Автор: Попова Алена Александровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №276" Населённый пункт: город Гаджиево, Мурманской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Физика в сказках Раздел: среднее образование
Урок повторения и обобщения знаний по темам «Механическое движение,
масса, плотность».
Взаимное приветствие.
Вступительное слово учителя. Сегодня урок физики мы свяжем с
литературными произведениями, которые знакомы вам с самого раннего
детства. Это сказки.
Цель нашего урока - попытаться найти в сказках такие физические понятия как
скорость и плотность, и не только найти, но и творчески применить. Итак,
« Физика в сказках ».
У вас у каждого на столе есть « сказочный лист ». Если все до одного задания,
которые вы выполните на нём, будут сделаны правильно, то и оценка у вас за
эту работу будет сказочная. Ну что же, мир сказок ждёт нас.
Какой сказке принадлежат такие слова: … «Вот тебе ячменное зёрнышко.
Посади его в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет. Только женщина
его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой
чудесный цветок ». (Дюймовочка)
Верно. Мы с вами тоже вырастим цветы, основываясь на ваших знаниях и
умениях.
Найдём дорогу в мир сказок, а для этого надо разгадать кроссворд.
Задание 1 – разгадать кроссворд.
Учитель. Ворота в мир сказок охраняет дракон, которого мы сможем победить,
если отгадаем физические величины и единицы измерения.
Задание 2. Указать физические величины и единицы измерения. (Работа с
сигнальными карточками).
Плакат с драконом или экран с изображением дракона на слайде. Под
картинкой дракона изображены два « сказочных цветка », в лепестки
вписывают формулы. Открываются цветки после выполнения задания 2.
Вот эти цветы завершат свой рост, когда мы запишем необходимые формулы.
Что это за сказка? … « Дети нагревали на печке медные монеты и
прикладывали их к замёрзшим стёклам – сейчас же оттаивало чудесное
кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок, - это
смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка. Кай и Герда.». ( Снежная
королева ).
Каждый из вас сразится со Снежной королевой, выполняя свой вариант задания.
Задание 3. Решение задач по вариантам. Один учащийся выполняет задание у
доски. (Задание выполняется пока звучит музыка. Если кто-то выполнит
задание раньше, получает фишку).
Обсуждение результатов и заполнение первого цветка.
Отрывок из сказки: « Наскребла по сусекам бабка муки и испекла … колобок ».
Задание 4. Выполнить экспериментальное задание по определению плотности
теста.
( Работа выполняется под музыку ). Все результаты заносятся в таблицу.
Обсуждение результатов и запись формулы в один из лепестков второго цветка.
Задание 5. Решение задач.
Один ученик у доски решает задачу по сказке « Приключения Незнайки», класс
решает задачу по сказке « Приключения Буратино ».
« Приключения Незнайки ».
- Почему рано? – удивился Незнайка. – Уже можно лететь!
- Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть тёплым воздухом.
Задача. Найдите объём воздушного шара Незнайки, если известно, что
плотность воздуха 1,1 кг/м
3
, а для проведения операции « надувание шара » его
потребуется 33 кг.
« Приключения Буратино ».
Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик.
Задача. Определите массу золотого ключика, если его объём 5 см
3
.
Учитель. А теперь подведём итог: выпишем во второй цветок формулы, которые
вы использовали при решении задач.
Посмотрите, какую цветочную композицию мы вырастили. Красивая, создана
нашими воображением, знаниями и руками, а главное – полезная. Она
волшебная: охватывает большой изученный нами материал; вооружившись
входящими в неё формулами, можно смело путешествовать не только по сказке,
но и по жизни. Как? Вы уже знаете.
Домашнее задание. Нарисовать фрагмент любой сказки, составить по нему
задачу и решить дома.
Листочки с ответами и « цветами » сдайте на проверку, каждый получит
оценку. Кто получил фишки, ставит в верхней части листка плюсики по
количеству фишек.
Спасибо за участие в уроке.
КРОССВОРД
1.
Длина траектории, по которой
движется тело в течение некоторого
промежутка времени.
( Путь ).
2.
Изменение с течением времени
положения тела относительно других
тел.
( Движение ).
3.
Воображаемая линия вдоль которой
движется тело.
( Траектория )
4.
Движение тел на колёсах.
( Качение )
5.
Явление сохранения скорости тела при
отсутствии действия на него других
тел.
( Инерция )
Прочитайте отрывок из сказки « Снежная
королева ».
Вот моё родное северное сияние! – сказал
олень.
– Гляди, как горит! И он побежал дальше,
не останавливаясь ни днём, ни ночью.
Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот
Герда очутилась в Лапландии.
Задача. Сколько времени ( в часах и
сутках ) были в пути Олень и
Герда, если они мчались со
скоростью 36 км/ч и преодолели
путь в 1800 км?
Задание.
Из какой сказки данный отрывок?
« … Вот тебе ячменное зёрнышко. Посади
его в цветочный горшок, а потом увидишь,
что будет. Только женщина его посадила,
зёрнышко сразу дало росток, а из ростка
вырос большой чудесный цветок ».
( ДЮЙМОВОЧКА )
Задание.
Из какой сказки данный отрывок?
« Дети нагревали на печке медные монеты
и прикладывали их к замёрзшим стёклам –
сейчас же оттаивало чудесное кругленькое
отверстие, а в него выглядывал весёлый,
ласковый глазок, - это смотрели, каждый из
своего окна, мальчик и девочка. Кай и
Герда.
( Снежная королева )
Задание.
Прочитайте отрывок из сказки
« Приключения Незнайки ».
- Почему рано? – удивился Незнайка. –
Уже можно лететь!
- Много ты понимаешь! Шар сначала
нужно надуть тёплым воздухом.
Задача.
Найдите объём воздушного шара Незнайки,
если известно, что плотность тёплого
воздуха 1,1 кг/м
3
, а для проведения
операции « надувание шара » его
потребуется 33 кг.
Задание.
Отрывок из сказки « Приключения
Буратино ».
Буратино вытащил из кармана всех
пиявок и положил туда золотой ключик.
Задача. Определите массу золотого
ключика, если его объём 5 см
3
. ( плотность
золота 19,3 г/см
3
. Ответ 96,6 г )
Отрывок из сказки « Колобок ».
Наскребла по сусекам бабка муки, замесила
тесто и спекла колобок. ( определить
плотность колобка экспериментально ).
Вариант 1
а)
Прочитайте отрывок из сказки
«
Снежная королева »:
Вечером Кай поглядел в
маленький оттаявший на
оконном стекле кружочек. За
окном порхали снежинки, одна
из них, побольше, упала на край
цветочного горшка и начала
расти.
б)
Определите скорость падения
снежинки, если известно, что
за 120 с она пролетела путь,
72 м. Оформите решение
задачи. Каким вы приняли
движение снежинки?
в)
Перечислите физические
явления, которые встретились
в этом отрывке.
б) Дано: в)
Вариант 2
а)
Прочитайте отрывок из сказки
«
Снежная королева »:
Санки его точно приросли к
большим саням и продолжали
нестись вихрем. Кай громко
закричал – никто его не
услышал! Снег валил, санки
мчались, ныряя в сугробах
прыгая через изгороди и канавы.
б)
Какой путь пролетел Кай на
своих санках вместе с санями
снежной королевы за 900 с,
если их скорость была 20 м/с?
Каким вы приняли движение
санок?
в)
Перечислите физические
тела, о которых говорится
в этом отрывке.
б) Дано: в)