Проектная деятельность как метод работы в классе фортепиано со студентами разных специальностей в колледже искусств и культуры.
Автор: Снименко Евгения Станиславовна Должность: преподаватель Учебное заведение: Колледж искусств и культуры им.О.Н.Носцовой г.Сызрань Населённый пункт: г.Сызрань Наименование материала: методическая разработка Тема: Проектная деятельность как метод работы в классе фортепиано со студентами разных специальностей в колледже искусств и культуры. Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проектная деятельность как метод работы в классе
фортепиано со студентами разных специальностей в
колледже искусств и культуры.
Выполнила
преподаватель колледжа искусств
и культуры им.О.Носцовой
Снименко Е.С.
2015
Последние десятилетие характеризуются появлением и активным развитием
такого
социокультурного
феномена,
как
проектная
деятельность,
которая
становится
неотъемлемым
компонентом
жизни
человека
практически
в
любой сфере, в том числе и в образовании.
Проектная
деятельность
–
естественная
среда
для
формирования
и
оценивания ключевых компетентностей.
Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы
имеем
в
виду
особую
деятельность,
которая
ведет
за
собой
развитие
обучающегося.
Современное
представление
о
результатах
образования
–
это
самостоятельность
–
учебно-практическая,
социальная;
компетентности
в
разрешении
проблем,
в
принятии
решений
и
т.д.;
ответственность
и
инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную
деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет
место на протяжении всего обучения.
В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые
можно рассматривать как микропроекты, хотя, скорее, это просто творческие
задания.
Эти
микропроекты,
конечно,
еще
не
формируют
учебную
самостоятельность,
хотя
и
способствуют
ее
появлению
в
дальнейшем.
Именно
использование
микропроектов
позволяет
индивидуализировать
ситуацию обучения. Функция проектов в начальной школе – не столько
сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому,
что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре,
воображению, свободе. В старшей школе происходит обратное - проектная
деятельность становится средством управления своим поведением в учебной
работе.
При организации проектной деятельности школьников педагог работает
проектно. Именно педагог видит образовательные цели того, что происходит,
именно он предлагает способы работы.
Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся –
одна из основных задач современной музыкальной педагогики. Важную роль
в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на
любом музыкальном инструменте с использованием инновационных методов
обучения,
способствующих
развитию
у
детей
интереса
к
музыке
и
творческих
возможностей.
В
связи
с
этим
назрела
необходимость
перестроить
процесс
обучения
с
позиции
формирования
познавательной
активности и развития творческого потенциала личности учащегося. Решение
этих
задач
вызвало
необходимость
применения
новых
педагогических
подходов и технологий в ДМШ.
Целью работы является постановка проблемы комплексного подхода в
обучении на примере проектной деятельности учащихся, направленной на
воспитание
творческих
способностей
и
познавательной
активности
учащихся.
Инновационные формы обучения многообразны и являются действенным
средством повышения эффективности процесса обучения. Именно в рамках
их взаимодействия и представляется перспективным использование методики
проектной деятельности учащихся , которая в этом плане открываетбольшие
возможности, так как направлена на становление личности ребенка через
активные
способы
действия.
В
основе
этой
деятельности
лежит
приобретение
личностного
и
профессионального
опыта,
обучение
нестандартными средствами, развитие познавательных и творческих навыков
учащихся.
Все составляющие обучения в любом образовательном учреждении, как в
зерне,
содержатся
в
проектной
деятельности,
которая
является
одной
из
популярных форм организации работы с учащимися. Специфика проектов
заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны.
Решение
проблемы,
заложенной
в
проекте
по
искусству,
всегда
требует
привлечения интегрированного знания. Музыка и изобразительное искусство
теснейшим образом связаны с литературой. В их сочетании таятся огромные
возможности развития художественной культуры учащихся.
В классе фортепиано чаще всего имеют дело со звуковым воплощением
образов,
считая
основной
задачей
оснастить
ученика
навыками
звукоизвлечения, техническим запасом, умением слышать полифоническую
ткань произведения.
Конечно, перестроить весь учебный процесс, превратив его в проектную
деятельность,
невозможно
и
не
нужно,
но
использовать
ее
в
обучении
представляется
сегодня
необходимым.
Учащимися
возможно
участие
в
различного
рода
конференциях
с
представлением
творческих
работ
по
проблемам культуры и искусства. Участие в проекте дает им возможность
увидеть реальную практическую значимость затраченных усилий. Наиболее
ценным при работе над проектом является то, что теоретические знания
ребенок должен уметь реализовать на практике. Все это вместе оптимизирует
познавательную активность, развивает мышление, формирует эстетический
вкус и эмоциональную чуткость к произведениям искусства.
Участие
в
проектах
предполагает
использование
индивидуальных
и
коллективных форм творческой деятельности учащихся. Учащимся можно
предложить интересную тему, которая содержит несколько направлений для
исследования. Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные:
разучивание
и
сочинение
собственных
произведений,
сбор
информации,
подбор плакатов и текстов для выступления. Практическим выходом, как
правило,
является
исполнение
произведений,
раскрывающих
основные
положения темы или театрализованное представление содержания работы.
Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих
заданий и работ, сочинение стихов, проведение анкетирования, интервью по
заданной теме и т. д.
Проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме
информации,
но
и
проявления
творческих
способностей,
наличие
воображения, умения обобщать художественную информацию и придавать
конечному
продукту
проекта
художественную
форму,
соответствующую
замыслу исполняемых произведений.
Для проекта могут быть предложены темы, завершающие определенный
этап
программы
и
представленные
как
итог
работы.
Это
может
быть
творческая работа, не связанная напрямую с прохождением исполнительской
программы,
но
позволяющая
оценить
способности
учащихся
к
межпредметной
интеграции,
синтезу
полученных
знаний
и
творческий
потенциал в выборе, обосновании и форме реализации темы. Как видно из
перечисленных направлений проектной деятельности, они разнообразны и
дают возможность целостного восприятия культурных пластов разных стран
и народов. При выполнении проекта учащиеся в классе фортепиано должны
обязательно
разучить
произведение
как
воплощение
практического
результата проекта. Такой уровень решения задачи позволяет применить свои
знания на практике, становится стимулом к собственному творчеству.
Одним из существенных моментов восприятия культуры эпохи является
общая настроенность учащихся, их интерес к данному периоду искусства или
творчеству
композитора.
Возможно
обратиться,
например,
к
творчеству
Л.Бетховена,
“повернуть
лицом”
к
ученику
XXI
века,
показать
его
человеческие черты: любовь, страдание, борьбу с недугом и победу в этой
борьбе.
С
произведениями
Бетховена
учащиеся
знакомятся
на
уроке
по
специальности, то есть проект не будет являться сухим теоретизированием, а
будет
подкрепляться
практической
деятельностью.
На
каждой
ступени
познания учащиеся приобретают что-то новое. С первого знакомства музыка
Бетховена оживает в образах несложных пьес. Можно предложить ученику
выполнить иллюстрации к произведению, или сочинить типа сказки, то есть
сочетать
исполнение
произведения
с
изобразительным
искусством,
или
литературой,
что
в
итоге
приведет
к
более
выразительному
исполнению
самого произведения. В работе над сочинением сказки должны затрагиваться
решения
профессиональных
задач,
точных
приемов
исполнения,
разбор
строения сонатной формы. Актуальность затронутой темы состоит в том,
чтобы подтвердить высокую гуманистическую направленность творчества Л.
Ван
Бетховена
и
его
непреходящее
значение
для
развития
мировой
музыкальной культуры.
Ответственным моментом в подготовке проекта является выбор формы для
его презентации. Наиболее ярко это можно сделать в виде театрализованного
действия, над которым учащиеся работают с удовольствием, раскрываясь
эмоционально
и
обретая
подлинную
свободу
в
раскрытии
своих
возможностей.
Проектная
деятельность
учащихся
предполагает
также
создание
мультимедийных
презентаций.
Для
подготовки
презентации
учащийся
должен
провести
исследовательскую
работу,
использовать
большое
количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и
превратить
свою
работу
в
продукт
индивидуального
творчества,
так
как
умение работать с компьютером является одним из элементов современной
молодежной
культуры.
В
процессе
демонстрации
презентации
ученики
приобретают
опыт
публичных
выступлений,
который,
безусловно,
пригодится в будущем. Включается элемент соревнования с соперниками, что
позволяет повысить самооценку ученика, чтобы сделать выступление ярким
и запоминающимся.
Проектная деятельность учащихся как сотрудничество и сотворчество
формируют дружеские отношения в коллективе детей, что является особенно
ценным
в
классах,
где
обучение
происходит
в
форме
индивидуальных
занятий. Участие в проекте дает им возможность пережить ситуацию успеха,
что закладывает основы для будущей жизни.
Включаясь
в
художественно-творческий
процесс,
дети
и
подростки
вступают
в
сложнейшую
сферу
творческой
деятельности
–
сферу
исполнительского
искусства,
становясь
полноправными
участниками
и
создателями
концертов-спектаклей,
концертов-лекций,
я вл я я сь
пропагандистами
классической
и
современной
музыки.
Такая
направленность
создает
атмосферу
духовной
наполненности,
в
которой
созревают
наиболее
благоприятные
предпосылки
для
развития
детского
творчества,
для
личностного
роста,
гармонизации
эмоциональной
сферы
ребенка. Успешность работы музыкального проекта определяется наличием
благоприятной
культурно-образовательной
среды,
атм о с ф ерой
взаимопонимания и дружбы, где малыши и старшие получают уникальную
возможность
творческого
общения
с
юными
музыкантами,
родителями,
педагогами
детского
сада
и
музыкальной
школы.
Каждое
событие
(творческая встреча, концерт, музыкальный вечер, спектакль), становится для
всех,
детей
и
взрослых,
событием
совместным
эмоционально
значимым,
ярким жизненным явлением, проживаемым в коллективе единомышленников.
Таким образом, педагоги, применяющие проектный метод в своей работе,
могут
убедиться,
что
при
совместной
творческой
работе
дети
лучше
разбираются
в
проблемах
мировой
музыкальной
культуры
и
успешно
осваивают
их
не
только
в
познавательном,
но
и
в
творческом
плане.
Проектная деятельность вносит разнообразие в учебную работу, в череду
серых
будней,
стимулирует
учащихся
к
творче скому
п о и с ку,
самостоятельному исследованию, способствует инициативности. В процессе
выполнения проекта проявляются самые разнообразные практические задачи,
которые влекут за собой потребность в новых знаниях и формируют умения и
навыки. Ценность метода проектной деятельности состоит в том, что он
развивает творческие способности учащихся, так как им дана возможность
проявить
свои
лучшие
качества,
развивает
умение
общаться,
слушать
и
понимать
других,
выражать
себя
и
взаимодействовать
внутри
группы.
Следовательно, комплексный подход в проектной деятельности представляет
собой
установку
на
всестороннее
развитие
творческих
способностей
учащихся на основе музыки, изобразительного искусства, литературы, театра,
взятыми
в
их
целостности,
способен
сформировать
определенные
черты
личности учащегося и повлиять на становление его духовной культуры в
целом.