Автор: Петрова Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 74"Березка" Населённый пункт: Чувашская республика г. Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Тактильные ощущения для развития ребенка. Раздел: дошкольное образование
имеют огромное значение.
Пальчики малыша – важный орган, который отвечает за
развитие мыслительной деятельности ребенка. Ребенок
прикоснулся к шершавой ракушке и гладкому камню. И это не
просто прикосновения. В этот момент он мысленно
сравнивает различные поверхности. И вы можете сто раз
говорить малышу о том, что бывает вода горячая и холодная.
Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не
понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем
точнее он может сравнить, объединить или различить
окружающие его предметы и явления, то есть наиболее
успешно упорядочить мышление. Вот в какие игры,
развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома.
1. Походите с малышом по дому
и исследуйте
разнообразные предметы . Расскажите и покажите ребенку,
что предметы могут быть гладкие, шероховатые, твердые,
мягкие, пушистые. Предложите крохе с закрытыми глазками
дотрагиваться до предметов, пусть он запомнит эти
ощущения. Теперь дотрагивайтесь не только пальчиками, а и
плечом, ножками, щекой.
2. Покажите ребенку предметы, которые имеют две
различные по ощущениям стороны. Например, атласная
ленточка, обложка книжки и странички, кусочки кожи.
Походите и поищите в доме еще такие же предметы.
3. Хорошая игра – ткани на ощупь . Сделайте с
ребенком книжку-игрушку «Ткани». Разложите разные кусочки
ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй
комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к
каждому кусочку.
4. Возьмите небольшой красивый
мешочек . Показывайте
ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут
быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки,
пластмассовые колечки от пирамиды и т.д. Возьмите
пуговицу, покажите ребенку. Скажите: «Смотри, какая
красивая пуговица, подержи ее». После бросьте ее в мешочек
со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть
ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь
только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его
свойствах – гладкий, твердый и т.д.
5. Поиграйте в игру
«Магазин тканей» . Возьмите
заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на
прилавке. Пусть к вам приходят в магазин различные
зверушки, куклы и покупают ткань для одежды. Например,
пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для
кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле
Маше – для шубы. Предложите малышу разделить ткань на
две кучки: ткань для зимы и для лета. Поговорите о том, чем
они отличаются.
6. Игры в ванной . Намочите разные куски ткани в воде.
Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленнее.
Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань.
Очень полезное упражнение. Еще одна игра: налейте в
стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье,
растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте
большое количество. Будет достаточно и трех капель.
Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый
стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и
т.д. Этими же веществами можно порисовать на ванной.
Смотрите, что быстро стекает, а что медленно.
7. Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки.
Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит,
чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку.
Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать
пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук
малыша.
8. Можно сшить ребенку тактильный коврик . Для этого
сшейте небольшие мешочки и набейте их разными
наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном.
Пусть ребенок походит по нему ножками.
9. Исследуем чувствительность на теле . Прикасайтесь
к разным частям тела ребенка карандашом или перышком.
Пусть ребенок угадает, одним или двумя карандашами вы
прикасаетесь к нему. Поиграйте в игру «Что я
рисую?» Рисуйте на теле малыша несложные картины:
геометрические фигуры, буквы. Пусть он угадывает, что вы
нарисовали. Еще один вариант игры «Чем я
дотрагиваюсь?» Прикасайтесь к ребенку расческой,
мочалкой, платочком, мягкой игрушкой.
10 . Можно сделать тактильные аппликации . Для этого
возьмите разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки,
спички, скорлупки, листья и т.д. Предложите ребенку
намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном
порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит
так, как ему хочется.
11. Сделайте
аппликации с крупой . Для этого вам
понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем,
и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.