Напоминание

Физика в сказках


Автор: Попова Алена Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №276"
Населённый пункт: город Гаджиево, Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Физика в сказках
Раздел: среднее образование





Назад





Урок повторения и обобщения знаний по темам «Механическое движение,

масса, плотность».
Взаимное приветствие. Вступительное слово учителя. Сегодня урок физики мы свяжем с литературными произведениями, которые знакомы вам с самого раннего детства. Это сказки. Цель нашего урока - попытаться найти в сказках такие физические понятия как скорость и плотность, и не только найти, но и творчески применить. Итак, « Физика в сказках ». У вас у каждого на столе есть « сказочный лист ». Если все до одного задания, которые вы выполните на нём, будут сделаны правильно, то и оценка у вас за эту работу будет сказочная. Ну что же, мир сказок ждёт нас. Какой сказке принадлежат такие слова: … «Вот тебе ячменное зёрнышко. Посади его в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет. Только женщина его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок ». (Дюймовочка) Верно. Мы с вами тоже вырастим цветы, основываясь на ваших знаниях и умениях. Найдём дорогу в мир сказок, а для этого надо разгадать кроссворд. Задание 1 – разгадать кроссворд. Учитель. Ворота в мир сказок охраняет дракон, которого мы сможем победить, если отгадаем физические величины и единицы измерения. Задание 2. Указать физические величины и единицы измерения. (Работа с сигнальными карточками).
Плакат с драконом или экран с изображением дракона на слайде. Под картинкой дракона изображены два « сказочных цветка », в лепестки вписывают формулы. Открываются цветки после выполнения задания 2. Вот эти цветы завершат свой рост, когда мы запишем необходимые формулы. Что это за сказка? … « Дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам – сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок, - это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка. Кай и Герда.». ( Снежная королева ). Каждый из вас сразится со Снежной королевой, выполняя свой вариант задания. Задание 3. Решение задач по вариантам. Один учащийся выполняет задание у доски. (Задание выполняется пока звучит музыка. Если кто-то выполнит задание раньше, получает фишку). Обсуждение результатов и заполнение первого цветка. Отрывок из сказки: « Наскребла по сусекам бабка муки и испекла … колобок ». Задание 4. Выполнить экспериментальное задание по определению плотности теста. ( Работа выполняется под музыку ). Все результаты заносятся в таблицу. Обсуждение результатов и запись формулы в один из лепестков второго цветка. Задание 5. Решение задач. Один ученик у доски решает задачу по сказке « Приключения Незнайки», класс решает задачу по сказке « Приключения Буратино ». « Приключения Незнайки ». - Почему рано? – удивился Незнайка. – Уже можно лететь! - Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть тёплым воздухом. Задача. Найдите объём воздушного шара Незнайки, если известно, что плотность воздуха 1,1 кг/м 3 , а для проведения операции « надувание шара » его потребуется 33 кг. « Приключения Буратино ». Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик. Задача. Определите массу золотого ключика, если его объём 5 см 3 .
Учитель. А теперь подведём итог: выпишем во второй цветок формулы, которые вы использовали при решении задач. Посмотрите, какую цветочную композицию мы вырастили. Красивая, создана нашими воображением, знаниями и руками, а главное – полезная. Она волшебная: охватывает большой изученный нами материал; вооружившись входящими в неё формулами, можно смело путешествовать не только по сказке, но и по жизни. Как? Вы уже знаете. Домашнее задание. Нарисовать фрагмент любой сказки, составить по нему задачу и решить дома. Листочки с ответами и « цветами » сдайте на проверку, каждый получит оценку. Кто получил фишки, ставит в верхней части листка плюсики по количеству фишек. Спасибо за участие в уроке.
КРОССВОРД
1. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. ( Путь ). 2. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел. ( Движение ). 3. Воображаемая линия вдоль которой движется тело. ( Траектория ) 4. Движение тел на колёсах. ( Качение ) 5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. ( Инерция ) Прочитайте отрывок из сказки « Снежная королева ». Вот моё родное северное сияние! – сказал олень. – Гляди, как горит! И он побежал дальше, не останавливаясь ни днём, ни ночью. Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии. Задача. Сколько времени ( в часах и сутках ) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 36 км/ч и преодолели путь в 1800 км?

Задание.
Из какой сказки данный отрывок? « … Вот тебе ячменное зёрнышко. Посади его в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет. Только женщина его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок ». ( ДЮЙМОВОЧКА )
Задание.
Из какой сказки данный отрывок? « Дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам – сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок, - это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка. Кай и Герда. ( Снежная королева )
Задание.
Прочитайте отрывок из сказки « Приключения Незнайки ». - Почему рано? – удивился Незнайка. – Уже можно лететь! - Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть тёплым воздухом. Задача. Найдите объём воздушного шара Незнайки, если известно, что плотность тёплого воздуха 1,1 кг/м 3 , а для проведения операции « надувание шара » его потребуется 33 кг.
Задание.
Отрывок из сказки « Приключения Буратино ». Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик. Задача. Определите массу золотого ключика, если его объём 5 см 3 . ( плотность золота 19,3 г/см 3 . Ответ 96,6 г ) Отрывок из сказки « Колобок ». Наскребла по сусекам бабка муки, замесила тесто и спекла колобок. ( определить плотность колобка экспериментально ).

Ф.И. ____________________________________________________________

Тема урока:

«

ФИЗИКА В СКАЗКАХ »

Вариант 1
а) Прочитайте отрывок из сказки « Снежная королева »: Вечером Кай поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти. б) Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 120 с она пролетела путь, 72 м. Оформите решение задачи. Каким вы приняли движение снежинки? в) Перечислите физические явления, которые встретились в этом отрывке.
б) Дано: в)

Экспериментальное задание.

Физическое

тело

Вещество

Масса

колобка

( m ), г

Объём колобка

( V ), см

3

V=V

2

– V

1

Формула

плотности

Плотность теста

в г/ см

3

в кг/ м

3

Колобок

Тесто


Ф.И. ______________________________________________________________



Тема урока:

« ФИЗИКА В СКАЗКАХ »

Вариант 2
а) Прочитайте отрывок из сказки « Снежная королева »: Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал – никто его не услышал! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах прыгая через изгороди и канавы. б) Какой путь пролетел Кай на своих санках вместе с санями снежной королевы за 900 с, если их скорость была 20 м/с? Каким вы приняли движение санок? в) Перечислите физические тела, о которых говорится в этом отрывке.
б) Дано: в)

Экспериментальное задание.

Физическое

тело

Вещество

Масса

колобка

( m ), г

Объём колобка

( V ), см

3

V=V

2

– V

1

Формула

плотности

Плотность теста

в г/ см

3

в кг/ м

3

Колобок

Тесто


В раздел образования