Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности как одного из эффективных средств патриотического воспитания обучающихся
Автор: Апанасова Татьяна Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино м.р. Похвистневский Самарской области Населённый пункт: с. Малое Ибряйкино Наименование материала: статья Тема: Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности как одного из эффективных средств патриотического воспитания обучающихся Раздел: среднее образование
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и
литературы, во внеурочной деятельности как одного из эффективных
средств патриотического воспитания обучающихся
Воспитание любви к Родине, формирование достойного гражданина -
основные составляющие учебно-воспитательной работы школы. Одним из
важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является
школьное
краеведение.
Благодаря
краеведению,
устанавливается
и
поддерживается
живая
связь
времен,
сохраняется
историческая
память,
воспитывается
духовная
оседлость.
И
соединение
учебно-познавательной
работы с воспитательными задачами здесь происходит естественно. В этом и
есть особая, непреходящая сила и ценность краеведения.
Являясь преподавателем русского языка и литературы и одновременно
руководителем
школьного
историко-краеведческого
музея,
использование
краеведческого материала осуществляю как в урочной, так и во внеурочной
деятельности.
На уроках русского языка эта работа мною ведется поэтапно.
I
этап:
Подготовительный
(5-6
классы). Здесь
происходит
формирование основ коммуникативной компетенции, привитие интереса к
истории родного края. Систематически использую творческие работы малой
формы: изложения
и сочинения
–
миниатюры с
привлечением
местного
материала, текстов по истории края, района, села.
II этап: Практический (7-8 классы). На этом этапе закрепляются навыки
коммуникативной
компетенции
посредством
использования
личных
наблюдений и жизненного опыта учащихся.
В 7-8 классах продолжается работа по развитию речи. Ребята пишут
сочинения
по
личным
наблюдениям
с
использованием
краеведческого
материала
«Моя
родная
улица»,
«Я
сижу
на
берегу
реки
Ерыклы»,
«Труженики тыла рассказывают о себе», «Живет среди нас …». Такая работа
нацеливают учащихся быть внимательными к улицам, домам родного села, к
истории села. А самое главное - понимать, что история родного края это и
история жизни людей, которые тебя окружают.
III этап: Аналитический. Овладение речевой компетенцией (9 класс).
На уроках развития речи в 9 классе учащиеся работают над сочинением
-рассуждением
на
морально-этическую
тему. В ходе работы подбирают и
накапливают материалы, позволяющие подготовиться
к успешной сдаче
о с н о в н о го
го с уд а р с т в е н н о го
э к з а м е н а
п о
р у с с ком у
я з ы к у.
Работая в данном направлении, активно использую книгу об истории нашего
села
М.
А.
Аляпкина
«Моя
родина
–
Ибряйкино»,
литературно
–
художественный альманах «Родники земли Похвистневской». На страницах
этих изданий имеется немало полезной информации об истории, культуре,
памятниках природы, известных людях нашего района и села.
Таким образом, использование краеведческого материала на уроках
русского языка позволяет школьникам не только развивать коммуникативные
умения,
но
и
осознавать
свой
гражданский
долг,
бережно
и
с
любовью
относиться к родным местам.
Хочется
добавить,
что
обращение
к
краеведческому
материалу
предполагает
возможность
проведения
интегрированных
уроков,
уроков-
экскурсий, уроков-путешествий.
Так урок русского языка в 6 классе по теме «Устаревшие слова» обычно
проводится в школьном музее, потому что музейные экспонаты из раздела
экспозиции «Уголок быта наших односельчан начала 20 века» способствуют
формированию
личностных
универсальных
учебных
действий: развитию
интереса к изучению русского языка как отражения истории, быта, культуры
русского
народа.
В
то
же
время
позволяют
добиться
и
предметных
результатов: усвоить понятие «устаревшие слова» (архаизмы, историзмы),
научить их опознавать и уместно употреблять в речи.
Продолжением работы над темой становится внеклассное мероприятие
«Так
жили
наши
предки»
с
приглашением
старожилов
села,
которые
рассказывают ребятам о быте и трудовой деятельности крестьян. Если на
уроке
русского
языка
они
узнали
и
увидели,
что
такое
прялка,
ступа,
коромысло, то на внеклассном мероприятии услышали из первых уст, как
этими
предметами
пользовались
и
как жили
наши
предки.
Да
и
сама
обстановка экспозиции способствует развитию интереса к культуре и быту
русского народа.
Программа
литературного
образования
также
дает
возможность
использования
краеведческого
материала.
В
частности
на
уроках
внеклассного чтения и развития речи, реализуя региональный компонент
«Литература родного края», мы обращаемся к произведениям писателей и
поэтов, наших земляков. Например, к творчеству Самарского писателя и
журналиста,
участника ВОв, уроженца нашего села Валентина Николаевича
Мясникова.
В нашем школьном музее имеется экспозиция, посвященная жизни и
творчеству писателя.
И вновь помощь школьного краеведческого музея
неоценима. Именно живое слово о земляках расширяет представления об
истории
и
дне
сегодняшнем,
дает
возможность
учащимся
не
только
почувствовать
гордость
за
«малую
Родину»,
но
и
повысить
интерес
к
получению
новых
знаний
о
своем
крае,
обратившись
впоследствии
и
к
другим, более обширным источникам.
Во внеурочной деятельности работа по краеведению реализуется через
следующие формы:
экскурсии, однодневные экспедиции по окрестностям поселения
с целью
сбора информации о топонимах (микротопонимах) и
истории их происхождения, изучения природных особенностей;
научно-практические конференции;
организация тематических экспозиций в школьном музее;
встречи с тружениками тыла;
поисковая работа в местном архиве, библиотеке и т.д.
И,
как
обычно,
после
систематизации
и
оформления
материалов
на свет
появляются
результаты
кропотливой
деятельности
учащихся —
сочинения, исследования, проектные работы, вписывающие новую страницу
в историю района, поселения.
Принимая
активное
участие
в
конкурсах
сочинений,
выполняя
исследовательские и проектные работы, ребята знают и помнят, что корни
человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом -
родного края, что история родного края не безлика. Она близкая и родная
именно потому, что рассказывает о людях, живущих рядом. А если ты связан
с
этими
людьми
местом
проживания,
значит
ты
их
историческое
продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.