Достоинства и недостатки метода тестов
Постоянный контроль работы студентов подталкивает преподавателей к
поиску
новых
путей
и
методов
преподавания,
к
выбору
наиболее
эффективных способов обучения. Тестирование как средство обучения и
контроля
знаний
используется
давно.
Само
слово тест,
в
переводе
с
английского, означает - проверка, испытание. Здесь, под тестированием мы
понимаем
опрос:
вопро сы с
предложенными
ответами, из
которых
испытуемый
выбирает
один
(или
несколько)
верных. Любой
грамотно
построенный тест может охватить основные разделы учебной программы.
В
результате
возможность
для
«хвостистов»
выбиться
в
отличники,
а
для
отличника вдруг провалиться резко сокращается.
Считаю очевидным, что основное преимущество тестирования - удобство
использования, снижение трудоемкости, исключение ошибок при проверке
(если
использовать
ПК,
то
у
компьютеров
не
бывает
снижения
внимательности по причине усталости). Разработки уроков с тестированием
позволяют охватить всех присутствующих на уроке и получить в результате
не
только
баллы,
но
и
условное
представление
о
многих
личностных
особенностях
тестируемого
студента. Кроме
того,
растет
интерес
к
дистанционному
обучению,
которое
без
применения
компьютерных
программ для создания тестов и обработки результатов тестирования трудно
представить.
Среди недостатков тестирования можно отметить трудность формулировки
ответов
на
вопросы,
связанные
с
общими
законами
развития,
например
электромагнитных
явлений
в
технике,
для
которых
свойственны
неоднозначные ответы, и двоичной логики "да/нет" - недостаточно. Также, с
помощью тестирования невозможно контролировать творческие знания. Для
этого
существуют
иные
методы
оценки.
Существенный
недостаток
тестирования, это то, что обучаемые привыкают к готовым формулировкам, и
теряют (не приобретают) способность свободно и грамотно излагать мысли.
С другой стороны учащиеся, стесняющиеся говорить, оказываются в равных
условиях с "ораторами". Таким образом, тесты нельзя делать единственным
исчерпывающим
методом
диагностики
–
они
требуют
параллельного
использования свободных письменных работ, а также устного собеседования.
Место тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом
качестве тесты становятся незаменимы.
Итак, обучая студента тестированию, я соглашусь с тем, что мы учим его
мыслить более логично. Например, тестовые задания на постановку диагноза
электрических машин. Задание: выбрать правильные ответы
№
Вопрос
Ответ
1.
Какие
причины
приводят
к
перегреву эл/двигателя?
а)перекос
щеток;
б)слишком
много
смазки
в
подшипниках;
в)отверстия
кожуха
вентилятора
п е р е к р ы т ы
п о с т о р о н н и м и
п р е д м е т а м и ;
г)эл/двигатель
перегружен;
д)плохая
притирка
щеток.
2.
Какие
причины
приводят
к
п о в ы ш е н н о м у
н а г р е в у
подшипников?
а)неправиль ная
цент ровка
э л \ д в и г а т е л я ;
б)отсыревание изоляции обмоток; в)грубая сшивка
ремня; г) слишком мало смазки
3.
Какие
причины
приводят
к
п о в ы ш е н н о й
в и б р а ц и и
эл/двигателя?
а)заедание
щетки
в
обойме;
б)недостаточная
жесткость
фундамента;
в)несоосность
вала
эл\двигателя
с
валом
приводного
механизма;
г)отсыревание изоляции
4.
К
ка ко й
н е и с п р а в н о с т и
приведет
плохая
притирка
щеток?
а)
к
перегреву
эл/двигателя;
б)к
останову
эл/двигателя;
в)к
повышенному
искрению
под
щетками;
г)к
пониженному
сопротивлению
изоляции
Эталоны ответов: 1-в,г; 2-а,г; 3-б,в; 4-в.
Это совершенно другая модель мышления, учим нестандартному подходу к
заданию. Работая с тестом, студент вырабатывает своё видение проблемы,
разрабатывает свою тактику, готовится к тому, что в тесте может быть подвох.
Например, как
обозначается
коэффициент
мощности
в
электрической
машине? Ответ: А) cos β; Б) cos µ; В) cos φ. (правильный ответ - cos φ) или
как
соединяют
витки
обмотки
электрической
машины?
Ответ:
А)
треугольником;
Б)
трапецией;
В)
прямоугольником
(правильный
ответ
–
треугольником).
А следующий тест будет говорить уже о другом уровне достижения студента.
Например,
воспользуйтесь
«словарем»
и
составьте
предложение:
Ответ:___________________________________________________________
«словарь»: все, применение, машинах, эмалью, в современных, большее,
находят, нагревостойкой, провода, с прочной.
Использование многоуровневого тестирования, несомненно, позволит
студентам
реализовывать
свои
возможности
по
выбору
индивидуальных
заданий,
и это будет
зависеть от уровня собственной теоретической и
практической подготовленности.
Можно
сделать
вывод,
что
мышление
студентов
при
тестировании
становится более организованным, он может отбросить всё лишнее и не
тратить силы на решение ненужных задач.
Иными словами, выполнение
тестов развивает у студентов иной тип мышления.