Напоминание

"Вирус: живое или неживое?"


Автор: Шмыкова Галина Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Школа - интернат № 53"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вирус: живое или неживое?"
Раздел: полное образование





Назад




1 Учебный предмет: Биология. Общая биология. Тема урока: «Вирус- живое или не живое?». Класс: 10. Тип урока: урок изучения нового материала. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, проблемный, объяснительно - иллюстративный, практическая работа, частично- поисковый. Методическая цель: представить опыт по использованию эффективных приемов организации самостоятельной работы при изучении новой темы. Цель урока: создать условия для формирования ответственного отношения учащихся к здоровью, как ценности, путем расширения и углубления знаний о неклеточной форме жизни - вирусах. Задачи: Познавательные: - способствовать формированию знаний учащихся о науке «Вирусология»; - познакомить с понятием «вирусы», их разнообразием, строением, свойствами и болезнями, которые они вызывают; - научить применять меры профилактики вирусных инфекций; Развивающие: - развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности; - развивать умение определять цели обучения и планировать пути их достижения; - развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать выводы; Воспитательные: -способствовать формированию ценности здорового образа жизни; -способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности; -содействовать формированию устойчивого познавательного интереса к учебному предмету «Биология. Общая биология». Учебно - наглядные пособия и оборудование для учащихся: учебник Биология. Общая биология.10-11класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.- 2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2006.-367,(1)с.:ил.;тестовые задания для индивидуальной проверки знаний «Клеточный уровень жизни»; тестовые задания «Вирусы» ; карточки- задания для групповой практической работы «Вирус -живое или не живое ?»; электронная презентация «Царство Вирусы». Оборудование для учителя: компьютер, плазменный телевизор, электронная презентация.
2
1 этап: «Организационный момент»
(1-2 минуты)
Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне
3 - Учитель высказывает добрые пожелания, предлагает пожелать удачи друг другу; - Учитель предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; - Учитель формулирует эпиграф: «От скромного результата к большому успеху»; - Учитель настраивает на р а б о ту, проговаривая план урока: обобщающее повторение, формулирование проблемы, решение проблемы в ходе изучения нового материала и подведение итогов; - Учащиеся желают друг другу успеха; -Учащиеся высказываются: трудолюбие, взаимопонимание, знания, упорство, сотрудничество…
Результат:
учащиеся настроены на работу.
2 этап: «Актуализация знаний»
(10минут)
Цель:
повторение изученного ранее материала, необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений и формулирование проблемного вопроса -Учитель с помощью побуждающего диалога предлагает ответить на ряд вопросов (ответы записывает на доске): - «Назовите уровни организации живой материи»; - «Какими формами представлена жизнь на нашей планете?» - «Верно ли утверждение, что клетка - основной структурный компонент живого?»; - «Как вы тогда прокомментируете присутствие вирусов в вышеназванном утверждении, если у него нет клеточного строения?» (возникновение проблемной ситуации); -Учитель предлагает сформулировать проблему (затруднение); - Учащиеся называют: « Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический, биосферный»; -Учащиеся перечисляют: «Растениями, животными, грибами, бактериями и вирусами»; Учащиеся отвечают: «Да»; - Учащиеся рассуждают и пытаются сформулировать проблему: «Как же так, форма жизни, а не клетка?», «Если не клетка, то значит не живой?»…(возникает затруднение); - Учащиеся в ходе дискуссии формулируют
проблему: «Вирус - живое или не

живое?»;

Результат:
актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом; мотивация учащихся; развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций; создана проблемная ситуация, четко сформулирован проблемный вопрос.
3 этап: «Постановка учебной задачи»
(4-5 минут)
Цель:
обсуждение затруднений «Чего мы еще не знаем?»
4 - Учитель предлагает с помощью побуждающего от проблемы диалога сформулировать цель урока; - Учитель с помощью побуждающего от проблемы диалога предлагает сформулировать на основе цели урока - тему; - Учитель предлагает проговорить в громкой речи тему урока и записать в тетрадь. -
Учащиеся формулируют

Цель урока
: «Расширить знания о вирусах» (понятие, строение, классификацию и свойства)»; -
Учащиеся в ходе дискуссии

формулируют тему урока;
- Учащиеся проговаривают и записывают в тетрадь тему урока:
«Вирусы - живое или

не живое?»

Результат:
учащиеся проявляют готовность к сознательному освоению нового материала, формулируя цель и тему урока.
4 этап: «Открытие нового знания» (проект выхода из затруднения)
(10 минут)
Цель:
изучение нового материала. Способы: рассказ, диалог, групповая работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности. - Учитель кратко рассказывает об открытии вируса в 1892 году российским физиологом Д.И. Ивановским и о начальном этапе развития науки вирусологии с использованием электронной презентации «Вирусы и бактериофаги»; - Учитель предлагает учащимся групповую работу с использованием текста учебника: 1 группа - используя &20 учебника, выписывают признаки вируса, как живого существа; 2 группа - используя &20 учебника, выписывают признаки вируса, как не живого существа; - Учитель предлагает озвучить ответы, записывая их на доске в таблицу; (Приложение № 1) - Учитель предлагает сделать вывод; - Учитель предлагает продолжить просмотр презентации «Вирусы и бактериофаги» и по ходу презентации записать в тетрадь определение вируса, строение и значение; - Учащиеся записывают определение науки вирусологии, основные даты и фамилии ученых; - Учащиеся выполняют практическую работу, выписывая из учебника (стр.78- 81) признаки вирусов; - Учащиеся перечисляют признаки вирусов и понимают, что вирусы имеют признаки как живого, так и не живого; -
Учащиеся в ходе обсуждения делают

вывод:

«Вирус

-

живое

существо,

но

только в клетке другого организма»;
- Учащиеся смотрят презентацию, сопровож даемую ко м м е н т а р и я м и учителя, и записывают в тет радь определение, строение, и значение вирусов;
5 - Учитель констатирует факт: не смотря на то, что большинство вирусов вызывают ряд серьезных заболеваний, человек научился использовать их (бактериофаги) для лечения бактериальных инфекций. - Учитель задает
проблемный

вопрос:

«Вирус-убийца»?»
и п р е д л а г а е т аргументировать ответ; - Учитель предлагает выступить двум учащимся, подготовившим краткие сообщения с презентацией (опережающее задание) на тему «Вирусные заболевания»; - Учитель предлагает сделать вывод и ответить на вопрос «Вирус - убийца?» - Учитель подводит итог обсуждения: вирус - неклеточная форма жизни; вирус – убийца; -
Физкультурная пауза
(1минута) - Учащиеся дискутируют и приводят примеры из жизни и СМИ, как в пользу высказывания, так и против него; - Один ученик рассказывает о гриппе (возбудитель, способы заражения, симптомы и профилактика); - Другой - о ВИЧ (возбудитель, способы заражения, диагностика, симптомы и профилактика); - Учащиеся дают однозначный ответ:
«Да»;
- Учащиеся выполняют комплекс упражнений, включающий разминку для глаз(приложение №4)
Результат:
учащиеся сознательно усваивают новый материал, учатся сами добывать знания.
5 этап: «Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий»
(2 минуты)
Цель:
первичное закрепление содержания нового материала, посредством проговаривания нового знания. Способ: фронтальная работа Средства: комментирование - Учитель просит назвать тему урока, определения, главные вопросы, проблемы и тезисы; - Учащиеся называют тему у р о ка; проговаривают определение вирусов; называют главные вопросы, обсуждаемые проблемы и тезисы;
6 этап: «Самостоятельная работа с самопроверкой и самоанализом»
(5 минут)
Цель:
каждый для себя делает вывод о том, что он знает по результату тестирования.
6 - Уч и т е ль п редла г а е т в ы п о л н и т ь небольшой тест на проверку знаний, полученных на данном уроке ( Приложение №2) - Учитель называет правильные ответы и предлагает учащимся самим оценить свою работу по следующим критериям: одна ошибка- оценка «4», две ошибки- оценка «4», три ошибки- оценка «3» и более трех ошибок –оценка «Переделаю!»; - Учитель создает ситуацию успеха; - Д
ля

разрядки

атмосферы

на

уроке

у ч и т е л ь

ч и т а е т

ш у т о ч н о е

стихотворение о вирусе гриппа
( Приложение №3) - Учащиеся выполняют тест; - Учащиеся оценивают свою работу; -Учащиеся получили заряд хорошего настроения и оптимизма для продолжения работы;
Результат:
учащимися закреплено содержание нового материала.
7 этап: «Рефлексия деятельности и выставление оценок»
(5 минут)
Цель:
осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своих и всего класса. У ч и т е л ь з а д а е т в о п р о с ы в х о д е побудительного диалога: - Какую мы ставили перед собой цель? -Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать еще? - Где можно применить знания? - Учитель объявляет учащимся оценки за работу на уроке и комментирует их; Учащиеся отвечают: - «Расширить знания о вирусах: об их строении, свойствах», « о болезнях, которые они вызывают», «о мерах профилактики вирусных инфекций»; - « Удалось»… - «Повторяли изученный ранее материал», «решали проблему все вместе», «спорили», «обсуждали, высказывали свое мнение», «делали выводы», «выполняли практическую работу», «выполняли тестовые задания»; - «Повторили пройденный материал и изучили новый, о вирусах»; «получили оценки за тест»; «пообщались!»; «знаем, как поставить перед собой цель и решить учебную проблему»… - «Дома повторить пройденное и найти интересный материал о вирусах »… - «Для профилактики вирусных заболеваний», «помочь близким, когда они болеют »…
7 - Благодарит всех за продуктивную работу на уроке;
Результаты:
учащиеся осознали свою учебную деятельность, оценили работу свою и класса в целом.
8 этап: «Домашнее задание»
(1минута)
Цель:
повторение и закрепление новых знаний. - Учитель диктует домашнее задание: «Подготовить сообщение о любом вирусе (у кого и какие вызывает заболевания, симптомы, меры профилактики)»; - Учащиеся записывают домашнее задание;
Результат:
учащиеся эмоционально настроены на выполнение домашнего задания.


В раздел образования