Напоминание

Курс лекций по дисциплине "История исполнительского искусства, устройство клавишных инструментов"


Автор: Озерова Ирина Олеговна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой"
Населённый пункт: Самарская обл., г. Сызрань
Наименование материала: Курс лекций
Тема: Курс лекций по дисциплине "История исполнительского искусства, устройство клавишных инструментов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский колледж искусств и культуры им.О.Н.Носцовой» Курс лекций по дисциплине «История исполнительского искусства, устройство клавишных инструментов» 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) вид «Фортепиано» Составитель: Концертмейстер Озерова И.О.



Сызрань 2016
«История исполнительского искусства, устройство клавишных

инструментов»

Введение.
1. Фортепианное искусство является одной из значительных областей музыкальной культуры. Задача курса «История исполнительского искусства, устройство клавишных инструментов» – подготовить специалистов, не только владеющих музыкально-исполнительским
мастерством, но и имеющих знания о развитии фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, педагогов и исполнителей. Идея такого синтеза пронизывает весь лекционный курс. Это и проявление в рассматриваемой области инструментализма основополагающих закономерностей музыкальных стилей, его крупнейших мастеров (композиторов и исполнителей), и, наконец, интерпретация произведений выдающимися пианистами современности. Проблема интерпретации – центральная при изучении. Ее необходимо рассматривать в историческом и теоретическом аспект ах, конкретизируя на материале прослушиваемых записей исполнителей пианистов прошлого и наших лет. Курс состоит из лекционных и практических занятий, включающих также просмотр видеозаписей концертов выдающихся пианистов. 2. К проблеме исполнительских стилей. Индивидуальность исполнителя. Общие индивидуальные стилистические черты композитора. Что такое стиль эпохи. Особенности исполнительского стиля пианиста. К проблеме сотворчества композитора – исполнителя – слушателя. Вариантная множественность в исполнительском искусстве. Авторский текст как система. О вариантной множественности исполнительских трактовок. Музыкальное произведение как целостная информационная система. Утрата и возрастание информации, её переосмысление.
Период клавирного искусства.
3. Эпоха Возрождения, её характеристика; формирование клавирного искусства. Зарождение и эволюция клавирных инструментов (орган). Предшественники клавирных инструментов. Влияние органного и лютневого искусства на клавирную литературу (жанры, формы, фактура произведений) и клавирное исполнительство (приемы игры, аппликатура). Клавесин, клавикорд, их разновидности: устройство и звуковые особенности. Первые трактаты об искусстве игры на
клавирных инструментах. Клавирная музыка как одно из проявлений гуманистических тенденций эпохи Возрождения; борьба за светское искусство. 4. Зарождение и пути развития отдельных национальных школ в клавирном искусстве XVI–XVII столетий. Их связь с формированием национальных культур. Универсальный характер творчества. Искусство импровизации как объединение композиторского и исполнительского мастерства. Клавирное искусство Испании XVI века. Преломление особенностей испанской народной музыки в профессиональном творчестве (техника фигурационного варьирования). Имитационно- полифонический склад письма. Английское вирджинальное искусство и его виднейшие представители – В. Берд, Дж. Булл. Связь их творчества с народно-бытовой музыкой. Характерность жанров, особенности письма. Г. Перселл и новые тенденции в английской клавирной музыке XVII века. Сюиты Перселла. Итальянская клавирная школа. Композиторская и исполнительская деятельность Дж. Фрескобальди. Токкаты Фрескобальди. Особенности их клавирного письма и исполнительские задачи (концертно-виртуозный стиль, импровизационность, выразительность интонирования). 5. Французская клавирная школа XVII–XVIII столетий. Ж. Шамбоньер – один из первых представителей французской клавирной школы. Жанры французских клавесинистов (сюита, миниатюра). Стилевые особенности музыки французских клавесинистов как проекция стиля «рококо» (условная изобразительность, обилие орнаментики, связь с танцевальными формами). Крупнейшие клавесинисты первой половины и середины XVIII века. Ф. Куперена «Искусство игры на клавесине», его роль в развитии исполнительства и педагогики. «Галантный» исполнительский стиль и его характерные черты. Проблема орнаментики и особенности её творческого разрешения различными исполнительскими школами.
6. Проблемы исполнения ст аринной музыки. О с о бе н н о с т и звукоизвлечения на старинных клавирных инструментах. Динамика, аппликатура, техника, штрихи. Ритмическая организация исполнения. Правило «игры в такт». Проблема темпа. Отсутствие темповых указаний в нотном тексте. Нотные длительности как некие абсолютные величины. Первые попытки фиксации темпа. Словесные обозначения. Темпы танцев. Условности записи ритма. «Неравные ноты», способы их исполнения. Исполнение триолей и пунктирного ритма. Общие проблемы динамики. Оркестровые оттенки. Умеренная звучность, особый характер контраста, эхо – эффект, инструментовочные оттенки регистров клавесина. Клавирное творчество И.С. Баха как обогащение достижений предшествующих клавирных школ и с т и л е й . Прогрессивность баховской школы игры на клавире и её роль в истории фортепианной педагогики (Маленькие прелюдии и фуги, инвенции). Эволюция жанра сюиты в творчестве Баха; английские и французские сюиты, партитуры. И.С. Бах – создатель нового клавирного жанра – концерта. «Хорошо темперированный клавир» – история создания цикла, его особенности. Проблемы интерпретации баховских сочинений. Вопросы артикуляции, темпа, фразировки. Уртекст и различные редакции. Исполнительские и педагогические принципы композитора в связи с проблемами современной интерпретации. Крупнейшие исполнители баховского клавирного наследия – интерпретаторы баховского творчества.
Западноевропейское фортепианное искусство конца 18 – начала 20

века.
7. Виднейшие представители венского классицизма – И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Их эстетические принципы, черты стиля, особенности фортепианного письма. Контрастное сопоставление образных сфер как ведущий принцип музыкальной драматургии. Типизация музыкальных образов и выразительных средств. Сонатное
творчество И. Гайдна. Взаимопроникновение черт сентиментализма и классицизма в сонатах Гайдна. Фортепианное творчество В. Моцарта и его характерные черты, концерты, вариации. Фантазии Моцарта. Фортепианные сонаты Моцарта как образец классического сонатного цикла. Форма и структура классического сонатного аллегро. Классический фортепианный концерт, новаторский подход Моцарта к этому жанру. Моцарт – исполнитель, его импровизаторское искусство. Влияние исполнительского стиля Моцарта на пианистическое искусство начала XIX века. Л. Бетховен. Связь его творчества с идеями Французской буржуазной революции. Бетховенский фортепианный стиль и особенности его развития. Периодизация творчества композитора. Принцип симфонизма в фортепианном творчестве Бетховена. Расширение круга идей и образов в бетховенском творчестве – основная предпосылка к обогащению и переосмыслению выразительных пианистических средств (увеличение диапазона пассажей, качественное изменение классицистских фактурных формул, активизация принципов фортепианного интонирования в мелодии, принципы педализации и т.д.). Черты романтизма в позднем периоде творчества Бетховена. Л. Бетховен – исполнитель. Характеристика исполнительского стиля Бетховена его с о в р е м е н н и ка м и . Исполнительские и педагогические принципы Л. Бетховена. Интерпретация произведений венских пианистов: вопросы темпа, динамики, артикуляции, фортепианной звучности. История редакции фортепианных сонат В. Моцарта и Л. Бетховена как отражение различных исполнительских тенденций XIX–XX веков. Редакции А.Б. Гольденвейзера.
Западноевропейское фортепианное искусство периода романтизма.
8. Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон – к проблеме раннего романтизма. Общие черты творчества этих композиторов. Ф. Шуберт. Близость его
творчества к принципам классического искусства. От прямого заимствования классических принципов в ранних произведениях до творческого переосмысления – в зрелом периоде творчества. Большое жанровое разнообразие фортепианного наследия Шуберта: сочетание типично классических жанров – сонат, вариации – с лирическими миниатюрами и крупными одночастными ком поз иция м и, характерными для романтизма. Фортепианные миниатюры Ф. Шуберта (музыкальные моменты, экспромты) как первые образцы лирической романтической миниатюры. Произведения крупной формы. Сонаты, фантазия «Скиталец». Фантазия «Скиталец» как первый яркий образец сложной романтической формы, сочетающей в себе признаки цикличности, сонатности и вариационности. Влияние вокальной лирики Шуберта на его фортепианный стиль. Элементы песенного тематизма. Проблемы интерпретации Шуберта. Ф. Мендельсон. Просветительская деятельность композитора. Мендельсон как дирижер, педагог, исполнитель – пропагандист классического наследия. Фортепианный стиль Ф. Мендельсона. «Серьезные вариации», концертные прелюдии и фуги. Новое романтическое содержание в строгих полифонических формах. Концерты Мендельсона. «Песни без слов» как новая ступень в развитии романтической миниатюры: характерность образов, типично романтический склад фактуры, активизация мелодического начала. Значение творчества Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона для дальнейшего развития романтического фортепианного стиля. 9. Р. Шуман. Его эстетические взгляды в борьбе с музыкальным консерватизмом. Связь творчества Шумана с творчеством немецких писателей–романтиков. «Давидсбунд» как отражение эстетических взглядов и творческой концепции Р. Шумана. Фортепианное творчество Р. Шумана.Вариационные циклы («Симфонические этюды») как примеры нового творческого подхода к традиционным формам.
Программные циклы («Карнавал», «Бабочки») как принцип сюитности в сочинениях Р. Шумана. Расширение средств фортепианного письма (использование выразительности различных регистров, богатство тембровых окрасок, образные эффекты виртуозных приемов); интонационная выразительность мелодий; га рмо н и че с ка я насыщенность ткани, её полифонизация – новые черты стиля в произведениях Шумана. Усиление в творчестве Р. Шумана тенденций к психологизации и характеристичности музыкальных образов. Передовые педагогические воззрения Р. Шумана («Советы молодым музыкантам», предисловие к обработкам каприсов Н. Паганини). Интерпретация произведений Шумана русскими и зарубежными исполнителями. Задачи пианиста при работе над произведениями Р. Шумана. 10.Ф. Шопен – великий польский классик. Роль фортепиано в творчестве Шопена. Эстетические принципы Ф. Шопена. Слияние черт классицизма и романтизма. Кантиленность, широта мелодического дыхания, обильное использование мелизматики, мелодизация пассажей, скрытое голосоведение в аккомпанирующих фигурациях – особенности его фортепианного стиля. Раскрытие Шопеном фортепианной колористичности. Ф. Шопен – пианист. Принципиальное отличие его исполнения от «блестящего стиля» виртуозов. Поэтичность, внутренний драматизм и внешняя сдержанность, тонкие звуковые и драматические градации в игре Ф. Шопена, шопеновское искусство игры рубато. Мазурки, вальсы, полонезы – образы психологизации танцевальнобытовых форм. Ноктюрны и прелюдии как квинтэссенция камерной лирической линии в романтическом фортепианном искусстве. Баллады, фантазии – создание новых инструментальных жанров. Новый вид «поэмной» формы как прообраз одночастной сонаты-фантазии и симфонической поэмы. Солист и оркестр в концертах Шопена, своеобразное претворение классических
принципов. Этюды Ф. Шопена – новый этап развития этого жанра. Ф. Шопен – педагог. Отказ от «изолированной» пальцевой игры и противопоставление ей плавности и пластичности ру к и . Аппликатурные принципы Шопена. Крупнейшие русские пианисты – создатели выдающихся трактовок произведений Шопена. Ф. Шопен и современность: проблемы и интерпретации. 11.Ф. Лист – крупнейший представитель музыкального искусства Венгрии. Музыкальная и просветительская деятельность Листа, её этапы. Ф. Лист – новатор в области фортепианного искусства – как исполнительского, так и композиторского. Репертуар Ф. Листа. Ораторский пафос, романтическая приподнятость исполнительского стиля Листа. Фортепианное творчество Ф. Листа. Периодизация его творчества и характеристика каждого творческого этапа. Яркое выражение эволюции творческого почерка Ф. Листа в «Годах странствий». Этюды Листа как новый тип концертно-виртуозного жанра. Соната си минор и ее место в романтическом музыкальном наследии; круг образов, монотематический принцип развития, слияние многочастного сонатного цикла в одночастный. Транскрипции Ф. Листа, их принципиальное отличие от оперных парафраз салонных виртуозов. Черты стиля и фактура литовских произведений в связи с трактовкой Ф. Листом фортепиано как «универсального» инструмента. Масштабность звуковых пропорций, оркестральность звучания, техника письма «аль фреско», выражающаяся в обилии развернутой аккордовой техники, в пассажах, хватывающих большое регистровое пространство, и т.д. Распределение пассажей между двумя руками, уплотнение, сжатие пассажей в аккордовых комплексах, аккордовое мартеллато и другие особенности листовского письма. Педагогика Ф. Листа, ее прогрессивный характер. Работа Листа с учениками над раскрытием художественного образа произведений. Взгляды Ф. Листа на развитие техники (психические основы техники, анализ трудностей
в процессе упражнения, понятие «техника упражнения», «ключевые» технические формулы, классификация видов техники). Аппликатурные принципы Ф. Листа. Ф. Лист и русская музыкальная культура. Русские ученики Ф. Листа. Исполнение произведений Ф. Листа отечественными пианистами. 12.Общая характеристика музыкального романтизма. Творчество крупнейших западноевропейских композиторов первой половины XIX столетия, связь с буржуазно-демократическим национальным движением. Черты передового романтизма в творчестве ряда композиторов и исполнителей. Проблема синтеза искусств. Программность в музыке. Новые жанры и формы, видоизменение старых форм: фортепианные миниатюры, р ома н ти ч е с к и е вариационные циклы, новая трактовка сонатного цикла, фантазия, баллады и др. Новые художественные проблемы, выдвинутые музыкальной литературой, и задачи пианиста-исполнителя: песенно- речевая выразительность мелодий и «пение на фортепиано»; новые музыкальные образцы и обогащение звуковой палитры инструмента; проблемы темпа, ритма, педализации. Изменение общественной роли и характера деятельности музыканта. Ее универсальный характер: композиция, исполнительство, педагогика, литературная и критическая деятельность. Просветительский характер творчества передовых музыкантов эпохи романтизма. Новые формы концертной деятельности – сольные концерты. Ф. Бузони и его пианистические принципы: рационализация исполнительского процесса, крупномасштабная трактовка динамики, «террасообразная регистровка» тембров. Работа над техникой (техническое членение, технические варианты). Транскрипции Ф. Бузони как отражение его пианистической эстетики. Бузони – редактор. Педагогика Бузони, его ученики. Э. Петри. Л. Годовский. Исполнение им произведений Ф. Шопена и других композиторов. Обработка и транскрипции Л. Годовского. Взгляды
Годовского на развитие пианистического мастерства. И. Гофман – один из крупнейших пианистов XX столетия, выдающийся интерпретатор произведений композиторов XIX столетия. Связь И. Гофмана с русским пианизмом. Особенности исполнительской манеры И. Гофмана. Книги Гофмана о фортепианном искусстве. 13.Фортепианное творчество И. Брамса. Синтез в творчестве Брамса традиций великих классиков XVII – начала XIX вв. и романтиков – современников композитора. Особенности фортепианного стиля И. Брамса: сочетание романтической взволнованности и строгой дисциплины мышления, монументальность композиций в единстве с тонкой нюансировкой деталей, «оркестровость» фортепианной звучности. Фортепианные концерты Брамса как новый тип инструментальных концертов-симфоний (партии солиста и оркестра в концертах). Вариационные циклы И. Брамса и преломление в них классических традиций (вариации на тему Генделя, Вариации на тему Паганини). Сонаты Брамса. Произведения малых форм, интермеццо, баллады, рапсодии. Особенности брамсовского фортепианного письма: сочетание широкоохватности и плотности фактуры, движение параллельными интервалами, ведение мелодии в среднем голосе, полифоническая насыщенность ткани и индивидуализация голосов. Упражнения Брамса и их польза для пианиста. Брамс – пианист. Вопросы интерпретации фортепианного наследия Брамса.
Зарождение русской фортепианной школы и её

расцвет в 19 веке.
14.Общая характеристика русской музыкальной культуры XVIII— начала XIX столетия. Творчество композиторов-любителей. Интерес к народной пе сне и развитие на этой почве разнообразных музыкальных жанров. Л. Гурилев, Д. Бортнянский — первые профессиональные композиторы, пишущие для фортепиано. Л.
Гурилев сыграл видную роль в развитии отече ственного фортепианного искусства. Одновременно с Д. Бортнянским разрабатывал жанр фортепианной сонаты. Изданная им соната d- moll,сочетает классические принципы развития с широким использованием народного тематизма. Большой и н т е р е с представляет цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Д. Бортнянский - один из крупнейших русских композиторов 18 века. Его пять сонат для фортепиано отличаются стройной уравновешенностью, ясностью формы, технической свободой, мелодической выразительностью. Стилистические приемы близки к раннеклассическому европейскому искусству. Фортепианная педагогика в России конца XVIII — начала XIX вв. Иностранные пианисты в России. Д. Фильд – исполнитель, композитор, педагог; его ученики. 15. М. Глинка и его фортепианное творчество. Исполнительский стиль М. Глинки как яркое проявление типичных тенденций в русском фортепианно-исполнительском искусстве первой половины XIX века. М. Глинка. Историческое значение его творчества для музыкального искусства России XIX века. Народность творчества Глинки. Вариационные циклы Глинки, их жанровая основа и особенности построения (драматургическая роль финалов, введение в цикл своеобразных лирических отступлений – адажио). Самобытность фортепианного стиля М. Глинки: сочетание приемов «пения на фортепиано», идущих от Д. Фильда и других ма с т е р о в раннеромантического искусства, с принципами мелодического и полифонического (подголосочного) развития в духе русской народной песни. Переосмысление жанров вариаций в духе русских песенно- танцевальных циклов. 16. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». Общие тенденции в фортепианных произведениях М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина при и н ди ви дуа л ь н о сти
творческих почерков. Фортепианное творчество М. Мусоргского. М. Балакирев и М. Мусоргский — пианисты. 17. П. Чайковский - влияние симфонизма П. Чайковского на его фортепианное творчество. Выдающиеся интерпретаторы наследия П. Чайковского. Творчество П. Чайковского как яркое воплощение важнейших особенностей русской национальной школы в фортепианной литературе XIX века. Влияние симфонизма П. Чайковского на его фортепианное творчество. Фортепианные концерты П. Чайковского; Соната соль мажор; фортепианные миниатюры и циклы. Связь творчества П. Чайковского с традициями европейского романтического фортепианного искусства. Выразительность фразировки, мелодическая насыщенность фортепианной ткани, обилие подголосочной полифонии, другие особенности письма П. Чайковского. Задачи исполнителя. Психологическая углубленность творчества П. Чайковского и его отражение в современной интерпретации его произведений. Выдающиеся интерпретаторы наследия П. Чайковского. 18. «Русское музыкальное общество». Первые консерватории в России. Братья Рубинштейны. Просветительская направленность их многообразной деятельности. Музыкально-общественная деятельность и артистический путь А. Рубинштейна, его эстетические взгляды. А. Рубинштейн – один из величайших концентрирующих пианистов второй половины XIX столетия. Демократизм и реалистические принципы исполнительского искусства А. Руб и н шт е й н а . «Исторические концерты» Рубинштейна и его лекции по фортепианной литературе. Рубинштейн – педагог. Фортепианное творчество А. Рубинштейна. Московская консерватория. Н. Рубинштейн – исполнитель. Н. Рубинштейн – создатель традиций и исполнения ряда произведений П. Чайковского, М. Балакирева, Ф. Листа. Н. Рубинштейн и его роль в развитии музыкальной жизни Москвы 60–70- х гг. XIX в. Н. Рубинштейн – один из крупнейших педагогов фортепиано. Его передовые уст ремления в п е д а го г и к е :
индивидуальный подход к ученику, творческое воспитание учащихся, воспитание высоких гражданских позиций в артистической деятельности, рационализация процесса упражнения путем отказа от механической тренировки и другие прогрессивные тенденции педагогики Н. Рубинштейна. Ученики Н. Рубинштейна – С. Танеев, А. Зилоти и др.
Западноевропейское фортепианное искусство второй половины 19 –

начала 20 века.
19.Норвежская композиторская школа. Э.Григ – композитор, пианист, дирижер. Народный художник, обобщивший коренные черты музыкального фольклора Норвегии. Фортепианное творчество. Лирические пьесы. Концерт для фортепиано с оркестром, 4 юморески. 20.Новые тенденции в искусстве Франции конца XIX – начала XX вв. К. Дебюсси и М. Равель – выдающиеся представители французского искусства этого времени. Импрессионизм, его отражение в фортепианном творчестве Дебюсси и Равеля. Новаторство в области фортепианного языка, открытие новых возможностей в использовании фортепианной звучности (особенности фактуры, гармонического языка, новое чувство колорита и т.д.). Фортепианное творчество К. Дебюсси. Первая и вторая тетради. Прелюдии, Эстампы, фортепианные ансамбли, этюды. 21.Особенности позднего периода творчества. Фортепианное творчество М. Равеля. Черты общности и различия творчества Дебюсси и Равеля. Проблемы интерпретации их произведений в связи особенностями их творчества. Фортепианные концерты Равеля, произведения малых форм, циклы. Сонатина. Преломление неоклассических тенденций в творчестве М. Равеля. 22.Испанское Ренисимьенто. Возрождение самобытной музыкальной культуры, осмысление и претворение классической испанской музыки и богатейшего испанского фольклора. М.де Фалья. «Ботическая фантазия». 4 испанские пьесы для фортепиано, 7 песен для голоса и
фортепиано. И.Альбенис. «Иберия», «Испанская рапсодия» для фортепиано с оркестром. Э. Гранадос. «Гойески». 23. Новая техника композиторского письма, попытки выхода за пределы «равномерной темперации» фортепиано. Изменившиеся представления о звуковой природе фортепиано и его новые возможности. А. Шенберг – период «свободной тональности», концентрация музыкального материала на внетональной основе. Сюита ор.25, Концерт для фортепиано с оркестром. Композиторская школа США. Ч. Айвз – техника серийного письма, четвертитоновая система. Раскрепощение тонально-гармонического, ритмического, теморального мышления.2-я соната для фортепиано, 3 четвертитоновые пьесы для двух фортепиано. Дж. Гершвин. Сочетание традиций импровизационного джаза, элементов афро-американского музыкального фольклора с формами европейской музыкальной классики. Рапсодия в блюзовых тонах. Концерт для фортепиано с оркестром.3 прелюдии для фортепиано. Неоклассическая тенденция. И. Стравинский. Необарокко. Ударно – безпедальный пианизм. Цикл 5 пальцев,3 фрагмента из балета Петрушка, Концерт для 2-х фортепиано соло.
Фортепианное искусство в России конца 19 – начала 20 века.
24. Первые русские концертирующие исполнители – Д. Кашин, А. Жилин. Фортепианная педагогика в России конца XVIII – начала XIX вв. Иностранные пианисты в России. Д. Фильд и русская культура. Фортепианное творчество русских композиторов 20–30-х гг. как дальнейший процесс становления русской музыки и педагогики. Фортепианное творчество А.С. Аренского. Стилистические черты- богатство звуковой палитры, изобретательность в области ритмики, формы, тщательность разработки фактуры. Произведения крупной формы: Концерт f-moll,Фантазия на темы Рябинина. Первый из русских
композиторов, обратившийся к концертным произведениям для 2-х фортепиано. Сюиты, фортепианные трио, фортепианный квинтет. 25.С. Рахманинов – один из крупнейших русских композиторов и величайший пианист XX столетия. Творчество Рахманинова как новый этап в развитии отечественного фортепианного искусства. Фортепианное творчество Рахманинова – продолжение романтических традиций русской фортепианной школы. Концерты С. Рахманинова как наиболее полное воплощение симфонических черт его творчества и как выдающееся достижение в области концертного жанра в мировом фортепианном искусстве первых десятилетий XX столетия. Эволюция концертного жанра. Сравнительный анализ концертов c-moll и Рапсодии на тему Паганини. Прелюдии, этюды-картины и другие произведения Рахманинова. (Сравнительный анализ ор. 32, 33 и 39). Особенности стиля: широта мелодического дыхания (принцип бесконечной мелодии), динамика, виртуозность письма. Связь и взаимовлияние творчества и исполнительства композитора. Задачи пианиста-интерпретатора рахманиновских произведений. С. Рахманинов – пианист. С. Рахманинов – исполнитель собственных произведений (сравнительный анализ авторских интерпретаций различных лет). С. Рахманинов – интерпретатор классического и романтического фортепианного наследия. Музыка П. Чайковского, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов в исполнении Рахманинова. С. Рахманинов и вопросы современного исполнительского искусства. 26.Творчество А. Скрябина и его значение в истории фортепианного искусства. Философско-эстетические взгляды Скрябина и эволюция его фортепианного стиля. Периодизация фортепианного творчества Скрябина. Характеристика раннего и среднего п ери одов (фортепианный концерт, прелюдии ор. 11-27, этюды ор. 8, 1-4 сонаты для фортепиано). Черты преемственности в творчестве А. Скрябина. Преломление романтической эстетики Ф. Шопена и П. Чайковского.
Особенности стиля: кантиленноречитативный склад мелодики, прозрачная фигурационная фактура, гармонически насыщенная пианистическая ткань и т.д. Поздний период творчества А. Скрябина. 5- 9 фортепианные сонаты, поэмы, этюды и другие произведения малых форм. Стиль позднего А. Скрябина: тематическая насыщенность фактуры, утверждение нового типа интонирования, поиск в области новых фортепианных тембров, тончайшая динамическая и штриховая дифференцированность пианистической ткани. Задачи исполнителя в связи с особенностями скрябинского стиля (мастерство фразировки, педализации, разнообразие исполнительских туше и т.д.). Скрябин – пианист. Особенности его исполнения: импровизационность игры, мастерство рубато, «техника нервов» и другие особенности. Русские пианисты – выдающиеся интерпретаторы фортепианного наследия А. Скрябина. 27. Н. К. Метнер. Наряду с С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным- крупнейший мастер русской фортепианной музыки начала 20 века. С этими художниками Метнера роднит общий патетически приподнятый тон музыки, напряженность экспрессии, склонность к резким эмоциональным контрастам. Стилистические черты - романтическая взволнованность, острота лирических чувств, су р о в о с т ь , рационалистическая строгость. Несмотря на традиционализм, композитор обладал индивидуальной манерой музыкального письма. Основной стилистический принцип его творчества заключался, по собственному определению Мастера, в «сложности согласований» при простоте отдельных элементов. Так, оставаясь в рамках тональной гармонии, он усложняет последования аккордов, допускает неожиданные сдвиги и отклонения. Сложность, изощренность мелодии, высокая степень полифонизации фактуры придают его музыке характер «графичности», преобладание рисунка над колоритом.
В этом отношении Метнер связан с неоклассическими тенденциями. Жанры фортепианного творчества: сонаты, сказки, концерты, новеллы. 28. Н.Я. Мясковский. Русский композитор, педагог, музыкальный критик. Один из крупнейших русских симфонистов. Способность мыслить в музыке широкими обобщениями - черта, заметная уже на раннем этапе творчества композитора. Крупная симфоническая форма, могущая широко и полно раскрыть концепцию художника, всегда привлекла композитора. Основные стилистические черты - национальная песенная основа, мелодика «широкого дыхания», пластичность музыкального рисунка; своеобразие колорита народных ладов, диатоника, мастерски обогащенная хроматикой. Фортепианное наследие Мясковского включает 9 сонат и свыше 100 небольших пьес, сгруппированных в циклы и сборники. Они стали для композитора и своеобразной лабораторией музыкального тематизма (многие послужили непосредственным источником тем симфоний или этюдным материалом). Эволюция стиля Н. Мясковского особенно заметна в сонатах, которые отличаются масштабностью содержания, монументальностью форм - романтически-патетической 1-й, традегийных одночастных 2-ой и 3-ей,драматически-скорбной и динамичной 4-ой и, отчасти, в Песне и Рапсодии, объединенных общим тематическим материалом. Фортепианные пьесы композитора наследуют и продолжают направление психологического реализма (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский), программности и национальной характерности («Могучая кучка», А. К. Лядов). Причуды(6 набросков), Стилизации (9 пьес в форме старых танцев), Простые вариации (лирическая сюита), Полифонические наброски(2 тетради).
Выдающиеся зарубежные пианисты. Исполнители и педагоги

20 века.
29.Артуро Бенедетти Микеланджели. Крупнейший итальянский пианист середины нашего века. Обучение в Миланской консерватории (в 14 лет
окончание учебы). 1940 г. – победитель Женевского конкурса. Гастроли по всему миру. Фортепианные классы в консерваториях Болоньи и Венеции. Школа в Больцано. Репертуар и программы концертов. Артур Рубинштейн. Владимир Горовиц, В.Гизекинг. 30.Ф. Бузони и его пианистические принципы. Бузони — редактор. Педагогика Ф. Бузони, его ученики. Э. Петри. Л . Годовский. Исполнение им произведений Ф. Шопена и других композиторов. Обработка и транскрипции Л. Годовского. Взгляды Годовского па развитие пианистического мастерства. И. Гофман — один из крупнейших пианистов XX столетия, выдающийся интерпретатор произведений композиторов XIX столетия. Связь И. Гофмана с русским пианизмом. Особенности исполнительской манеры И. Гофмана. Книги Гофмана о фортепианном искусстве. А. Шнабель как исполнитель и редактор сочинений Бетховена.
Русская фортепианная музыка 20 века.
31. С. Прокофьев. Связь его творчества с русским классическим наследием. С. Прокофьев и неоклассицизм; переосмысление формул классического письма в связи с новым содержанием. Новаторские черты фортепианного стиля Прокофьева: активизация музыкального ритма, заостренная контрастность, токкатность и др. Тесная связь новых средств выразительности с новаторским образным строем прокофьевской музыки. Отражение в музыке С. Прокофьева эстетических идей и образов современной ему действительности. Сонатная триада, концерты, произведения малых форм. С. Прокофьев – пианист; черты его исполнительского стиля, интерпретация сочинений С. Прокофьева советскими пианистами. Влияние творчества С. Прокофьева на советских и зарубежных композиторов. Характер этого влияния. 32.Д. Шостакович – выдающийся советский композитор, мыслитель и гуманист. Стилистические черты фортепианного стиля Шостаковича.
Сочетание традиций и новаторства в его композиторском почерке. Цикл прелюдий и фуг Д. Шостаковича как яркий образец советской полифонии. Концерты для фортепиано, 24 прелюдии. Вторая фортепианная соната с точки зрения ее драматургии и характера образов; особенности фортепианного письма на примере этой сонаты. Шостакович – пианист; авторские интерпретации сочинений. Роль музыки Д. Шостаковича в воспитании советского пианиста. Выдающиеся интерпретаторы произведений Д. Шостаковича. 33.Р.К.Щедрин - советский композитор, пианист, музыкально- общественный деятель. Музыкальному стилю Р. Щедрина присуще сочетание эпической широты, поэтичности, озорного юмора с глубокой традегийностью, эмоциональным размахом. Композитор тонко синтезирует различные пласты русского фольклора с современными приемами композиторского письма - алеаторикой, сонористикой, техникой додекафонии. Музыка Щедрина отмечена этиче ской значимо стью, в ней звучат мотивы б о р ь б ы , жизнеутверждения. Композитор существенно обогатил и расширил выразительные возможности музыкального искусства, его жанровый диапозон. Щедрин обновил традиционные формы инструментальной музыки.3 части 2-го концерта для фп. с оркестром носят названия «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты». 3-й концерт имеет подзаголовок «Вариации и тема». Сам композитор выступает как пианист, исполняя собственные произведения. Его игру отличают отточенная техника, ритмическая организованность, рельефная фразировка, точное раскрытие замысла произведения. Фортепианное наследие: Концерты для фп. с оркестром,24 прелюдии и фуги, Полифоническая тетрадь, Юмореска, Basso ostinato, В подражание Альбенису. 34. C. М. Слонимский – советский композитор, пианист, музыковед, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Один из лидеров современной отечественной музыки. С.Слонимский – петербургский
композитор. Его внутренний мир человека и музыканта сформировался под влиянием города. Он продолжатель той петербургской духовности, которая присуща И.Стравинскому, Н. Мясковскому, С. Прокофьеву, Д.Шостаковичу, многим другим художникам, интеллектуалам, выросшим в этом городе. Музыка Слонимского отмечена разнообразием жанров, тяготением к новым выразительным средствам, своеобразным преломлением русского музыкального фольклора. Произведения для фортепиано: Соната, «Элегия памяти Я. Сибелиуса», «Интермеццо Памяти Брамса», цикл 24 прелюдии и фуги, 2концерта для фортепиано с оркестром, «Еврейская рапсодия» для фортепиано, струнных, флейты и ударных.
Русское фортепианное исполнительство и педагогика

20 века.
35.Преемственность и дальнейшее развитие исполнителями лучших традиций русской пианистической школы второй половины XIX и начала XX века. Крупнейшие мастера старшего поколения советских пианистов, их роль в развитии современной советской фортепианно- исполнительской культуры. К . И гумн о в , А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, В. Софроницкий, Л. Оборин, С. Рихтер, Э. Гилельс, Г. Гинзбург, М. Юдина, Я. Флиер и другие. Анализ трактовок ими ряда фортепианных сочинений. Новые тенденции в отечественном фортепианном искусстве. 36.Святослав Теофилович Рихтер – народный артист СССР (1961 г.). Творческое становление, первые шаги под руководством отца. Огромная музыкальная эрудиция. Работа в одесской филармонии. С. Рихтер – ученик Генриха Нейгауза. Первый концерт в Москве (1942 г.). В 1945 г. – I-я премия на всесоюзном конкурсе. С. Рихтер и С. Прокофьев. Рихтеровский репертуар. Интеллектуальное и эмоциональное начало в интерпретации Рихтера. Рихтер – величайший пианист XX столетия.

Литература.
1. Алексеев А. Советская фортепианная музыка: 1917—1945. M.: Музыка, 1974. С прилож. списка литературы. 2. Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч.1-3-2-е изд.-М., «Музыка»,1988. 3. Альшванг А. Людвиг Ван Бетховен: Очерк жизни и творчества. - М., 1977. 4. Баренбойм Л. Вопросы музыкально-исполнительского искусства.- Вып.1-4. М., 1996. 5. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. - М.,1972. 6. Бодин Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха / Авт. вст. ст. Майкапар А. - М., Музыка, 1993. - 392 с. 7. Бодки Э. интерпретация клавирных произведений И.С. Баха-М.,1993. 8. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - Л., 1979. 9. Будяковский А. Пианистическая деятельность Ф.Листа. Л., 1986. 10.Бэлза И. Фридерик Шопен. - М.,1968. 11.Венок Шопену: Сборник статей и материалов. - М., 1989. 12.Вопросы исполнительского искусства. - Вып. 1-4-М.,1965-1976. 13.Гаккель Г. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева. - М.,1960. 14.Гаккель Г. Фортепианная музыка 20 века. Очерки-Л.,1990. 15.Голубовская Н.О музыкальном исполнительстве. - М., 1985. 16.Гольденвейзер А.32 сонаты Л.Бетховена: Исполнительский комментар.-М., 1966. 17. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича. - Л.,1970. 18.Музалевский В. Русское фортепианное искусство. 19.Музыкальная ритмика и фортепианное искусство. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 104. - М., 1989. 20.Музыкальная риторика и фортепианное искусство.
На уроках Антона Рубинштейна. - М.; Л., 1964. 21.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музгиз, 1961. - 317 с. * 2/1967. * 4/1982. 22. Нейгауз Г. Воспоминания. Письма. Материалы. - Имидж, 1992. 23.Нейгауз Г. Г. Мария Гринберг // С. М., 1958, № 3. 24.Николаев А. Взгляды Г.Н.Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. - М., 1961. 25.Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М., 1980. 26.Николаев Л. Несколько слов об исполнительстве \\ С.М. № 7-8, 1935. 27.Л.В.Николаев: Статьи и воспоминания современников. Письма. К 100- летию со дня рождения / Ред.-сост. Л.А.Баренбойм, Н.Л.Фишман. - Л.: Сов. композитор, 1979. - 324 с. 28.Николаев Л.В. Фортепианная педагогика // М., № 22, 1937 г. (Принципы школы Николаева) 29.Николаева Т. П. Гольденвейзер — редактор // С. М., 1958, № 1. 30.Николаева Т. П. Прелюдии и фуги Шостаковича op. 87 в учебном репертуаре училища // Методические записки по вопросам музыкального образования 31.Новикова Э. Т.Маттей [1858-1945] // Музыкальное исполнительство, в. 7. - М., 1972. 32.Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы. - М.: Музыка, 1988. - 48 с. 33.Л.Н.Оборин. Статьи. Воспоминания. / Сост. и ред. М. Г. Соколов - М., 1977. 34.Петров Ю.П. Идея цикличности сонат Д. Скарлатти и проблемы их интерпретации. 35.Петров Ю.П. Христианская числовая символика в ХТК. 36.Пианисты рассказывают. Вып. 1. / Сост., общая редакция и вступительная статья Г. Соколова. - М., 1979. * М., 1990. 37.Пианисты рассказывают. Под общей редакцией М.Соколова. Вып. 3. - М., 1988. 38.Повжитков. Экспрессия и техника.
39.Прокофьев Гр. Заметки о Рахманинове // С. М., 1959, № 10. 40.Прокофьев Гр. Игра на фортепиано. - М., 1927. 41.Прокофьев Гр. Рахманинов играет Скрябина // С. М., 1959, № 3. 42.Рабинович Д. Владимир Горовиц и русская пианистическая традиция // С.М., 1978, № 4. - С. 119-130. 43.Рабинович Д. А. Бенедетти Микеланджели // М. Ж., 1964, № 15. 44.Рабинович Д. Портреты пианистов. 45.Рабинович Д. Эмиль Гилельс // С. М., 1959, № 3. 46.Риман Г. Катехизис фортепианной игры. - 1929. 47.Рубинштейн А.Г. (1929-94) Литературное наследие. В 3-х т. - М., 1983. 48.Рубинштейн А. Музыка и ее представители. - М.: П. Юргенсон, 1882. 49.Савшинский С.И. Пианист и его работа. - Л.: Сов. комп., 1961. - 271 с. 50.Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. - Л.: Музыка, 1962. * Л.: Сов. композитор, 1964. - 182 с. * Л.: Музыка, 1968. - 108 с. 51.Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1965. - 120 с. 52.Скавронский А. В педагогике я обрел второе дыхание // Музыкальная академия, 2001, № 4. - С. 98-109. 53.Смирнова М. Артур Шнабель. - Л., 1979. 54.Сраджев В. Проблемы развития фортепианной техники. – Ташкент, 1987. 55.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. - М.: СК, 1989. - 144 с. 56.Тропп В. М. Глен Гульд и исполнение произведений И. С. Баха (лекция). 57.Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1965. * 1969. - 598 с. 58.Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста. - М., 1978. 59.С. Е. Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь. - М., 1984. 60.Цыпин Г. Я.Флиер. - М., 1972.
61.Чемберджи В. В путешествии со Святословом Рихтером. - М.: РИК "Культура", 1993. - 134 с. 62.Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. - Л., 1986. 63.Юрыгина Н. Уроки Я.И.Зака // Яков Зак. Статьи, материалы, воспоминания. Сост. и общая ред. М.Г.Соколова. - М., 1980.


В раздел образования