При ознакомлении детей с формой предметов на первом этапе я вместе с детьми обследую предмет, сопровождая действия пояснением. После этого предлагаю детям выполнить самостоятельно действия сначала с шариком, затем с кубиком. Если дети не справляются с заданием, то объясняю: «Это не то окошко, найди другое, куда надо опустить игрушку». Я сделала вывод, что такие игрушки-вкладыши, в которых запрограммировано однозначное решение, целесообразны в то время, когда дети только начинают приобретать навыки ориентирования в форме предметов. Особое внимания заслуживает методика обучения составления пирамидок из последовательно уменьшающихся колец, т.к. это вызывает наибольшее затруднение у детей раннего возраста. В действиях с пирамидкой можно использовать такой прием: выкладывать перед ребенком последовательную цепь колец, а затем направлять его руку к каждому колечку. Ребенок механически выполнял мои указания, но как 3
только я перестаю за ним следить, так он сразу собирает пирамидку беспорядочно. Его привлекают новые причудливые формы, разное цветовое сочетание колец. Я задалась вопросом: «Как же научить детей собирать кольца в определенной последовательности?» И в этом мне помогли такие игрушки- пирамидки с однозначным решением, запрограммированным в их конструкции, которые можно собрать в одном заданном варианте. В таких пирамидках- «елочках» кольца не на цилиндрическом стержне, а на коническом. Такую игрушку можно собрать только при условии, если вначале надеть самое большое кольцо, затем поменьше и, наконец, маленькое. На втором этапе переходим к группировке предметов по форме, величине, цвету, обучая детей простейшим приемам нахождения тождества и различия предметов. Здесь я использую такие игры, как: «Сложи шарики в корзину, а кубики – в коробку», «Найди пару», «Кубики-вкладыши», «Собери цветок» и другие. Когда дети научатся отбирать, группировать предметы по одному из признаков (форма, величина, цвет), я обучаю нахождению предметов по двум признакам, например: «Дай мне большую куклу в красном платье». Далее – по трем признакам, например, прошу ребенка найти среди больших и маленьких разноцветных кубиков и шариков нужный. При ознакомлении детей с цветом предметов, я перехожу к обучению называния основных цветов детьми. Также на этом этапе я знакомлю детей с характеристиками величин. Чтобы увлечь, заинтересовать детей, я использую: сюрпризные моменты – в гости к детям приходят различные игрушки (кукла, зайка, мишка, матрешка), куклы-бибабо. Но, все же, используя на занятиях такие методы обучения как обследование, подражание, пассивные движения, я заметила, что дети часто усваивают действия либо неправильно, либо частично. Не успев толком понять смысл действия, ребенок начинает активно действовать с предметом сначала подражая мне, а потом просто манипулирует с предметами: бросает фигурки, стучит ими по столу. Для того, чтобы подражание было не чисто внешним, а перешло к более осмысленному, я все показы действий сочетаю с пояснениями. Например, в игре «Найди такой же квадрат» ребенку нужно выбрать из двух, трех различающихся по форме фигур нужную. 4
Не все дети усваивают одинаково знания формы, поэтому я уделяю большое внимание индивидуальной работе с детьми, поясняя свои действия, я побуждаю ребенка к проговариванию названий предметов, действий с ними, задаю вопросы: «Что это такое?», «Какую фигурку ты взял?», «На что это похоже?» и др. Работая с детьми по развитию сенсорного восприятии, я также учитывала рекомендации М. Монтессори: после длительных действий с предметами нужно закрепить приобретенные навыки и ввести определение действий: 1. Воспитатель указывает на предмет и ясно, четко называет его. 2. Воспитатель называет предмет, ребенок должен указать на соответствующий предмет и дать его воспитателю. 3. Воспитатель указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Формируя представления детей о сенсорных эталонах, я учитывала основной принцип дидактики: от простого к сложному. Через год работы по данной теме я сделала для себя вывод, что достигнуты ощутимые результаты: у детей увеличился словарный запас, они более уверенно действовали с разными предметами, стали общительнее друг с другом. Я считаю, что основа основ умственного воспитания маленького ребенка – сенсорное развитие, т.к. оно влияет на всестороннее развитие детей. Список литературы: 1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.; Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.- М.:Просвещение,1998.-144с. 2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста.- М.: Просвещение, 1983.-000с. 3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией Новоселовой С.Л. Изд. 3-е, испр. М.: «Просвещение», 1977.- 176с. 4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года).- М.: Мозаика-Синтез, 2007.-56с. 5. Монтессори М. Разум ребенка.-М.,1997.-167с. 5


В раздел образования