Автор: Глуханько Татьяна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №73 "Алёнушка" Населённый пункт: город Ногинск Наименование материала: конспект Тема: "Мужчина и женщина в семье" Раздел: дошкольное образование
Задачи:
Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых
родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в
обществе и семье.
Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к
женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.
Воспитывать у девочек заботливое отношение ко всем окружающим,
стремление к аккуратности и порядку.
Материал и оборудование:
Иллюстрации с изображением людей разных профессий (мужских и
женских), предметы необходимые для работы мужчинам и женщинам,
фотографии с изображением членов семьи, картинки с домиками, 2 цветка,
фотографии согласно возрасту и полу.
Ход НОД
- Ребята сегодня мы поговорим с вами о семье. Что такое семья? (ответ
детей)
- Скажите, с кем вы живете? (с мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой, с
братом, с сестрой).
- Какая у вас семья: большая или маленькая?
Игра «Собери цепочку»
У меня на столе фотографии, попробуйте собрать цепочку, разложите
фотографии согласно возрасту и полу.
Младенец – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка
Младенец – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка
(повторить, кто кем станет)
- Попробуйте разделить всех членов семьи на две группы.
(Дети делят семью на мужчин и женщин).
- Да в каждой семье есть мужчины и женщины. А чем отличается мужчина
от женщины? (по внешнему виду, стрижка, голос, походка, одежда)
- А кто сильнее мужчины или женщины? Почему? (мужчины)
- Мужчины сильнее и поэтому они выполняют тяжелую работу. Даже
профессии
есть
мужские
и
женские.
Подберите
картинки
с
мужскими
профессиями (слесарь, строитель, шофер, грузчик).
- А теперь подберите картинки с женскими профессиями (воспитатель,
швея)
А есть профессии, где работают и мужчины и женщины (врач, учитель,
актер).
- В семье обязанности мужчин и женщин тоже отличаются. Что в доме
делает
мужчина?
(делает
ремонт,
забивает
гвозди,
выносит
мусор)
Кто
обычно чинит утюг и другие электроприборы? Кто может повесить книжную
полку на стену? Кто чинит кран, если он течет?
- Что делает женщина? (готовит обед, стирает, убирается, заботится о
детях)
- Для этого каждому нужны свои предметы.
Игра «Подбери предметы»
( мальчики отбирают предметы для мужчин, девочки для женщин)
-
Мужчины
отличаются
от
женщин
не
только
по
внешнему
виду,
по
обязанностям,
но
и
по
поведению.
Как
вы
думаете,
про
кого
говорят:
«Настоящий мужчина»?
- У меня в руках цветок с голубыми лепестками, я буду отрывать по
лепестку, а вы называете качества, которыми обладают настоящие мужчины.
Настоящий
мужчина
—
это
защитник.
Мальчики
должны
защищать
девочек или малышей, если их кто-то обижает.
Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, даже если ему очень
больно. Поэтому наши мальчики, когда надо будет сделать прививки или
укол, если они заболеют, могут вести себя, как настоящие мужчины — не
плакать и терпеть.
Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина.
Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами. А
если они будут ехать в транспорте, то всегда уступят место женщинам,
девочкам и маленьким детям.
Во время одевания настоящий мужчина обязательно поможет женщине
надеть пальто. Конечно, наши мальчики еще не смогут помочь надеть пальто
маме, а вот помочь надеть пальто нашим девочкам во время одевания вполне
могут. Когда мы будем одеваться, я вам покажу, как правильно это нужно
делать.
- Настоящий мужчина никогда не позволит женщине носить тяжести.
Конечно, мальчики еще не смогут нести вместо мамы сумку с продуктами из
магазина, но что-то понести они могут. А вот в детском саду расставлять на
занятии физкультурные пособия — дело мальчиков, корзину с игрушками
выносить на улицу — тоже дело мальчиков.
- Вот видите, ребята, довольно часто наши мальчики могут поступать, как
настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и
будут вести себя. И мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но
поступают, как настоящие мужчины».
-
Девочки
—
будущие
женщины.
А
можно
ли
уже
сейчас
сказать
о
девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»? У меня цветок с розовыми
лепестками. Теперь мы будем называть качества будущих женщин.
-
Женщина
всегда
должна
быть
красивой.
А
когда
она
красивая?
(Предположения детей.) На девочке может быть очень красивое платье, но
волосы будут не причесаны и о ней не скажут, что она красивая. Поэтому
настоящая женщина всегда очень опрятная, аккуратная и поэтому выглядит
красиво. Наши девочки, хоть и маленькие, могут выглядеть, как настоящие
женщины, если будут следить за собой — после сна причесываться, следить,
чтобы не были расстегнуты платья, не были спущены колготки.
- Настоящая женщина — хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет
его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но
очень во многом могут помочь бабушке и маме.
- Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она
всегда вежливая, женственная. Вы согласны, что, когда девочка дерется и
кричит, о ней не скажешь, что она красивая?
- И конечно, настоящая женщина не будет поднимать что-то тяжелое, если
рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас теперь всегда будут вести
себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо торопиться расставлять
пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с игрушками: это
сделают мальчики.
Игра «Скажи по другому» или «наоборот»
мальчик – девочка,
сын - дочь,
мужчина – женщина,
папа – мама,
дедушка – бабушка,
внук – внучка,
брат – сестра,
дядя – тетя.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать. (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево - вправо)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища влево - вправо)
Вот и вся моя семья (Хлопаем в ладоши)
- Ребята, у меня есть домики. Они вам нравятся?
- Хотите вы там жить?
- А с кем бы вы хотели там жить?
- Как хорошо, что у вас есть семья. Давайте мы с вами поселим всех
членов своей семьи в эти домики.
- Кто старше, того поселим на первом этаже? Кто это? (дедушка, бабушка)
- Кто помладше, на втором? Кто это? (папа, мама).
- Самых молодых на третьем этаже.
- Но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Дети приклеивают фотографии.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о семье, о мужчинах, женщинах)
- Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и женщины, и
будете стараться вести себя так, как мы об этом говорили.
-Давайте в заключении споем песню о семье. ( Дети поют песню «Моя
семья» Александра Ермолова)