Автор: Шмыкова Галина Евгеньевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МАОУ "Школа - интернат № 53" Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Вирус: живое или неживое?" Раздел: полное образование
1
Учебный предмет: Биология. Общая биология.
Тема урока: «Вирус- живое или не живое?».
Класс: 10.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, проблемный, объяснительно - иллюстративный, практическая работа,
частично- поисковый.
Методическая
цель:
представить
опыт
по
использованию
эффективных
приемов
организации самостоятельной работы при изучении новой темы.
Цель урока: создать условия для формирования ответственного отношения учащихся к
здоровью, как ценности, путем расширения и углубления знаний о неклеточной форме
жизни - вирусах.
Задачи:
Познавательные:
- способствовать формированию знаний учащихся о науке «Вирусология»;
-
познакомить
с
понятием
«вирусы»,
их
разнообразием,
строением,
свойствами
и
болезнями, которые они вызывают;
- научить применять меры профилактики вирусных инфекций;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;
- развивать умение определять цели обучения и планировать пути их достижения;
- развивать умение анализировать и
систематизировать изучаемый материал, делать
выводы;
Воспитательные:
-способствовать формированию ценности здорового образа жизни;
-способствовать
формированию
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
-содействовать
формированию
устойчивого
познавательного
интереса
к
учебному
предмету «Биология. Общая биология».
Учебно - наглядные пособия и оборудование для учащихся: учебник Биология. Общая
биология.10-11класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский,
Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.- 2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2006.-367,(1)с.:ил.;тестовые
задания для индивидуальной проверки знаний «Клеточный уровень жизни»; тестовые
задания «Вирусы» ; карточки- задания для групповой практической работы «Вирус -живое
или не живое ?»; электронная презентация «Царство Вирусы».
Оборудование для учителя: компьютер, плазменный телевизор, электронная презентация.
2
1 этап: «Организационный момент» (1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне
3
- Учитель высказывает добрые пожелания,
предлагает пожелать удачи друг другу;
-
Учитель
предлагает
подумать,
что
пригодится для успешной работы на уроке;
-
Учитель
формулирует
эпиграф:
«От
скромного результата к большому успеху»;
-
Учитель
настраивает
на
р а б о ту,
проговаривая
план
урока:
обобщающее
повторение,
формулирование
проблемы,
решение проблемы в ходе изучения нового
материала и подведение итогов;
- Учащиеся желают друг другу успеха;
-Учащиеся
высказываются:
трудолюбие,
взаимопонимание,
знания,
упорство,
сотрудничество…
Результат: учащиеся настроены на работу.
2 этап: «Актуализация знаний» (10минут)
Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для открытия нового
знания, выявление затруднений и формулирование проблемного вопроса
-Учитель с помощью побуждающего
диалога предлагает ответить на ряд
вопросов (ответы записывает на доске):
- «Назовите уровни организации живой
материи»;
- «Какими формами представлена жизнь на
нашей планете?»
- «Верно ли утверждение, что клетка -
основной структурный компонент
живого?»;
- «Как вы тогда прокомментируете
присутствие вирусов в вышеназванном
утверждении, если у него нет клеточного
строения?» (возникновение проблемной
ситуации);
-Учитель предлагает сформулировать
проблему (затруднение);
- Учащиеся называют: « Молекулярный,
клеточный, организменный, популяционно
- видовой, биогеоценотический,
биосферный»;
-Учащиеся перечисляют: «Растениями,
животными, грибами, бактериями и
вирусами»;
Учащиеся отвечают: «Да»;
- Учащиеся рассуждают и пытаются
сформулировать проблему: «Как же так,
форма жизни, а не клетка?», «Если не
клетка, то значит не живой?»…(возникает
затруднение);
- Учащиеся в ходе дискуссии формулируют
проблему: «Вирус - живое или не
живое?»;
Результат: актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом;
мотивация
учащихся;
развитие
внимания,
памяти,
речи,
мыслительных
операций;
создана проблемная ситуация, четко сформулирован проблемный вопрос.
3 этап: «Постановка учебной задачи» (4-5 минут)
Цель: обсуждение затруднений «Чего мы еще не знаем?»
4
- Учитель предлагает с помощью
побуждающего от проблемы диалога
сформулировать цель урока;
- Учитель с помощью
побуждающего от проблемы диалога
предлагает сформулировать на основе цели
урока - тему;
- Учитель предлагает проговорить в
громкой речи тему урока и записать в
тетрадь.
- Учащиеся формулируют
Цель урока :
«Расширить знания о вирусах» (понятие,
строение, классификацию и свойства)»;
- Учащиеся в ходе дискуссии
формулируют тему урока;
- Учащиеся проговаривают и записывают в
тетрадь тему урока: «Вирусы - живое или
не живое?»
Результат:
учащиеся
проявляют
готовность
к
сознательному
освоению
нового
материала, формулируя цель и тему урока.
4 этап: «Открытие нового знания» (проект выхода из затруднения) (10 минут)
Цель: изучение нового материала.
Способы: рассказ, диалог, групповая работа.
Методы:
побуждающий
к
гипотезам
диалог,
организация
самостоятельной
исследовательской деятельности.
- Учитель кратко рассказывает об открытии
вируса в 1892 году российским физиологом
Д.И. Ивановским и о начальном этапе
развития науки вирусологии с
использованием электронной презентации
«Вирусы и бактериофаги»;
- Учитель предлагает учащимся групповую
работу с использованием текста учебника:
1 группа - используя &20 учебника,
выписывают признаки вируса, как живого
существа;
2 группа - используя &20 учебника,
выписывают признаки вируса, как не
живого существа;
- Учитель предлагает озвучить ответы,
записывая их на доске в таблицу;
(Приложение № 1)
- Учитель предлагает сделать вывод;
- Учитель предлагает продолжить просмотр
презентации «Вирусы и бактериофаги» и по
ходу
презентации
записать
в
тетрадь
определение вируса, строение и значение;
- Учащиеся записывают определение
науки вирусологии, основные даты и
фамилии ученых;
-
Учащиеся
выполняют
практическую
работу, выписывая из учебника (стр.78-
81) признаки вирусов;
-
Учащиеся
перечисляют
признаки
вирусов и понимают, что вирусы имеют
признаки как живого, так и не живого;
- Учащиеся в ходе обсуждения делают
вывод:
«Вирус
-
живое
существо,
но
только в клетке другого организма»;
-
Учащиеся
смотрят
презентацию,
сопровож даемую
ко м м е н т а р и я м и
учителя,
и
записывают
в
тет радь
определение,
строение,
и
значение
вирусов;
5
- Учитель констатирует факт: не смотря на
то, что большинство вирусов вызывают ряд
серьезных
заболеваний,
человек
научился
использовать их (бактериофаги) для лечения
бактериальных инфекций.
-
Учитель
задает проблемный
вопрос:
«Вирус-убийца»?»
и
п р е д л а г а е т
аргументировать ответ;
-
Учитель
предлагает
выступить
двум
учащимся,
подготовившим
краткие
сообщения
с
презентацией
(опережающее
задание) на тему «Вирусные заболевания»;
-
Учитель
предлагает
сделать
вывод
и
ответить на вопрос «Вирус - убийца?»
- Учитель подводит итог обсуждения: вирус
- неклеточная форма жизни; вирус – убийца;
- Физкультурная пауза (1минута)
-
Учащиеся
дискутируют
и
приводят
примеры из жизни и СМИ, как в пользу
высказывания, так и против него;
- Один ученик рассказывает о гриппе
(возбудитель,
способы
заражения,
симптомы и профилактика);
- Другой - о ВИЧ (возбудитель, способы
заражения,
диагностика,
симптомы
и
профилактика);
-
Учащиеся
дают
однозначный
ответ:
«Да»;
-
Учащиеся
выполняют
комплекс
упражнений, включающий разминку для
глаз(приложение №4)
Результат: учащиеся сознательно усваивают новый материал, учатся сами добывать
знания.
5 этап: «Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий»
(2 минуты)
Цель:
первичное
закрепление
содержания
нового
материала,
посредством
проговаривания нового знания.
Способ: фронтальная работа
Средства: комментирование
-
Учитель
просит
назвать
тему
урока,
определения, главные вопросы, проблемы
и тезисы;
-
Учащиеся
называют
тему
у р о ка;
проговаривают
определение
вирусов;
называют главные вопросы, обсуждаемые
проблемы и тезисы;
6 этап: «Самостоятельная работа с самопроверкой и самоанализом» (5 минут)
Цель: каждый для себя делает вывод о том, что он знает по результату тестирования.
6
-
Уч и т е ль
п редла г а е т
в ы п о л н и т ь
небольшой
тест
на
проверку
знаний,
полученных на данном уроке
( Приложение №2)
- Учитель называет правильные ответы и
предлагает учащимся самим оценить свою
работу
по
следующим
критериям:
одна
ошибка- оценка «4», две ошибки- оценка
«4», три ошибки- оценка «3» и более трех
ошибок –оценка «Переделаю!»;
- Учитель создает ситуацию успеха;
-
Д ля
разрядки
атмосферы
на
уроке
у ч и т е л ь
ч и т а е т
ш у т о ч н о е
стихотворение о вирусе гриппа
( Приложение №3)
- Учащиеся выполняют тест;
- Учащиеся оценивают свою работу;
-Учащиеся
получили
заряд
хорошего
настроения и оптимизма для продолжения
работы;
Результат: учащимися закреплено содержание нового материала.
7 этап: «Рефлексия деятельности и выставление оценок» (5 минут)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своих
и всего класса.
У ч и т е л ь
з а д а е т
в о п р о с ы
в
х о д е
побудительного диалога:
- Какую мы ставили перед собой цель?
-Удалось ли нам достигнуть поставленной
цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Где можно применить знания?
- Учитель объявляет учащимся оценки за
работу на уроке и комментирует их;
Учащиеся отвечают:
- «Расширить знания о вирусах: об их
строении, свойствах», « о болезнях,
которые они вызывают», «о мерах
профилактики вирусных инфекций»;
- « Удалось»…
- «Повторяли изученный ранее материал»,
«решали проблему все вместе», «спорили»,
«обсуждали, высказывали свое мнение»,
«делали выводы», «выполняли
практическую работу», «выполняли
тестовые задания»;
- «Повторили пройденный материал и
изучили новый, о вирусах»; «получили
оценки за тест»; «пообщались!»; «знаем,
как поставить перед собой цель и решить
учебную проблему»…
- «Дома повторить пройденное и найти
интересный материал о вирусах »…
- «Для профилактики вирусных
заболеваний», «помочь близким, когда они
болеют »…
7
- Благодарит всех за продуктивную работу
на уроке;
Результаты: учащиеся осознали свою учебную деятельность, оценили работу свою и
класса в целом.
8 этап: «Домашнее задание» (1минута)
Цель: повторение и закрепление новых знаний.
-
Учитель
диктует
домашнее
задание: «Подготовить сообщение о
любом
вирусе
(у
кого
и
какие
вызывает
заболевания,
симптомы,
меры профилактики)»;
- Учащиеся записывают домашнее задание;
Результат: учащиеся эмоционально настроены на выполнение домашнего задания.