Напоминание

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности как одного из эффективных средств патриотического воспитания обучающихся


Автор: Апанасова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино м.р. Похвистневский Самарской области
Населённый пункт: с. Малое Ибряйкино
Наименование материала: статья
Тема: Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности как одного из эффективных средств патриотического воспитания обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад





Использование краеведческого материала на уроках русского языка и

литературы, во внеурочной деятельности как одного из эффективных

средств патриотического воспитания обучающихся
Воспитание любви к Родине, формирование достойного гражданина - основные составляющие учебно-воспитательной работы школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Благодаря краеведению, устанавливается и поддерживается живая связь времен, сохраняется историческая память, воспитывается духовная оседлость. И соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами здесь происходит естественно. В этом и есть особая, непреходящая сила и ценность краеведения. Являясь преподавателем русского языка и литературы и одновременно руководителем школьного историко-краеведческого музея, использование краеведческого материала осуществляю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На уроках русского языка эта работа мною ведется поэтапно. I этап: Подготовительный (5-6 классы). Здесь происходит формирование основ коммуникативной компетенции, привитие интереса к истории родного края. Систематически использую творческие работы малой формы: изложения и сочинения – миниатюры с привлечением местного материала, текстов по истории края, района, села. II этап: Практический (7-8 классы). На этом этапе закрепляются навыки коммуникативной компетенции посредством использования личных наблюдений и жизненного опыта учащихся. В 7-8 классах продолжается работа по развитию речи. Ребята пишут сочинения по личным наблюдениям с использованием краеведческого материала «Моя родная улица», «Я сижу на берегу реки Ерыклы», «Труженики тыла рассказывают о себе», «Живет среди нас …». Такая работа нацеливают учащихся быть внимательными к улицам, домам родного села, к истории села. А самое главное - понимать, что история родного края это и история жизни людей, которые тебя окружают. III этап: Аналитический. Овладение речевой компетенцией (9 класс). На уроках развития речи в 9 классе учащиеся работают над сочинением -рассуждением на морально-этическую тему. В ходе работы подбирают и накапливают материалы, позволяющие подготовиться к успешной сдаче о с н о в н о го го с уд а р с т в е н н о го э к з а м е н а п о р у с с ком у я з ы к у. Работая в данном направлении, активно использую книгу об истории нашего села М. А. Аляпкина «Моя родина – Ибряйкино», литературно –
художественный альманах «Родники земли Похвистневской». На страницах этих изданий имеется немало полезной информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего района и села. Таким образом, использование краеведческого материала на уроках русского языка позволяет школьникам не только развивать коммуникативные умения, но и осознавать свой гражданский долг, бережно и с любовью относиться к родным местам. Хочется добавить, что обращение к краеведческому материалу предполагает возможность проведения интегрированных уроков, уроков- экскурсий, уроков-путешествий. Так урок русского языка в 6 классе по теме «Устаревшие слова» обычно проводится в школьном музее, потому что музейные экспонаты из раздела экспозиции «Уголок быта наших односельчан начала 20 века» способствуют формированию личностных универсальных учебных действий: развитию интереса к изучению русского языка как отражения истории, быта, культуры русского народа. В то же время позволяют добиться и предметных результатов: усвоить понятие «устаревшие слова» (архаизмы, историзмы), научить их опознавать и уместно употреблять в речи. Продолжением работы над темой становится внеклассное мероприятие «Так жили наши предки» с приглашением старожилов села, которые рассказывают ребятам о быте и трудовой деятельности крестьян. Если на уроке русского языка они узнали и увидели, что такое прялка, ступа, коромысло, то на внеклассном мероприятии услышали из первых уст, как этими предметами пользовались и как жили наши предки. Да и сама обстановка экспозиции способствует развитию интереса к культуре и быту русского народа. Программа литературного образования также дает возможность использования краеведческого материала. В частности на уроках внеклассного чтения и развития речи, реализуя региональный компонент «Литература родного края», мы обращаемся к произведениям писателей и поэтов, наших земляков. Например, к творчеству Самарского писателя и журналиста, участника ВОв, уроженца нашего села Валентина Николаевича Мясникова. В нашем школьном музее имеется экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. И вновь помощь школьного краеведческого музея неоценима. Именно живое слово о земляках расширяет представления об истории и дне сегодняшнем, дает возможность учащимся не только почувствовать гордость за «малую Родину», но и повысить интерес к
получению новых знаний о своем крае, обратившись впоследствии и к другим, более обширным источникам. Во внеурочной деятельности работа по краеведению реализуется через следующие формы:  экскурсии, однодневные экспедиции по окрестностям поселения с целью сбора информации о топонимах (микротопонимах) и истории их происхождения, изучения природных особенностей;  научно-практические конференции;  организация тематических экспозиций в школьном музее;  встречи с тружениками тыла;  поисковая работа в местном архиве, библиотеке и т.д. И, как обычно, после систематизации и оформления материалов на свет появляются результаты кропотливой деятельности учащихся — сочинения, исследования, проектные работы, вписывающие новую страницу в историю района, поселения. Принимая активное участие в конкурсах сочинений, выполняя исследовательские и проектные работы, ребята знают и помнят, что корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом - родного края, что история родного края не безлика. Она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях, живущих рядом. А если ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.


В раздел образования